Экологическая сказка. «Про дуб, лесных зверей и добрые дела
Биография
Волков Геннадий Никандрович (Кашкăр Хуначи) родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Яльчикского района ЧАССР. В 1949 г. Геннадий Никандрович окончил математическое отделение Чувашского государственного педагогического института, в 1952 г. – аспирантуру при кафедре педагогики Казанского государственного педагогического института. С 1952 г. он начинает работать: в Чувашском государственном педагогическом институте – старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, старшим научным сотрудником; в Министерстве народного просвещения РСФСР - зав. сектором НИИ национальных школ; в Государственном институте семьи и воспитания - заведующим лабораторией; преподавателем в Эрфуртской высшей педагогической школе.
За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни - все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество - это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.
В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества
В 1958 г. выходит книга доцента Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».
Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.
Г.Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.
Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.
Известные работы Геннадия Волкова - критика не только о К. Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Юхме, Терентьеве, Емельянове, но и о Ломоносове, Пушкине, Толстом, Чехове и др. О чем бы не писал он – о людях родной Чувашии, ее ученых, писателях, поэтах, воинах, людях труда, о деятелях науки, литературы, искусства, братских народов – в человеческих судьбах искал «добротное зерно» воспитания, находил его в прогрессивных традициях и обычаях, называл их «золотой колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Им переведены на чувашский язык, обработаны и изданы сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии, написаны оригинальные книги рассказов для детей, многие из которых вошли в учебные программы и школьные хрестоматии
Основные даты жизни и деятельности
Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье, по национальности чуваш.
1935-1942 гг. - ученик Б.Яльчикской семилетней школы.
1942-1945 гг. - ученик Яльчикской средней школы.
1943-1945 гг. - помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В.И.Ленина, позднее - бригадир транспортной бригады.
1945-1949 гг. - студент физико-математического факультета - Чувашского государствен¬ного педагогического института.
1948-1949 гг. - стипендиат ЦК комсомола им. 15-летия ВЛКСМ.
1948 г. - занесен в Книгу Почета обкома ВЛКСМ за лучшую студенческую работу.
1948 г. - принят в члены КПСС.
1949-1952 гг. - годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.
1950-1951 гг. - учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.
1952-1954 гг. - старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института, имени И. Я. Яковлева.
1954-1957 гг. - председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения.
1954 г. - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
1954-1966 гг. - доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.
1961-1973 гг. - член Президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР.
1966-1967 гг. - старший научный сотрудник ЧГПИ имени И. Я. Яковлева
1967 г. - защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
1967-1971 гг. - проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе.
1967 г. - присуждена премия К. Д. Ушинского за монографию «Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур». Награжден значком «Отличник просвещения РСФСР». Присуждена ученая степень доктора педагогических наук.
1968 г. - утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика».
1970 г. - награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Награжден памятной медалью музея имени Я.А.Коменского.
1972 г. - заведующий сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.
1977 г. - награжден медалью К.Д.Ушинского.
1979-1982 гг. - профессор секции педагогики и пси¬хологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Ной-бауэра.
1982 г. - награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы».
1982 г. - награжден Почетной иглой (в серебре) за деятельность по укреплению германо-советской дружбы.
1982 г. - присвоено звание «Активист Социалистического Труда ГДР».
1984 г. - присвоено ученое звание Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы.
Раньше всех в лесу просыпались птицы. Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось, будто сами деревья машут ветвями и поют.
Я тоже буду деревом! - сказал сам себе Медвежонок.
И вышел однажды на рассвете на полянку и стал махать четырьмя лапами и петь.
Что это ты делаешь, Медвежонок? - спросила у него Белка.
А ты разве не видишь? - обиделся Мадвежонок. - Раскачиваю ветвями и пою…
Ты разве дерево? - удивилась Белка.
Конечно! А что же еще?! - А почему ты бегаешь по всей поляне? Разве ты когда-нибудь видел, чтобы деревья бегали?
Это смотря какое дерево… - сказал Медвежонок, разглядывая свои мохнатые лапы. - А дерево с такими лапами, как у меня, вполне может бегать.
