Это жизнь - портал для женщин

Договор о нераспространении ядерного оружия подписан. Договор о нераспространении ядерного оружия (дняо)

1 июля 2018 года исполнится 50 лет со дня открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 года после сдачи на хранение ратификационных грамот тремя государствами-депозитариями (СССР, США и Великобританией), а также 40 другими странами.

На сегодняшний день ДНЯО объединяет едва ли не рекордное для международных соглашений число стран. Договор подписали и ввели в действие 191 государство-участник (на одно больше лишь в Конвенции о запрещении химоружия). За рамками ДНЯО остаются только Индия, Пакистан, Израиль и недавно получивший независимость Южный Судан. КНДР, которая не выполнила должным образом требования о выходе из договора, рассматривается многими, включая Россию, в качестве его участника.

50-летний юбилей - важный и ответственный рубеж для ДНЯО и всего режима нераспространения ядерного оружия, который переживает сейчас не самые лучшие времена. За полвека противоречия между ядерными и неядерными государствами заметно усилились. Вместо поиска точек соприкосновения в рамках договора отдельные его вопросы выносятся на альтернативные площадки. Создаются новые параллельные режимы с ограниченным числом участников, вступающие в правовую коллизию с ДНЯО и другими существующими международно-правовыми механизмами в этой области. Происходящие процессы вызывают серьезную обеспокоенность у России, которая является одним из инициаторов и депозитариев ДНЯО, а потому чувствует особую ответственность за его судьбу.

В последнее время все чаще со стороны неядерных стран звучат упреки в якобы дискриминационном характере ДНЯО. Договор, мол, закрепил за «пятеркой» государств привилегированное право на обладание ядерным оружием, в то время как остальные страны должны были присоединиться к нему в качестве неядерных. Здесь необходимо напомнить, что, в соответствии с ДНЯО, государствами, обладающими ядерным оружием, считаются те, кто произвел и взорвал ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года. Таковых пять - Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Со статусом ядерной «пятерки» согласились все, кто присоединился к ДНЯО. Каждое государство принимало решение о вступлении в договор добровольно и осознанно. И спустя годы говорить о его дискриминационном характере, забывая о подлинной цели ДНЯО, совершенно неуместно.

Главная задача договора состояла и состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия. И хотя полностью избежать появления новых ядерных государств не удалось, договор в целом с ней справился. По экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием могли бы обзавестись 40-50 государств. После его заключения целый ряд стран, имевших ядерное оружие либо стремившихся его получить, приняли решение отказаться от этого. С опорой на ДНЯО после распада СССР была осуществлена беспрецедентная по масштабам акция по выводу ядерного оружия из Казахстана, Украины и Белоруссии.

Как любой договор международного масштаба, ДНЯО является результатом многочисленных компромиссов между участвовавшими в его разработке государствами. Как известно, сначала СССР и США, невзирая на атмосферу холодной войны, смогли прийти к единству по центральным статьям договора об обязательствах государств, обладающих и не обладающих ядерным оружием. Затем остальные его положения были согласованы в рамках женевского Комитета 18 государств по разоружению. Баланс интересов, на которых держится ДНЯО, очень хрупок, и любые радикальные инициативы могут оказаться губительными для него.

Несмотря на солидный возраст, договор ни в коей мере не утратил актуальности и полностью соответствует поставленным при его заключении целям, отвечая на вызовы и угрозы в области ядерного нераспространения. Это неоднократно подтверждалось результатами обзорных процессов и проводимыми раз в пять лет конференциями по рассмотрению действия договора. ДНЯО - это не просто набор постулатов, обязательств и общих требований. Речь идет о целой системе весьма эффективных норм и механизмов, которые приводят его в действие и в совокупности составляют режим нераспространения ядерного оружия. Ее опорным элементом являются гарантии МАГАТЭ.

Региональным подкреплением ДНЯО служат зоны, свободные от ядерного оружия, которые на сегодняшний день объединяют более половины государств мира. Режим ядерного нераспространения постоянно развивается и адаптируется к появлению новых угроз. Иными словами, ДНЯО никогда не был застывшей формой, ему свойственна большая внутренняя динамика. При этом стоит подчеркнуть, что обязательства по договору носят индивидуальный характер, то есть ответственность за его осуществление несет каждая страна, поставившая под ним свою подпись.

