Это жизнь - портал для женщин

Фрактальное рисование. Фрактальное рисование Метод фрактального рисования

Авторы метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Они широко известны своими работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий. М етоду фрактального рисунка уже более 20 лет.

Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора. Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение.

На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека.

Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке.

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, были теми же цветами, что доминировали в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме!

Думаю, вам уже не терпится проверить этот метод на себе. :) Давайте приступим!


Технология выполнения тестового рисунка

Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа).

Необходимые инструменты:
♦ набор цветных карандашей, фломастеров и ручек
как можно большего количества цветовых оттенков;
♦ лист ватмана формата А4;
♦ шариковая ручка черного или темно-синего цвета,
в крайнем случае черный тонкий фломастер.

Как рисовать:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию , стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.

6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм;
петлеобразных форм;
8-образных форм;
геометрических форм.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.


ВНИМАНИЕ!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами .

Несколько необходимых советов:

Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)

♦ Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.

При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.

Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо , после чего карандаш возвращается в общий набор.

Фрактальный метод апробирован на многих людях. По их отзывам, результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их . Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Внимательно изучите "ключ". Старайтесь быть объективным при оценке результата. Используйте знание значений теста, чтобы создать серию новых фрактальных рисунков, на этот раз с целью коррекции.


РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:
- характер линии;
- размер и конфигурация рисунка;
- размер и конфигурация ячеек;
- цветовая гамма рисунка,
отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.


1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии , которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе. Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние . Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние. Расположение линий по концентрическому кругу , кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам .

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму. Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние , в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры.

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.


Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.
Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:
а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.


4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит). Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени. Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод , обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую). Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность. Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции. Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений. Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции. Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.


6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность. Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.
- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.
- Цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.
- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

- Синий цвет:
Голубой — цвет спокойной энергии.
Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.
Сиреневый — цвет сильной энергии.
Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.


- Красный цвет :
Розовый — цвет теплой энергии.
Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.
- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.


Примечание.

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:
а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;
б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;
в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры. Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата.


В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Одно из направлений арт-терапии - энергетическое фрактальное рисование . Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, - результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе - работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.)

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который я применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

При освоении метода возрастает духовная составляющая человека , проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас. Фракталы являются символом нового этапа развития естествознания, этапа слияния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы - аналитического и интуитивного.

Инструменты:

  1. набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков;
  2. лист ватмана формата А 4;
  3. шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер.

Как рисовать.

  1. Лист перед собой расположить по горизонтали;
  2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;
  3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;
  4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;
  5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;
  6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.
  7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
  8. Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами .

Несколько полезных советов:

  1. Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).
  2. Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.
  3. Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.
  4. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.
  5. Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
  6. Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.
  7. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10-15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.
  8. Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

Анализ фрактального рисунка

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

  1. характер линии;
  2. размер и конфигурация рисунка;
  3. размер и конфигурация ячеек;
  4. цветовая гамма рисунка,
  5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60-75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30-35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий .

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия - уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый - чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии - болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии - эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами - гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке - склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) - с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой - склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка - чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа , - нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка - прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру - яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т.д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) - говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек - добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек - исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек - закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм - рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм - ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки - эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.
Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

  • а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;
  • б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки - наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно - свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета - энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно - острая проблема личного характера

5. Характерные цветовые акценты .

