Это жизнь - портал для женщин

"государство-основной институт политической системы". Государство как институт политической системы общества, правового и социального государства

5.1. Государство в политической системе общества.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государст­венного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, монархия, республика.

В разделе 5.1 вводятся понятия «государство», «суверенитет», определяются признаки государства и функции. Для того, чтобы выяснить, что такое государство, необходимо знать, когда и как оно появляется. Государство появляется тогда, когда общество социально дифференцируется, оно выступает механизмом регулирования отношений между классами и механизмом, с помощью которого одни классы подчиняют другие. В основе государства лежит власть, поэтому сущность государства заключается в установлении власти одного класса над другим. Поскольку существуют определенные структуры, при помощи которых осуществляется власть, постольку государство выступает как институционализированный субъект властных отношений.

В разделе 5.2 рассматривается типология государственных устройств в зависимости от формы правления, формы государственного устройства, типа политического режима, приоритетных функций и верховенства власти. При изучении данной темы важно понимать, что монархия и республика относятся к формам правления, федерация, конфедерация, унитарное государство - к формам государственного устройства или административно-территориальной организации, а авторитаризм, тоталитаризм и демократия являются типами политических режимов. Помимо этого, следует знать нижеприведенные определения.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государст­венная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Унитарное государство - это единое государственное образование с доминирующей центральной властью.

Федеративное государство - союз нескольких относительно самостоятельных государственных образований в единое государство.

Конфедерация - союз самостоятельных государств, объединенных для координации лишь некоторых своих функций.

Кроме того, следует обратить внимание на признаки правового и социального государств, понять их отличия. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства.

5.1. государство в политической системе общества

5.2. Типология государственных устройств.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является признаками государства:

а) наличие торговых отношений;

б) наличие территории и населения;

в) суверенитет;

г) наличие развитой экономической системы;

д) наличие высокой институализации власти?

2. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государственный суверенитет:

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных институтов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства;

г) право на свержение деспотичного правительства;

д) независимость государства от других государств?

3. Выделите внешние и внутренние функции государства:

а) экономическая;

б) оборонная;

в) дипломатическая;

г) культурно-воспитательная.

4. При какой форме правления законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках монарха:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) абсолютная монархия;

г) дуалистическая монархия?

5.Какие выделяют типы государств по административно- территориальной организации:

а) республика, монархия;

б) федерация; конфедерация, унитарное;

6. Соборное государство - это:

а) верховенство духовной власти над светской;

б) верховенство светской власти;

в) гармония духовной и светской властей.

7. Из указанных ниже признаков выберете те, которые характерны для правового государства:

а) правовое государство - государство, где все подчинены закону;

б) в правовом государстве запрещено все, что не разрешено

в) правовое государство - это государство, в котором реализован принцип разделения властей;

г) правовое государство - это государство, эффективно отстаивающее и защищающее свои национальные интересы;

д) правовое государство - государство с многопартийной системой

Макиавелли – 16-17вв. – дал понятие государства.

В 17-18вв. – оформляются договоры, согласно которым государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей.

В 19в. – Марксистское учение распространилось. Государство возникло, так как была частная собственность и классы.

Существует несколько определенных государств.

Государство – форма организации политической власти, в обществе обладающей суверенитетом.

Государство – исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны. Обеспечивает безопасность и права граждан.

Отличительная черта – суверенность, верховная власть и независимость.

Государственная власть имеет профессиональный аппарат управления вооруженные отряды людей (армию, полицию), то есть государство способно применить принуждение.

Признаки современного государства:

Территория, населения, суверенная публичная власть.

Территория – не разделена, не прикосновенна, неотчуждаема и исключительна, то есть на территории государства господствует власть только этого государства.

Население – полинациональное – человеком сообщество, прожившее на определенной территории и подчеркивающий ее власть.

Суверенитет – самостоятельное верховенство государств на собственной территории.

Формируется аппарат государственного управления, прокуратура, суд.