ДНЯО, как следует из его названия, - это прежде всего договор о нераспространении. В этом его основные суть и смысл. В его основе лежит выверенный баланс интересов самых различных государств. Те страны, которые вошли в категорию «неядерных», были заинтересованы не только в поддержании мира и безопасности. Они стремились к тому, чтобы новый договор гарантировал их права на доступ к благам мирного атома, поскольку собственных технических возможностей осваивать и развивать его у них на тот момент не было. Кроме того, в договоре была предпринята попытка прочертить вектор движения по разоруженческому треку.

Залогом успешного функционирования договора в течение многих лет считался сбалансированный подход к трем его ключевым составляющим: ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии. Этот баланс, к сожалению, оказался нарушенным. Первоочередное внимание в рамках обзорных циклов ДНЯО стало уделяться разоруженческим аспектам, а вопросы нераспространения и мирной атомной энергетики отошли на второй план. Это, по оценке российской стороны, создает не вполне здоровую обстановку. Дальнейшее усиление такого дисбаланса никоим образом не способствует укреплению режима, основанного на ДНЯО, и не в интересах его государств-участников, учитывая, что накал страстей и постоянное муссирование внутренних противоречий в рамках договора не делает наш мир безопаснее.

Сейчас мы находимся примерно в середине очередного пятилетнего обзорного цикла ДНЯО, который должен завершиться в 2020 году десятой Конференцией по рассмотрению действия договора. Как известно, предыдущая Обзорная конференция 2015 года завершилась без принятия итогового документа. Государства-участники были тогда близки к тому, чтобы такой документ появился. Его принятие было сорвано США, Великобританией и Канадой, которые нарушили консенсус из-за несогласия с его ближневосточным разделом, в основу которого были положены получившие широчайшую поддержку российские предложения по модальностям созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Особый цинизм решению Вашингтона и Лондона придало то обстоятельство, что они вместе с Россией являются соавторами принятого в 1995 году в рамках ДНЯО решения о необходимости создания такой зоны и потому несут особую ответственность за его выполнение.

Эта история при всем ее скандальном характере еще раз высветила фундаментальный вопрос о том, что сегодня является объективным мерилом эффективности договора и стоит ли считать отсутствие итогового документа свидетельством не только безответственной политики отдельных государств-участников, но и - в более широком плане - внутреннего кризиса в ДНЯО. На этот счет существуют разные точки зрения. До 1995 года решения обзорных конференций носили утилитарный смысл. От них зависело, продолжит ли договор действовать в следующие пять лет.

Вместе с тем на Обзорной конференции по ДНЯО 1995 года было найдено стратегическое решение - о бессрочном продлении договора. Напряжение спало. Международное сообщество сделало однозначный выбор в пользу ядерного нераспространения, придало соответствующему режиму постоянный характер, предсказуемость и устойчивость, защитило ДНЯО от влияния перемен в политических настроениях и конъюнктуре. Так что обзорный процесс в рамках ДНЯО утратил былое предназначение. Его основная задача сегодня в буквальном смысле состоит в рассмотрении действия договора, то есть мониторинге за функционированием его механизмов. Так что принятие итоговых документов весьма желательно, но оно само по себе не может быть самоцелью. Положения ДНЯО от этого не утрачивают своего значения.

Тем не менее подобный взгляд на вещи не всех устраивает. Прежде всего тех, кто рассматривает ДНЯО как «большую сделку 1968 года», по условиям которой в обмен на присоединение к глобальному режиму ядерного нераспространения так называемые неядерные страны получают неограниченный доступ к ядерным технологиям развитых в этом отношении стран (желательно на безвозмездной основе), а также гарантии со стороны стран, обладающих ядерным оружием, по скорейшему отказу от своих стратегических арсеналов. Подобный узкий и эгоистичный взгляд на ДНЯО - не редкость. Именно он порождает чувство неудовлетворенности у ряда стран и побуждает их настаивать на согласовании в рамках обзоров ДНЯО далекоидущих, зачастую заведомо невыполнимых решений в сфере ядерного разоружения.

Рассчитывать на преодоление противоречий между двумя изложенными выше подходами, по крайней мере в обозримом будущем, к сожалению, не приходится.