Большие ячейки красного цвета - предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера - напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета - долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета - природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета - тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка - высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета - говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее:

  1. лимонно-желтый - цвет педагога, учителя
  2. цыпляче-желтый - цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора
  3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству
  4. синий цвет:

Голубой - цвет спокойной энергии

Синий и темно-синий - цвет холодной равнодушной энергии

Сиреневый - цвет сильной энергии

  1. фиолетовый - цвет фонтанирующей энергии
  2. лиловый - цвет мощной, неуправляемой энергии
  3. красный цвет:

розовый - цвет теплой энергии

алый, малиновый - цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

  1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.
  2. оранжевый цвет - цвет жизненной, сексуальной энергии
  3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)- цвет чистой энергии, святой энергии
  4. коричневый, темно-коричневый - цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)
  5. серый цвет - цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами - пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
  6. черный цвет - цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

  • а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;
  • б) средняя насыщенность цвета - оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;
  • в) светлые, прозрачные тона каждого цвета - резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов (см приложение 1 ). Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Метод фрактального рисунка может использоваться в индивидуальной работе с клиентом, для снятия на­пряжения и усталости у детей и взрослых, с целью диагностики и в корррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми, для изучения взаимоотношений в коллективе, с целью выявления психологической совместимости членов коллектива.

Литература

  1. Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Из­дательский Дом «Деловая литература», 2002

Сегодня предлагаю вам поистине волшебный метод самопознания. Своими руками вы сможете нарисовать картину своего подсознания, прочитать то, о чём оно желает вам сообщить, и при желании даже преобразовать негативные моменты в позитивные установки. Звучит, как настоящее чудо, не так ли? Однако же, в основе этого чуда лежит научный метод, который прошёл все стадии становления от эксперимента до внедрения в практическую работу психолога.

Уникальность метода фрактального рисунка заключается в его простоте и доступности для каждого желающего. В основе метода лежат наши цветоощущения, графическая пластика линий и всё, что с этим связано.

При выполнении рисунка исключено влияние сознания, поскольку на первом этапе вы не видите то, что рисуете, а на втором этапе без участия вашего сознания происходит выбор цвета для раскрашивания. Таким образом, подсознание делает выбор за вас, и вам остаётся лишь следовать его голосу.

Для выполнения этой творческой и ужасно интересной работы вам понадобятся:

  • ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ
  • цветные карандаши в большом количестве (В сумме должно быть около 80-100 штук. Чем больше цветов и оттенков – тем лучше. Можно приобрести наборы по 6, 12, 24 карандашей разных фирм-изготовителей.)
  • большая коробка для складывания всех карандашей(вполне сгодится обувная)
  • шариковая ручка чёрного цвета
  • бумага формата А4 белого цвета (подойдёт обычная бумага для черчения, рисования или для печати на принтере)
  • точилка для карандашей

А результат превзойдёт все ваши ожидания!

Приступим!

Освободите немного времени, выберите более или менее спокойную обстановку. Можно включить свою любимую музыку для расслабления и приступить к сеансу медитации.

Ваше рабочее место перед началом волшебного процесса должно выглядеть примерно так:

Для удобства использования карандашей их лучше переложить в коробку или какую-нибудь другую просторную ёмкость. В данном случае используется крышка от коробки для бумаги.

Как рисовать:

Волшебство этого метода состоит в том, что если даже вы в голове знаете, какую линию хотите провести сначала, а какую потом (в виде геометрической фигуры, восьмёрки, петли и т. д.), то как все эти линии наложатся друг на друга в итоге - предсказать невозможно, и тем более невозможно предугадать цвет выбираемого Вами карандаша, но об этом немного попозже. А пока:

Расположите белый лист горизонтально.

Возьмите чёрную шариковую ручку, закройте глаза, расслабьтесь. Шарик ручки установите в любой точке листа.

Закрыв глаза, рисуйте непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45–60 секунд. Линия должна быть чёткой и хорошо прочерченной. Скорость движения ручки - средняя, без резких росчерков.

Рисуйте спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направление линий и свои движения. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально белым, без помарок, пятен и надписей.

Через 45–60 секунд остановитесь. Откройте глаза. Если вы видите, что на рисунке много крупных ячеек, закройте глаза и продолжите рисовать ещё какое-то время. Хорошо, если будет примерно одинаковое количество больших, средних и мелких ячеек. Начало и окончание рисунка нельзя оставлять открытыми. Их надо подвести к ближайшей линии, замкнуть.