Публичная власть опирается на право, деятельность особого слоя лиц, профессия которого государственная служба.

Уникальность государства – только у нее свои вооруженные силы, огромные материальные человеческие ресурсы.



Лишь государство представляет все общественность внутри страны и за ее территориями.

Государство выполняет функции:

Внутренние (охрана, права, свободы)

Внешние (защита интересов, участие в решении глобальных проблем).

Формы государства зависят от форм государственного устройства, политический режим.

Форма правления – организация высшей политической власти.

Главный признак формы правления – правовой статус главы государства.

Государственное устройство – понятие для определения взаимоотношений центральных и региональных органов.

Основные формы государственного устройства:

1. Федерация

2. Унитарное государство

3. Конфедерация

4. Союз государств.

Политический режим – форма правления или методы осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный.

Признаки правового государства

В 20в. во многих странах сложились государства – правовые, верховенство права в обществе и во всех сферах его жизни.

Верховенство – главный признак правового государства – подчинение закону его органов, должностных лиц, граждан.

Правовое государство отличается от внеправового, качеством законов, они должны быть неотъемлемыми чертами жизни государства.

Свобода не является абсолютной, а имеет меру.

Правовое государство закрепляет свободу людей и их равенство как качество людей, честь, достоинство интересов, их охрана – принцип правового государства.

В правовом государстве устанавливается принципа взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство не мыслимо без принципа распределения власти. Вся государственная власть в полном объеме не принадлежит никому. У каждого своя функция.

Демократия и участие граждан в политической жизни

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правовая связь с государством – государство признает и гарантирует его права и свободы, защищает заграницей, а с другой стороны оно выполняет законы и обязанности.

Важные взаимоотношения государства и личности регулируются конституционным правом. Совокупность норм составляет статус.

Его элементы:

1. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Гражданин, апатрид, иностранец.

2. Правовой статус.

3. Права, свободы, обязанности.

4. Правосубъектность – включает в себя конституционную правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – способность иметь конституционные права, свободы и нести обязанности, закрепленные в конституции, наступает с рождения.

Дееспособность – своими действиями приобретать права и обязанности, наступает с 18 лет.

Конкретно правосубъектность приобретать и осуществлять права, обязанности, формируется с 18 лет.

Конкретные принципы – закреплены в конституции в соответствии, с которыми осуществляется положение человека, регулируется его правовой статус.

Конституционные права, свободы обязанности человека и гражданина – главный элемент статуса личности, так как их объем, и содержание определяет правовое и реальное положение личности в государстве.

Политическая жизнь общества – сфера общественных отношений, вступая в нее люди, приобщаются к управлению обществом. Участие - инструментальная активность граждан. Они оказывают влияние на формирование и деятельность государственных органов власти и местного самоуправления.

Формы политического участия:

Легальные – осуществляются на основе прав, свобод и обязанности личности.

Не легальные – осуществляются в формах запрещенных законодательными актами, постановлениях (демонстрации, митинги).

По степени интенсивности:

1. Постоянная

2. Эпизодическая

3. Периодическая

Вебер выделил политиков:

1. По случаю – мы избираем.

2. По совместительству – те, кто занимается политикой из необходимости.

3. По профессии – те, кто живет за счет политики.

Политическая социализация – процесс вхождения человека в мир политики, усвоение определенного типа культуры. У личности формируется определенная политические представления, ценности, установки.

Выборы – способ формирования органов местного управления голосованием.

Выборы: государственные, местные, основные, дополнительные, президентские, парламентские.

Избирательное право – нормы регуляции организации и проведение выборов.

Избирательное право:

Активное – ты избираешь.

Пассивное – тебя избирают.

Избирательный процесс – дата выборов, регистрация избирателей, выдвижение кандидатов, проценты результатов.

Известны три системы:

Мажоритарная – при которых избранный – получивший предусмотренное законом большинство голосов. Бывают:

Относительное большинство – если получил относительное большинство по сравнению с другими.