Разочарование результатами Обзорной конференции 2015 года, прежде всего отсутствием новых конкретных мер в сфере ядерного разоружения, подтолкнуло антиядерных радикалов к форсированному продвижению Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который был согласован и открыт для подписания в 2017 году. При всем уважении к тем, кто выступает за скорейший отказ от ядерного оружия, руководствуясь благородной целью создания мира, свободного от ядерного оружия, к задаче ядерного разоружения необходимо подходить более трезво и реалистично. Сокращение ядерных арсеналов происходит не в вакууме, а в условиях нарастающей политической непредсказуемости и обострения конфликтов. В нынешних условиях ставить вопрос о полном отказе от ядерных арсеналов - несерьезно и даже безответственно. При реализации такого сценария вся конструкция международной безопасности может, как минимум, сильно пошатнуться и последствия этого будут пагубными.

Полная ликвидация ядерного оружия - это крайне непростая, а потому долгосрочная цель. Двигаться к ней можно лишь поэтапно. Работа в этом направлении должна строиться с учетом интересов стратегической стабильности. Безопасность одних стран не может обеспечиваться за счет ущемления безопасности других, в том числе, разумеется, и тех, кто на законных основаниях обладает ядерным оружием.

В России исходят из незыблемости положений статьи VI ДНЯО в ее взаимосвязи с соответствующими частями преамбулы договора. Их суть: прекращение производства ядерного оружия, уничтожение всех существующих его запасов и исключение ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов не могут обеспечиваться в отрыве от усилий по заключению Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Важно не забывать об этом, если действительно проявлять заботу о поддержании мира, международной безопасности и стабильности.

Что касается практических шагов в сфере ядерного разоружения, то Россия за последние 30 лет внесла колоссальный вклад в продвижение к безъядерному миру, сократив на 85% размеры своего ядерного потенциала. Помимо тех шагов, которые были осуществлены во исполнение двусторонних договоренностей с США, Россия предприняла в одностороннем порядке целый ряд других важных мер. В частности, в четыре раза сокращено количество нестратегических ядерных вооружений. В России перевели такое оружие в категорию неразвернутого, сосредоточив его исключительно в пределах национальной территории на централизованных базах хранения, где обеспечивается должный режим безопасности.

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Гипотетическая возможность его применения ограничена двумя исключительными случаями: нападением на Россию и ее союзников с применением ОМУ и ситуацией, когда в результате агрессии против нашей страны с применением обычных вооружений под угрозу поставлено само существование государства. То есть речь идет о положениях сугубо оборонительной направленности. Кроме того, в Военной доктрине появилось понятие «неядерное сдерживание», что отражает снижение роли российских сил ядерного сдерживания в деле обеспечения национальной безопасности.

Помимо ядерного разоружения, в ходе текущего обзорного цикла договора и непосредственно Обзорной конференции 2020 года острой будет оставаться также проблематика ЗСОМУ на Ближнем Востоке.

Что касается создания ЗСОМУ, то к середине нынешнего обзорного цикла договора мы подошли с нулевым результатом на этом направлении. Но и расчеты отдельных государств на то, что данная проблематика «тихо» сойдет с международной повестки дня, безосновательны. Для большинства ближневосточных стран создание ЗСОМУ в регионе является вопросом обеспечения их национальной и региональной безопасности. Они рассматривают его в качестве основной темы в рамках обзорного процесса ДНЯО. Поэтому уйти от разговора по ЗСОМУ не удастся.

Созыв Конференции по ЗСОМУ остается актуальной и реально достижимой задачей в контексте выполнения резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Нельзя и дальше мешкать с подготовкой этого мероприятия, включая согласование всех его организационных модальностей и содержательных аспектов. Хорошей основой для выхода на соответствующие решения в ходе Обзорной конференции 2020 года по ДНЯО могли бы послужить представленные Россией в ходе первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции по ДНЯО в 2017 году предложения о выстраивании работы по созыву Конференции по ЗСОМУ, которые нашли широкую поддержку среди участников договора.

Еще одним масштабным вызовом режиму ядерного нераспространения стали одиозные идеи США по «усовершенствованию» Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (СВПД). На самом деле СВПД не нуждается в «перекройке» и «улучшениях» задним числом. Требуется лишь его добросовестное выполнение всеми участниками договоренности без исключения. Pacta sunt servanda - основополагающий принцип международного права. Потворство вольному обращению отдельных стран с международными соглашениями, включая одностороннюю корректировку своих переставших быть «удобными» обязательств, способно привести к самым тяжелым последствиям для всего режима нераспространения. Намерения и действия США уже сейчас спровоцировали новую волну спекуляций на тему жизнеспособности ДНЯО в силу недоговороспособности его отдельных участников. А ведь СВПД практически единодушно был признан мировым сообществом ключевым достижением в области нераспространения ОМУ за последние годы и получил полную поддержку со стороны СБ ООН. План действий отвечает интересам безопасности как региона Ближнего Востока, так и всего мира.