Рисунок:

В результате получается рисунок, загадочный и непонятный. Удивительная раскраска для взрослых. Полюбуйтесь на него.

Теперь приступайте ко второму этапу - к раскрашиванию. Закройте глаза, возьмите цветной карандаш из коробки, откройте глаза, выберите любую ячейку и начинайте закрашивать её. Одним цветом можно раскрасить 3–4 ячейки. Затем верните карандаш в общий набор и с закрытыми глазами выберите следующий.

Если в руки снова попался карандаш того же цвета, то необходимо закрасить им ещё хотя бы одну ячейку, после чего карандаш верните в общую коробку. Важное требование: ячейки, закрашенные одним цветом, не должны иметь общих линий, граничить они могут только в углах . Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно.

Начало раскрашивания:

Продолжение раскрашивания:

В итоге получается такая вот «картина современного художника»!

Рассмотрите рисунок, проверьте, все ли ячейки закрашены, и с чувством выполненного долга приступайте к заключительной части: изучению самого себя с помощью «фрактального ключа».

Разобраться в том, о чём говорит фрактальный рисунок, может каждый. Это одно из его преимуществ перед другими методами исследования, которым нужен специалист для интерпретации полученных данных. Каждый может исследовать себя и формировать свою личность, творчески подходя к процессу гармонического саморазвития.

Итак, о чём рассказывает вам полученный фрактальный рисунок? Рассмотрите его внимательно. Внимание! Читать дальнейший текст лучше, уже нарисовав свой рисунок и держа его перед глазами.

На вашем рисунке есть линии , они говорят вам о ваших человеческих качествах. Ваши линии уникальны, как и ваш почерк при письме. Они взаимосвязаны с чертами вашего характера. Приглядитесь к линиям. Какие они: плавные, угловатые, резкие, прерывистые, ярко прорисованы, слабо видны, петельчатые? Если на рисунке, к примеру, преобладают линии короткие, с острыми углами, то это говорит о стрессовом состоянии, о состоянии повышенной эмоциональности. Много круглых линий, повторяющих друг друга - симптом нервозности, навязчивых состояний. Частые петли - подумайте, на чём вы можете быть зациклены. Линии прямые, имеющие мало пересечений и образующие прямоугольные ячейки, выдают прямолинейный, жёсткий характер.

Какие свои черты вы узнаёте в этом танце линий? Возможно, что какие-то линии вам нравятся, а какие-то вызывают неприятие? Проведите аналогию со своими качествами и подумайте, что бы вы хотели скорректировать.

В следующую очередь нужно изучить размер изображения и конфигурацию . То, какого размера получился ваш рисунок (маленький, средний или большой), определяет ваш характер. Совокупность ячеек на рисунке очень точно отображает портрет вашей личности. Определите, какой размер ячеек преобладает на рисунке.

Если большинство ячеек имеет средний размер, это говорит об уравновешенном характере, здравом мышлении, рассудительности. Когда форма рисунка по общему контуру скорее овальная, то при наличии не особо выделяющихся цветов можно сделать вывод о наличии стереотипов мышления. А если по контуру есть много завитушек, «хвостиков», то с успехом записывайте себя в творческие личности! Маленький размер рисунка скажет о внутренних комплексах. Если же на рисунке очень много ячеек малого размера, значит в характере имеется склонность к анализу, углублённому изучению, дотошности.

Далее переходите к изучению цвета . Поскольку цвет является энергией и излучением определённой длиной волны, то выбор вами того или иного цвета даёт ключ к пониманию вашей энергетической системы, а также расскажет о детстве и немного о будущем.

Самое удивительное, что при помощи фрактального рисунка можно увидеть свою собственную ауру! Для меня это было самым удивительным открытием. Еще в конце 80-х – начале 90-х ученые доказали, что цвета, доминирующие в рисунках, на самом деле присущи настоящей ауре человека. Теперь я всегда могу узнать, какая аура у меня в данный момент, при чем без применения трипризмы (прибора, при помощи которого фотографируют ауру).