Пропорциональная – при ней распределение мандатов между партиями проводится в соответствии полученным ими количеством голосов, а каждая партия или блок выдвигает свой список кандидатов и подают голоса за один из списков.

Для определения результатов устанавливается минимальное количество голосов.

Смешанная – партии.

Плебисцит – опрос населения о политической судьбе территории, на которой они проживают.

Референдумы: общенациональные, местные, конституционные, законодательные.

5.1. Понятие и структура политической системы.

5.2. Функционирование политической системы.

5.3. Типологии политических систем.

5.4. Политическая стабильность и политический риск.

Цели изучения темы

      характеристика системного подхода к политике;

      анализ модели политической системы Д. Истона;

      определение структуры и функций политической системы;

      выявление особенностей и типов политической стабильности и политического риска.

Основные понятия: политическая система, «вход» и «выход», требования и поддержка, институциональная подсистема, нормативная подсистема, коммуникативная подсистема, функциональная подсистема, идеологическая подсистема, политическая стабильность, политический риск.

5.1. Понятие и структура политической системы

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. Его использование отражало нарастающее понимание политики как системы. Основателями классической теории политической системы являются американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд.

Данное понятие позволяет трактовать политику как определенную целостность, а значит анализировать способы и формы ее взаимодействия с окружающей средой, различными сферами общества, выявлять способы поддержания равновесия, стабильности в обществе. Оно показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Оно используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

«Политическая система» как понятие показывает:

    как организована власть в данном обществе;

    каковы основные институты власти;

    как складываются отношения между обществом и государством;

    как организован и протекает политический процесс;

    каково состояние политической деятельности;

    каков уровень политического участия и др.

Политическая система – это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политических и правовых норм , принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Политическая система выступает подсистемой более широкой общественной системы. «Системой» она является потому, что в ней имеет место взаимодействие частей внутри единого целого, «политической» – потому, что это взаимодействие происходит по поводу распределения власти, богатства, ресурсов в обществе. Стержнем политической системы выступает политическая власть, определяющая сущность, природу, структуру и границы политической системы. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные интересы общества, выстраиваются социальные приоритеты.

Политическая система состоит из следующих составляющих (подсистем):

1. Институциональная подсистема, включающая в себя основные политические институты (государство, политические партии), общественные движения, организации, лоббистские группы, средства массовой информации, церковь. Главное место в этой подсистеме занимает государство.

Среди институтов политической системы выделяют собственно политические институты: государство и политические партии, основное назначение которых – осуществление политической власти.

Общественные объединения, организации, профсоюзы не являются собственно политическими институтами. Их влияние на процессы управления обществом и осуществление власти носит косвенный характер. Все эти институты создаются для решения определенных неполитических задач. Но достижение задач так или иначе требует от них участия в политическом процессе. Так, политическое лоббирование заключается в оказании давления на различные органы власти с целью обеспечить интересы конкретных слоев и социальных групп. Лоббирование предполагает определенный прессинг (вплоть до подкупа, запугивания, шантажа) отдельных депутатов, министров, членов муниципалитетов и т. д.

2. Функциональная, т. е. методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима.

3. Нормативная, включающая в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

4. Коммуникативная, включающая все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других стран.

5. Идеологическая, включающая в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация). Данная подсистема обеспечивает:

    стабильность политической системы;

    единство различных слоев населения;

    прочность социальной базы политической власти;

    возможность предвидеть реакцию на принимаемые решения;

    преемственность и воспроизводство политических традиций.

План урока:

1.Понятие политического института.

3. Функции государства.

1 . Политический институт - это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.) Главная функция всех институтов- регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.

2. Государство как политический институт. Его признаки.

Государство –основной институт политической системы общества,создаваемый для организации и управления жизньюопределенного населения на определенной территориис помощью государственной власти,имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Признаки государства:

Территория

Население

Власть

Суверенитет

Монополия на легальное применение силы

Исключительное право на издание законов

Всеобщность

Право на взимание налогов и сборов с населения

Аппарат государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.

Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.

3. Функции государства.

Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач.

Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, культурная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

4. Формы государственного устройства в современном мире.

Форма государства –совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства- административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две формы государственного устройства: федерацию и унитарное государство.

Федерация -форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.

К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, и др.

Унитарное государство- форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.

К унитарным государствам относятся: Великобритания, Япония, Испания, Италия, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и т.д.

Конфедерация - более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей.

Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Форма правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределением между ними полномочий и функций.

Современным государствам присущи две формы правления: монархия и республика.

Республика -форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа.

Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования.

В современном мире сохраняются два типа монархии- абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную- при помощи законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Конституционная монархия- власть монарха ограничена конституцией или законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами государства.

Общие положения

В представлении любого человека государство - это те органы, учреждения, организации, издают законы, устанавливают определенный порядок и следят за его выполнением, а если нужно, то и применяют силу. Государство определяет всю нашу жизнь: устанавливает размеры зарплаты, стипендии, пенсии, отпуска, цен, налогов и и др. Это бытовое, обыденное, обычное представление о государстве. Оно хоть и правильное, но не полное. А общество, прежде всего, интересует, какой должна быть государство, а не какой она уже есть. Почему она построена так, а не иначе, соответствуют ее функции потребностям настоящего, как сделать ее лучше и гуманнее?

Ответ на все эти вопросы можно получить только в результате научного анализа государства.

План лекции

1. Природа, признаки и функции государства.

2. Устройство современного государства.

3. Гражданское общество и правовое государство.

Природа, признаки и функции государства

Государство является центральным институтом политической системы общества. В ее деятельности концентрируется основное содержание политики.

Само понятие "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле - это страна, общество, народ, расположенных на определенной территории и представлены органами высшей власти. В этом смысле обычно говорят о немецкой, английский, украинский государства.

В узком, собственном смысле термин "государство" означает организацию, имеющую верховную власть на определенной территории.

Государство имеет ряд признаков, которые помогают выявить ее суттнисть.

Во-первых, отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоев профессионалов-управленцев.

Во-вторых, суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В отличие от различных организаций, обладающих определенной властью над людьми, государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан.

В-третьих, государство должно территорию, четко ограниченную государственной границей. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на этой территории. Государство строится по территориальному принципу.

В-четвертых, государство обладает монополией на законное применение силы и физического принуждения. Она может не только ограничить свободу человека, но даже физически уничтожить ее. Для этого у государства есть специальные средства: оружие, армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

В-пятых, государство имеет исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

В-шестых, государственной прерогативой является взыскание налогов и сборов, которые необходимы для получения многочисленных государственных служащих и материального обеспечения государственной политики.

Эти признаки отличают государство от других организаций и объединений, но не раскрывают ее связи с обществом и факторы, лежащие в основе ее возникновения и эволюции.

Какие же причины возникновения государства? Чтобы полно и аргументированно ответить на эти вопросы, студентам желательно было бы обратиться в том числе и к исторической литературе. Мы же постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения различных политологических подходов.

Итак существует несколько точек зрения на вопрос о причинах возникновения государства.

Большинство исследователей сходятся на том, что государство появилось в результате разложения родоплеменного строя, появления слоев управленцев-профессионалов и постепенного отделения в их руках управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под влиянием целого ряда факторов. К таким факторам относят:

♦ развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в специальную отрасль. В результате развития всего общества и производства, появления прибавочного продукта, расширение хозяйственных и внешних связей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и создании для этого государственных органов;

♦ возникновения в ходе общественного развития частной собственности, классов и эксплуатации. Наиболее подробно эту точку зрения обосновывает марксизм, на первый план в деятельности государства ставит функцию классового угнетения. Современная наука не отрицает важного влияния производственных отношений и экономических господствующих классов на государство. Но в то время само его появление и существование не связываются с возникновением частной собственности и появлением классов. И то, что сначала управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без специально уполномоченных лиц и учреждений, объясняется вовсе не тем, что общество было свободно от классов, а незначительным объемом и простотой общественных отношений. Более того, немало государств Востока возникли и существовали на базе так называемого "азиатского" способа производства, основой которого была общественная собственность и отсутствие рабов;