Предусмотренные СВПД меры (включая механизмы обмена информацией, верификации и контроля) носят беспрецедентный характер и дают надежную гарантию исключительно мирного характера ядерной программы Тегерана.

Сложившаяся по вине США ситуация вокруг СВПД грозит отодвинуть перспективу политико-дипломатического урегулирования на Корейском полуострове. В Пхеньяне при принятии решений наверняка будут учитывать, что любые договоренности с США могут быть нарушены в любой момент без всяких на то оснований.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что залогом сохранения ДНЯО должны служить бережное обращение с договором, ответственное отношение к заложенному в него балансу интересов, осмотрительность в предпринимаемых действиях в отношении других договоренностей в данной сфере и выполнение всех соглашений, которые разрабатывались с опорой на этот международно-правовой инструмент.

Надо надеяться, что у всех участников ДНЯО хватит мудрости и ответственности, чтобы обеспечить целостность и незыблемость режима ядерного нераспространения.


1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 июня 1968 года и заключен 1 июля 1968 года одновременно в Лондоне, Вашингтоне и Москве.

Инициатором заключения этого Договора считается Ирландия, которая выступила с соответствующей инициативой еще на 13-й Генеральной Ассамблее ООН в 1958 году. Инициатива Ирландии не была поддержана Францией и СССР. В 1965 году, после испытания атомного оружия во Франции и в Китае, США представили в Комитет восемнадцати государств по разоружению проект соглашения о нераспространении, несколько позже Советский Союз представил свой проект аналогичного договора Генеральной Ассамблее ООН. В августе 1967 года советские и американские предложения были согласованы. Договор был открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года.

Договор о нераспространении ядерного оружия входит в единую группу международных соглашений, регулирующую производство, испытание и применение ядерного оружия:

  • Договор об Антарктиде (1959 год);
  • Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год);
  • Договор о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1967 год);
  • Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967 год, СССР подписал Протокол к Договору в 1978 году);
  • Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год);
  • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия (1971 год);
  • Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 год);
  • Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 год);
  • Договор о безъядерной зоне в Южной части Тихого океана (1986 год);
  • Договор о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия (1996 г., не вступил в силу);
  • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год, не вступил в силу).

Договор вводил понятие "государства, обладающего ядерным оружием", причем таковым государством признавалась страна, которая произвела и взорвала ядерное оружие или иное ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года. Таких держав насчитывалось пять: Соединенные Штаты Америки, Советский Союз, Великобритания, Франция и Китай. Первые три из вышеперечисленных государств были назначены депозитариями договора.

Таким образом, Договор вводил три государственных статуса в отношении обладания ядерным оружием:

  • Государства-депозитарии ДНЯО (США, СССР, Великобритания);
  • Прочие государства, обладающие ядерным оружием (Франция, Китай);
  • Государства, не обладающие ядерным оружием.

Договор запрещал государствам, обладающим ядерным оружием, передавать кому-либо ядерное оружие или иные ядерные взрывные устройства, контроль над таким оружием или устройствами, не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению такого оружия или контроля над ним, не предоставлять исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала для производства расщепляющегося материала.. Равным образом, договор требовал от государств, не обладающих ЯО, не принимать, не производить, не приобретать ядерное оружие, не добиваться и не принимать какой-либо помощи в его производстве.

Договор оговаривал соответствующие формы контроля над использованием ядерных технологий и материалов. В роли международного контролирующего органа используется МАГАТЭ (IAEA - International Atomic Energy Agency), с которым каждое из государств, не обладающих ядерным оружием, обязано заключить соглашение. Понятно, что такое положение дел создает возможность для злоупотреблений со стороны МАГАТЭ. Существенно, что Договором не предусмотрен механизм разрешения споров между МАГАТЭ и государствами, не обладающими ядерным оружием.

Договор специально подчеркивал неотъемлемое право участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации (статья 3.3., статья 4.1., статья 5).

Отдельно оговаривалось право государства-участника выйти из Договора в случае угрозы национальной безопасности (статья 10.1).