Наличие большого числа участков холодных тонов говорит о закрытости человека. Если цвета яркие, контрастные - имеются лидерские качества. При отсутствии среди цветов полутонов можно говорить об авторитарном характере. Если ячейки закрашены аккуратно, не выходя за рамки, то и в характере найдётся такая черта, как… верно, аккуратность. И скорее всего, к ней приложится стремление следовать инструкциям. Если ячейки аккуратно закрашены контрастными цветами без полутонов, то скорее всего вы опознаете аналитический склад ума. В случае закрашивания с плавным переходом полутонов можно увидеть творческие способы решения задач.

Более подробная информация об истории создания метода фрактального рисунка, особенностях его выполнения и анализе приведена в книге авторов данного метода диагностики Полуяхтовой Т. 3. и Комова А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности».

Получив расшифровку своего рисунка, вы можете прийти к выводу о необходимости коррекции своего характера, своей энергетики, своего подсознания. Этого можно добиться, проведя курс из 21 рисунка. Основное отличие здесь будет в том, что на втором этапе вы будете выбирать цвета осознанно, чтобы перераспределить их или добавить недостающие. Обычно положительные изменения ощущаются уже после 3–4 рисунков.

Надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам лучше узнать себя, понять направление дальнейшего развития и самосове/ршенствования!

Литература

Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности» М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002

В современной суетливой жизни нет-нет да и задумаешься: "Кто я? Какой я? Где моё место? " Такова уж природа человека — вечно задавать самому себе сложнейшие вопросы, ответы на которые найти не так-то легко.

Как увидеть свою ауру?

Впрочем, если поразмыслить, самое сложное — это найти тот самый путь , который ведёт к ответу, ухватиться за тонкую нить, распутывающую сложный клубок из вопросов. Смогли же учёные рассмотреть энергетическую оболочку человека, так называемую ауру, сквозь изобретённую физиками трипризму. Вряд ли последние ожидали, что новоиспечённый прибор им покажет радужное окружение человека. Наверняка действовали по наитию, инстинктивно, предположительно, и вот результат: трипризма показала хотя бы одну грань из того неразгаданного и неизведанного , что есть в каждом из нас! Более того, радуга вокруг каждого из нас оказалась индивидуальной, наполненной собственным набором цветов и оттенков, которые меняются в зависимости от эмоций и занятий.

Но каково было удивление учёных, когда они сравнили цвета ауры и цвета фрактального рисунка одного и того же человека! Рисунок повторял основные цвета ауры.

Что же это за загадочное и даже почти волшебное произведение искусства?

Создатели этого метода самопознания считают, что самые первые, нелепые рисунки ребёнка — это не что иное, как рисование самого себя . И взрослый человек тоже может так же нарисовать самого себя, наобум, не задумываясь, если закроет глаза и предоставит своей руке самостоятельно выводить линию на листке бумаги. Непрерывную, много раз пересечённую завитками и петлями. Как пошлёт Бог и как захочет рука . А если также наобум раскрасить получившиеся ячейки, подбирая цвета карандашей с закрытыми глазами, то получится не что иное, как настоящий фрактальный рисунок, передающий цветовую гамму ауры художника.

Разговор с самим собой

Конечно же, этот рисунок можно расшифровать, учитывая величину и количество определённых ячеек, их расположение на бумаге, их цвет, сочетания соседствующих пятен, характер линий. Они расскажут не только о ярких чертах характера, но и об индивидуальных наклонностях, талантах, чувствах и даже психологических проблемах человека. Для расшифровки есть специальные ключи . Можно заниматься этим самостоятельно, но лучше всего с этой задачей справится владеющий методикой фрактального рисунка психолог.