А кувыркаться такое дерево тоже может?
И кувыркаться! - сказал Медвежонок.
И перекувырнулся через голову.
И потом, если ты не веришь, ты можешь побегать по мне, Белка, и увидишь, какое я хорошее дерево!
А где твои птицы? - спросила Белка.
Это какие еще птицы?..
Ну, на каждом дереве живут свои птицы!..
Медвежонок перестал махать лапами и задумался:
«Птицы!.. А где же я возьму птиц?»
Белка, - сказал он - найди для меня, пожалуйста, немного птиц.
Это какая же птица согласится жить на Медвежонке? - спросила Белка.
А ты не говори им, что я - Медвежонок. Скажи им, что я - такое дерево…
Попробую, - пообещала Белка.
И обратилась к Зяблику.
Зяблик! - сказала она. - У меня есть одно знакомое дерево… Оно умеет бегать и кувыркаться через голову. Не согласитесь ли вы немного пожить на нем?
С удовольствием - сказал Зяблик. - Я еще никогда не жил на таком дереве.
Медвежонок - позвала Белка. - Иди сюда и перестань махать лапами. Вот Зяблик согласен немного пожить на тебе!
Медвежонок подбежал к краю поляны, зажмурился, а Зяблик сел ему на плечо.
«Теперь я настоящее дерево» - подумал Медвежонок и перекувырнулся через голову.
У-лю-лю-лю-лю!.. - запел Зяблик.
У-лю-лю-лю-лю!.. - запел Медвежонок и замахал лапами.
Проблема - правила безопасности
Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.
Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.
Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.
Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:
Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.
Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.
Ты еще маленький, - говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.
А зачем они толкаются? – удивился Алеша.
Просто так, из вредности, - ответила мама. – Ведь они же злые!
Никогда не буду высоко забираться, - подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.
Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.
Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:
Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.
Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.
Ой, - перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!
Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.
Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.
Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.
Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:
А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?
Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.
Затаился Алеша, дышать боится.
Все, - думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.
Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.
А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!
Сейчас помогу, - ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.
Не трогай меня, не трогай, - начал барахтаться Алеша.
Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.
Гномов ловить, - прохныкал Алеша.
Понятно, - кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.
Я кушал хорошо, вот и вырос большой, - ответил гном и потащил его с собой вниз.
Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.
А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.
Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.
Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.
Ну что? - нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?
Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.
Ну и молодец, - усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.
О чём ты думаешь старый, одинокий дуб? Какие секреты хранишь на пару с ветром? Кто укрывается в тени твоей роскошной кроны? Может быть, это тайна?
«Одинокий дуб»
Автор сказки: Ирис Ревю
На краю дороги стоял старый, одинокий дуб. Крепко стоял, надёжно. Не страшны ему были ни сильные порывы ветра, ни хлёсткие ливни, ни вьюжные метели. Усталые путники любили отдыхать у большого ствола, звери и птицы лакомиться дарами дуба – желудями, семенами. Если кто-то в лесу заболевал, то принимал отвар из коры дуба, и быстро выздоравливал.
Но вот однажды злая волшебница Молния ударила прямо в сердце дуба, и он затрещал, застонал и раскололся надвое. Звери и птицы в ужасе разбежались, кто куда. И только маленький Бельчонок не испугался, не убежал; он спрятался неподалёку.
Как только Молния удалилась в своё Молниеносное государство, Бельчонок нашёл недалеко от поверженного дуба несколько желудей, закопал их в землю, и только после этого вернулся домой.
Через некоторое время на месте старого дуба выросло несколько молодых, тоненьких дубков. А место это со временем стали называть: «Беличья тайна».
Вопросы к сказке «Одинокий дуб»
Для кого одинокий дуб служил пристанищем?
С помощью какого лекарства выздоравливали звери и птицы?
Отчего погиб старый дуб?
Как ты думаешь, Бельчонок, что закопал желуди, оказался смелым или нет?
Почему место, где раньше стоял старый дуб, стали называть «Беличья тайна»?