Договор был заключен сроком на 25 лет с возможностью его продления.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и, прежде всего, его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

По своему содержанию Договор о нераспространении ядерного оружия был типичным документом времен "холодной войны" и фиксировал договоренность, достигнутую после Карибского кризиса 1962 года между СССР и США. Речь шла о принципиальном исключении ситуации, когда вопрос о применении ядерного оружия в региональном конфликте мог быть поставлен в зависимость от доброй воли, например, правительства Кубы или Турции. Для США выгодность ДНЯО заключалась в появлении известных гарантий от повторения в той или иной форме событий 1962 года на Кубе. Советский Союз получал определенные гарантии, что он не будет втянут в локальную ядерную войну на одной из своих границ при сохраняющемся риске глобальной ядерной войны с США. Великобритания была вынуждена присоединиться к Соединенным Штатам, что автоматически лишало ее возможности вести самостоятельную политику в ядерной области - результат, устраивающий как СССР, так и США. Франция и Китай получили по Договору статус великой (ядерной) державы. Это также устраивало всех, поскольку было уже свершившимся фактом.

Существенно, что в контексте 1968-го года многочисленные оговорки о возможности развития ядерных технологий в мирных целях играли крайне незначительную роль. На 1968 год суммарная установленная мощность атомных электростанций в мире не превышала 10 ГВт (электрических), причем практически все станции находились на территории государств, обладающих ядерным оружием или их ближайших союзников. Поэтому предлагаемые ДНЯО гарантии в области мирных ядерных технологий носили в 1968 году в известной мере демагогический характер. Характерно, что заключение Договора о нераспространении никак не отразилось на мировых ценах на уран, в то время очень низких (порядка 7 - 8 долларов за фунт оксида). Ситуация резко изменилась после нефтяного кризиса 1973 года. За пять лет цены на уран поднимаются почти в шесть раз, начинается активное строительство АЭС в целом ряде стран. К настоящему времени именно статьи ДНЯО, устанавливающие недискриминационный доступ развивающихся стран к энергетическим ядерным технологиям, играют решающую роль в оценке перспектив этого Договора.

На 1965 год в процессе развития атомной энергетики участвовали 10 стран (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР, Япония, Канада, Швеция(?), Бельгия). (http://www.laes.ru/ciso/work/world/razdel/statistik/bigkium.htm )

На 1985 году число участвующих стран составило 30, на 2002 год - 33: Аргентина, Армения, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Иран - строится, Япония, КНДР - строится, Южная Корея, Литва, Мексика, Нидерланды, Пакистан, Румыния, Россия, ЮАР, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Украина, США, Тайвань. (В.Г.Асмолов и др. "Атомная энергетика". М., 2004.)

2. Статус Договора на конец 2006 года

По состоянию на конец 2006 года Договор о нераспространении ядерного оружия считается действующим и имеющим бессрочный статус. Его участниками является 187 государств , то есть практически все независимые государства мира, за исключением Индии, Пакистана, Израиля, КНДР.

Тем не менее, юридический, фактический и этический статус договора, неочевиден:

1. С точки зрения международного права Договор не предусматривал такого события, как распад одной из держав-депозитариев, и не оговаривал порядок действий в этом случае. Признание России единственным правопреемником СССР имеет сомнительную легитимность и, по существу, является актом доброй воли со стороны любого из государств постсоветского пространства.

На территории Казахстана проводились ядерные испытания до 1 января 1967 года, следовательно, по этой причине Казахстан должен быть отнесен к "государствам, обладающим ядерным оружием". Фиксируемый текстом Договора признак - проведение ядерных испытаний на территории данного государства до 1.1.67 г. - носит объективный, наблюдаемый и формальный характер, поэтому заявление правительство Казахстана об отказе от ядерного статуса страны юридической силы в рамках Договора не имеет.

На сегодня Казахстан - член ДНЯО. Но какой статус он имеет в этом Договоре - страны-депозитария, страны, обладающей ядерным оружием или страны, таковым оружием не обладающей?

Определенные основания требовать ядерный статус есть также у Алжира - французы испытывали свою бомбу на территории этой страны.

В менее острой форме этот же вопрос можно поставить в отношении всех бывших советских республик - по крайней мере, в отношении Украины и Белоруссии, на территориях которых складировалось значительное количество ядерных зарядов.

2. Далее, не подлежит сомнению то обстоятельство, что государства, обладающие ядерным оружием, и, в первую очередь, государства-депозитарии грубо нарушили обязательства , взятые на себя в преамбуле и статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия:

"...достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения (...), содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем, чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" .