Именно психолог скажет, что значит доминирующее сочетание оранжевых и зелёных пятен, или как отражает ваш внутренний мир фиолетовый треугольник, оказавшийся в центре вашего рисунка. Именно он изо дня в день будет следить за чистотой процесса создания изображения и рассказывать, как меняется ваше внутреннее состояние от сеанса к сеансу. Да-да, метод этот требует времени ! Около часа понадобится для создания одной картинки, и несколько недель нужно посвятить повторным сеансам рисования. Первый рисунок — это всего лишь самодиагностика, а последующие — это уже "лечение " тех сторон внутреннего "я", которые не устраивают рисующего.

Скажем больше: метод фрактального рисунка — это своеобразная медитация , программирование самого себя на те изменения, которые, как вам кажется, просто необходимы в жизни. Не зря ведь, чтоб запомнить информацию получше, нужно её прописать на бумаге несколько раз. Так и здесь: хочешь лучшего, значит, рисуй и корректируй имеющееся в сторону улучшения. Это самоисправление своей сути, искренне и правдиво изложенной на бумаге вольными движениями руки. Это арт-терапия для измученного вопросами сознания. Это путь к непознанному "я", к раскрытию своих творческих способностей и природного потенциала. Вы удивитесь, но когда рисунок будет окончен, обнаружите, что вы неплохо рисуете ! Ещё наверняка вы разглядите какой-нибудь образ в том, что нарисовали — неважно, что, но образ будет творческим, художественным изображением содержимого вашего сознания.

Путь к ответам на все вопросы

Несмотря на то что каждый рисунок получается уникальным (а как же может быть иначе, ведь все мы неповторимые создания природы), все они типичны . И на это не может повлиять ни одно различие между людьми, будь то территория проживания, возраст, пол, национальность, уровень образования или прочие факторы. Результат всегда будет одинаково высок: человек растёт духовно, успокаивается, осмысливает самого себя и находит ответы практически на все вопросы бытия . В процессе рисования происходит раскрытие нашего внутреннего, подсознательного, не имеющего голоса и материального обличья, но влияющего на каждую минуту нашей жизни. Если хотите — это самое простое таинство общения с самим собой , которое не требует специальной подготовки и является доступным каждому, кто может держать в руках карандаш.

Ну, а если так, то какой путь к поиску ответов на все вопросы может быть легче, чем создание фрактального рисунка? Давайте рисовать, давайте творить, давайте познавать себя ! Это ведь так просто — закрыть глаза и отпустить свою руку в свободное плавание по безграничному простору белоснежного листка бумаги.

На встрече я предлагаю вам решение задач здоровья, благополучия, процветания рода и каждого его представителя через соединение энергии цвета, органов и систем тела (чакры) и смыслов - образов древних славянских буквиц.

Мы будем формулировать жизненную задачу и, используя значение цвета и смысловые вибрации буквиц, понимать, как можно её успешно разрешить, создавая новую позитивную речевую формулу-программу выхода их трудной ситуации.

Будем знакомиться, общаться и использовать полученные знания с пользой.

Бессмысленно водила я рукой
Рисуя линии, круги…
И белый лист бумаги предо мной
Как паутиной был покрыт.
Не ведала, не знала я тогда,
Что рисовалось мной моя судьба,
Что открывался для меня портал
С загадочным названием - «фрактал».
Подобие меня - рисунок мой
Готов был говорить со мной.
Сурия Андреева, 09.08.2016

Семинар-практикум
«Фрактальный рисунок как метод самопознания»

Те, кто хочет и готов встать на путь самоосознания и саморазвития, самостоятельно и успешно решать жизненные задачи, помогать другим, может применять фрактальный рисунок как простой, доступный и 100%-ный метод психологической самокоррекции.

Фрактальный метод - это метод самостоятельной диагностики психоэмоционального и физиологического состояния человека, который помогает Вам выстроить гармоничную картину своего взаимодействия с миром, разобраться в вопросах постановки и достижения целей, своих отношений с членами семьи, коллегами и др.