♦ завоевания одних народов другими. Существует точка зрения, согласно которой государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения, как утверждает марксизм, а в результате внешнего и политического насилия, углубляет социальное неравенство и приводит к образованию классов и эксплуатации. Авторы этой теории - Ф. Оппенгеймер и Л.Гумплович. Влияние завоеваний на образование и развитие государства имеет место, но его не надо абсолютизировать, упуская из виду другие, иногда и более важные факторы;

♦ демографические факторы. Прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений;

♦ психологические факторы. При этом государство рассматривается как плод человеческого ума, который был достигнут под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Некоторые ученые считают, что мощным мотивом создания государства был страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Другие ставят на первый план человеческий разум, пришел к выводу о необходимости создания специального органа - государства, способного лучше обеспечить естественные права людей, чем их традиционные, в государственные формы сожительства;

♦ антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации имеет корни в самой общественной природе человека. Она возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.

Исследования показали, что государство возникает, развивается под влиянием целого ряда факторов, и выделение любого друга почти невозможно.

История государства - сложный и многогранный процесс, опосредованный многими историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций и другими факторами. Тем не менее представляется возможным выделить несколько основных этапов эволюции государства.

Первый этап - ранняя стадия становления государства, где хранятся остатки первобытной демократии, чередуются республиканские и монархические формы правления. В обществе существует деление на свободных и несвободных. При этом свободные делятся на классы по очевидным желанием на управляющую верхушку и подчиненные низы, а также полусвободных граждан. Две функции государства характеризует этот период. Устройство общих дел в обществе свободных и доминирования по отношению к порабощенным.

Второй этап - Средневековье и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая власть с доминированием отношений господства и владения. Однако до сих пор процесс новой политической организации общества зашел уже достаточно далеко. Появилось само понятие «государство», а в научной литературе - понятие "республика". В XVI в. окончательно определяется понятие государства.

Третий этап - закрепление на Востоке монархических и имперских форм государства, завершение процесса образования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. Активизация идеи гражданского развития общества. Создание и распад многонациональных империй.

Четвертый (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и появлением условий для новой современной государственности. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, формирование динамических механизмов стабилизации государства.

Существует и другой подход к истории развития государственности.

Если рассматривать этот процесс с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, то можно выделить только два глобальных этапа ее развития: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств.

Традиционные государства возникли и существовали в основном стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Типичным воплощением такого государства является монархии.

Конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с конституционной определенностью сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией всей деятельности государства и созданием гарантий прав человека.

Конституционные государства существенно отличаются от государств традиционных по средствам формирования, внутренним строением и функциями.

Большинство современных государств строятся и функционируют на базе конституции.

Конституция - это система зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих устройство государства, его организацию, средства политического волеутворення, принятия решений, а также положение личности в государстве.

В современных демократических государствах конституции обычно состоят из двух частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права и свободы личности. Во второй части описывается характер государства, статус различных властей, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 в США, в 1791 во Франции, Польше. Однако ряд документов, носящих характер конституционных актов, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679 г., 1689 в Великобритании.

Конституция нужна для регулирования политической жизни в течение длительного периода, но реальная продолжительность их действия в различных странах не одинакова. Например, Франция узнала уже 16 конституций, а в США до сих пор действует их первая конституция, в которую внесено всего лишь 26 поправок. Однако более чем 200-летнее существование конституции США не означает, что она не претерпела значительных модификаций в соответствии с требованиями времени. Конституционные новации оказались здесь не столько в принятых поправках, сколько в модификации толкования ряда статей Основного Закона Верховным федеральным судом Америки, наделен правом принятия окончательных решений по интерпретации закона.

Наличие демократической конституции - важный показатель конституционности государства только в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и безупречно выполняется органами власти и гражданами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!