В действительности, в период 1968 - 2006 гг. произошло масштабное увеличение ядерных арсеналов, Например, для СССР и США:

(Сравнительный анализ создания и развития морских стратегических ядерных сил СССР и США. Владивосток, 2005)

В настоящее время (2006 г.) на вооружении РФ находится 5518 ядерных зарядов, на вооружении США - более 7800 на боевом дежурстве, всего - свыше 10800.

3. Еще более существенным является формальное нарушение державами-депозитариями следующего положения преамбулы Договора:

"государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций" . Это положение было грубо нарушено Советским Союзом в Афганистане, Соединенными Штатами Америки в Ираке и Югославии (агрессия США против Афганистана имела своим формальным юридическим обоснованием решение ООН ). Очень существенно, что во всех трех случаях имела место агрессия со стороны государства, обладающего ядерным оружием, против государства, участника ДНЯО, таким оружием не обладающего.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного "оружия массового уничтожения", такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из "государств-изгоев".

В статье 1 ядерные государства обязуются не "побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, ...приобретать ядерное оружие" - однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение .

4. В настоящее время Соединенные Штаты Америки угрожают применить силу против Ирана и КНДР, препятствуя их праву свободно выйти из Договора в соответствии со статьей десятой.

Агрессия США против Ирака предоставила Ирану и КНДР формальный повод выйти из ДНЯО в соответствие с формулировкой статьи 10: "Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы". Понятно, что нападение на независимое государство, участника ДНЯО, со стороны ядерной державы, может рассматриваться, как "исключительное обстоятельство, поставившее под угрозы высшие интересы".

5. В нарушение статей 4 и 5 ДНЯО не созданы механизмы недискриминационного доступа государств, не обладающих ядерным оружием, к мирным ядерным технологиям. Напротив, приняты меры к максимальной дискриминации целого ряда так называемых "стран-изгоев", право которых на развитие ядерной энергетики оспаривается.

6. Раздел 2 десятой статьи Договора говорит о продлении действия Соглашения "на дополнительный определенный период или периоды времени". Следовательно, бессрочное продление ДНЯО, принятое на конференции в мае 2005 года, не имеет юридической силы.

7. Де-факто, Договор о нераспространении ядерного оружия утратил силу с момента создания и испытания ядерного оружия в странах, на 1 января 1967 года таким оружием не обладавших.

На сегодня можно уверенно говорить о "второй ядерной пятерке".

Официально признают существование у себя ядерного оружия Индия и Пакистан. Израиль до последнего времени официально не признавал наличия у страны ядерного оружия, однако оговорка премьер-министра страны Эхуда Ольмерта окончательно превратило ядерную программу Израиля в секрет Полишинеля.

"Выступая в понедельник в эфире немецкого телевидения, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт впервые косвенно признал, что Израиль обладает ядерным оружием, сообщает AFP.

Такой вывод агентство сделало из следующих слов Ольмерта: "Мы никогда не угрожали другим странам уничтожением. Иран открыто и публично угрожает стереть Израиль с карты мира. Можно ли после этого поставить Иран, добивающийся обладания ядерным оружием, в один ряд с Францией, Америкой, Россией и Израилем?" (http://www.canada.ru/forum/viewtopic.php?p=42061).

Считается, что на сегодня Израиль имеет от 100 до 200 боеголовок.

ЮАР произвела несколько ядерных зарядов и, возможно, осуществила взрыв над Атлантикой. Хотя к настоящему времени ядерный арсенал страны аннулирован, ЮАР должна считаться "малой ядерной державой".

О взрыве ядерного устройства объявила КНДР. Кроме того, ряд специалистов уверенно диагностируют наличие экспериментального ядерного заряда у Ирана. Япония, хотя и заявляет об отсутствии ядерного оружия, не скрывает существования в стране технологий его производства, а также наличие на территории страны первичных расщепляющихся материалов и оборудования для их обогащения.

Почти во всех перечисленных случаях (за исключением КНДР и Ирана) страны, имеющие по Договору 1968 года статус обладателей ядерного оружия, не только не препятствовали, но и прямо способствовали созданию оружейных ядерных технологий у государств "второй пятерки".

"Палата представителей Конгресса США вечером 8 декабря одобрила закон, позволяющий продажу ядерного топлива и реакторов в Индию, сообщает Reuters. За принятие документа выступили 330 конгрессменов, против - 59.