  • Как познать себя?
  • Каким образом можно получить доступ к информации, скрытой в глубинах нашего подсознания?
  • Как научиться определять свои жизненные цели и достигать их?
  • Как перейти на новый качественный уровень в своём развитии?

«Фрактальный» с латинского значит «подобный, похожий». Принцип подобия применяется изначально, когда Вы создаёте свой первый фрактальный рисунок. В данный момент, ещё не осознавая, Вы передаёте в этом неприглядном, непонятном рисунке своё внутреннее состояние.

Вы рисуете сами себя , свой внутренний мир вместе со всеми переживаниями, проблемами, болезнями, горестями, радостями, мечтами… Этот рисунок, как две капли воды, «похож» на Вас. Он содержит исчерпывающую информацию о вашем сегодняшнем состоянии. Во фрактальном рисунке макромир - это человек, а микромир - это рисунок.

Рисунок является информационным мостиком между сознанием и областью неосознанного.
Благодаря этому складывается объёмная картина - характеристика тестируемого человека.
Диагностика, основанная на анализе формы и энергетических функций цвета, позволяет самостоятельно решать жизненные задачи путём осознанной коррекции фрактальных рисунков.

Научиться создавать фрактальные рисунки Вы можете на семинаре.

Программа семинара:

  1. История рождения фрактального метода. Что такое фракталы и фрактальность?
  2. Энергетические функции цвета - основа фрактальной диагностики.
  3. Влияние цвета на жизнедеятельность человека.
  4. Цветотерапия. Анализ состояния человека по цветовым ощущениям.
  5. Цветовые вибрации и смыслы древних славянских букв-образов и слов, способствующие пониманию своего настоящего состояния.
  6. Фрактальный метод как способ медитации.
  7. Использование фрактального рисунка в процессе работы над целями.
  8. Технология выполнения тестового рисунка.
  9. Как пользоваться «ключом» для самодиагностики.
  10. Как проводить самокоррекцию психологического состояния с помощью рисунка.

Индивидуальные консультации.
Данный семинар-практикум рекомендуется участникам курса «Целеполагание» как практический метод самостоятельной работы над целями. Также данный семинар представляет собой самодостаточное обучение и может быть пройден вне курса «Целеполагание» как самостоятельное занятие.

Преподаватель:
Никитина Светлана Геннадьевна -
ритор, специалист по речевым коммуникациям, психолог-консультант.

Светлана Никитина

"Я себя рисую…"

Как познать самого себя?
Как научиться определять свои жизненные цели и достигать их?
Как перейти на новый качественный уровень в собственном развитии?
Каким образом поддержать себя в трудную минуту, когда не к кому обратиться за помощью, а можно рассчитывать лишь на свои силы?

Вопросы, вопросы, вопросы…
Только найдёшь ответ на один вопрос, как жизнь подбрасывает другой…
Так и идём по жизненному пути шаг за шагом - поиск, варианты, выбор, решение…

Особенно много вопросов встаёт перед человеком в переломные времена, которые часто называют «кризисными», «революционными», «смутными» и т.д. Но, как сказал поэт, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Лучше, конечно, жить - и жить хорошо! Для этого необходимы силы, вера и большое желание. Сегодня, к сожалению, многие опускают руки, теряют веру, перестают двигаться вперёд, смиряются с безысходностью: «А зачем пытаться что-то делать, всё равно бесполезно - ведь кризис!»

К счастью, я знаю других людей. Они находят внутренние резервы и поддерживают себя в минуты испытаний. И у каждого свой способ: кто-то мастерит руками, кто-то прописывает свои мысли и анализирует ситуацию, кто-то уезжает на природу и гуляет в одиночестве - «думу думает», а кто-то рисует.
На самом деле, существует огромное количество разнообразных возможностей поддержать себя и, как Мюнгхаузен, вытянуть себя за волосы из болота.

Несколько лет назад, когда я переживала нелёгкие времена, меня научили фрактальному рисунку. Это помогло мне не только справиться с большой потерей, но и понимать самоё себя, спокойней и мудрее относиться к тому, что происходит в жизни.

Фрактальный переводится с латыни как «похожий, подобный».
Создатель метода фрактального рисунка Полуяхтова Т.З. пишет: «Принцип подобия применяется изначально, когда человек рисует свой первый рисунок. В этот момент он, не осознавая, передаёт своё внутреннее состояние. Мы рисуем сами себя, свой внутренний мир со всеми переживаниями, проблемами, болячками, горестями и радостями. Этот рисунок содержит исчерпывающую информацию о нас самих. Он как две капли воды похож на нас».

Существует теория, что мир, окружающий нас, представляет некую фрактальную структуру. В этой структуре любая информация закономерно повторяется на различных масштабных уровнях. Например, клетка «знает» всё об организме в целом; атом содержит исчерпывающую информацию о строении Вселенной. Поэтому, изучая атом и постигая тайны микромира, мы тем самым раскрываем тайны строения макромира - Вселенной. Во фрактальном методе макромир - это человек, а микромир - это рисунок.

Какова же история создания метода фрактального рисунка?
Это произошло в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Учёные смогли наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека, благодаря изобретённой физиками трипризме, выполненной из оптического стекла с зеркальным отражателем.

В преломлении граней трипризмы совершенно чётко было видно, что у каждого человека своё неповторимое сочетание цветов. Причём в разном эмоциональном и физическом состоянии цветовая картина видоизменялась.

Учёные пришли к выводу, что это - настоящая аура, энергетическая оболочка, цветовая гамма которой содержит в себе глубинную информацию о человеке.
Исследователей поразило, что те цвета, которые доминировали в ауре человека, увиденной через трипризму, те же цвета доминировали и в рисунке, выполненном по фрактальному методу!

Знания о влиянии цвета на жизнедеятельность человека и опыт лечения цветом, накопленные в течение многих веков, доказывают: с помощью цветоощущений человека можно совершенно точно определить его эмоциональное и физическое состояние, а также воздействовать цветом на отдельные органы, системы организма, вызывать или подавлять определённые чувства.

Таким образом, когда человек создаёт фрактальный рисунок и расшифровывает его с помощью специального «ключа», анализируя характер линий, величину «ячеек», преобладающие цвета и цветовые сочетания, он проводит самодиагностику, а в последующих рисунках самокоррекцию своего состояния.

Кроме того, фрактальный рисунок - это способ активной медитации. Я зажигаю свечу, включаю музыку и час-полтора рисую: душа успокаивается, мысли упорядочиваются, в голову приходят ответы, которые долго и мучительно искала, улучшается настроение. Почему? Да потому, что посвятила время себе! Поэтому я рисую ежедневно, задаю вопросы и нахожу ответы в линиях и цветовых пятнах. Один рисунок, второй, десятый, семнадцатый…

И результат превосходит все ожидания: вдруг в паутине линий я вижу птицу и разукрашиваю её. Когда человек создаёт не ляпистое разноцветье, а художественный образ, это свидетельствует о гармонизации, глубоком проникновении в собственное «Я», проявлении его творческих способностей. Так в моих рисунках появились образы бабочки, яблока, пасхального яйца, змеи, синей птицы…

С декабря 2003 года я пользуюсь методом фрактального рисунка как способом самоподдержки в трудные моменты жизни. Просто и эффективно! Я обучила этому методу многих людей, консультировала производственные коллективы, семейные пары, детей и родителей, чтобы разобраться в конфликтных ситуациях, состоянии здоровья или отношениях.

И сейчас в рамках большого цикла занятий по целеполаганию предложила тему «Фрактальный рисунок». Желающих оказалось так много, что я запланировала ряд тематических занятий обучения технологии выполнения тестового рисунка, его расшифровке, диагностики и коррекции состояния рисующего.

Всегда рада встрече с вами!
Искренне желаю вам найти в себе источник силы, внутреннюю опору и стойкость духа!

Ваша Светлана Никитина



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!