Ожидается, что Сенат поддержит этот законопроект в ближайшие дни, после чего он поступит на подпись президенту. Джордж Буш уже заявлял о своей поддержке этой инициативы, так как она "усилит связи США с самой населенной в мире демократией и даст возможность американским компаниям заработать миллиарды долларов".

В то же время критики закона полагают, что Джордж Буш и его администрация совершают "историческую ошибку", которая подорвет усилия США, направленные на сохранение режима нераспространения ядерного оружия". (http://lenta.ru/news/2006/12/09/fuel/)

8. Этические претензии ДНЯО официально высказываются Индией, Пакистаном и Израилем. Эти государства справедливо указывают, что Договором создана привилегированный клуб "ядерных государств", куда другие страны не имеют доступа, при этом никакого морального обоснования законности такого разделения Договор не содержит.

9. Разделение "мирных" и "военных" ядерных технологий было, в какой-то мере обосновано для технологического уровня 1960-х годов. В настоящее время провести границу между этими технологиями не представляется возможным. Контроль над экспортом ядерных материалов со стороны Лондонского клуба по мере развития глобализационных процессов и совершенствования механизмов теневого "рынка" этих материалов становится все более и более призрачным. В настоящее время не представляется возможным доказать отсутствие собственного ядерного оружия у Японии, Германии, Канады, Австралии, Швейцарии, Швеции.

Мохаммед аль-Барадеи, руководитель МАГАТЭ, считает, что в наше время ядерную бомбу могли бы создать не менее 40 государств - было бы желание. На конференции 2005 года аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения:

  • отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;
  • перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащенном уране, на использование низкообогащенного урана;
  • ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;
  • ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;
  • ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;
  • ускорение ядерного разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;
  • принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.
Невооруженным глазом видна неосуществимость этих требований в целом и бессодержательность большей части из них (ужесточить, ускорить, принять меры:).

3. Перспективы продления Договора

В настоящее время можно говорить о том, что юридические, фактические, этические и логические основания для продления режима нераспространения утрачены , и этот режим существует исключительно в силу инерции.

Неопределенность перспектив дальнейшего существования ДНЯО в полной мере проявилось на конференции в мае 2005 года в Нью-Йорке: "Три ключевых комитета конференции, где обсуждался вопрос о пересмотре договора о нераспространении ядерного оружия, прекратили свою работу уже в четверг. Им не удалось объединиться, для того чтобы составить письменные рекомендации для усиления договора о нераспространении ядерного оружия. Американец Томас Грэхам, участвовавший ранее в переговорах, сказал, что ему еще ни разу не приходилось наблюдать подобного пессимизма на переговорах о нераспространении ядерного оружия. Грэхам предупредил Вашингтон о том, что лучше будет воздержаться от подтверждения и выполнения обещаний, которые правительство Соединенных Штатов дало в ходе конференций по вопросу договора о нераспространении ядерного оружия, проходивших в 1995 и в 2000 году.

Еще одним спорным моментом остался вопрос о формулировке, гарантирующей государствам, не обладающим ядерным оружием, право вести разработки в области атомной энергетики и использовать атомную энергию в мирных целях. Данная формулировка должна быть зафиксирована в договоре о нераспространении ядерного оружия. Было еще одно оспариваемое предложение, которое состояло в том, чтобы легализовать ядерные технологии, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия, только в ограниченном количестве стран, за исключением, например, Ирана. Критики отклонили это предложение как ограничивающее их права, согласно договору" (http://www.kommentator.ru/accent/2005/a0530-2.html).

Уже сейчас режим нераспространения трактуется рядом государств (в частности, Индией), как экономически дискриминационный . Указывается, что в условиях сегодняшнего дня ДНЯО не столько препятствует расширению списка ядерных военных держав, сколько позволяют "государствам, обладающим ядерным оружием" эффективно контролировать рынок радиоактивных материалов и ядерных технологий. Другими словами, ДНЯО сегодня является формой государственного протекционизма .

Управление этим рынком сосредоточено в руках стран-депозиториев (на практике - в руках США), а внеэкономические выгоды от регулирования рынка получают также страны-участники Лондонского клуба.

Можно утверждать, что единственным мировым "игроком", заинтересованным в продлении ДНЯО в его нынешней форме являются США, точнее говоря - республиканская администрация США. Поэтому есть все основания предсказывать крах существующей формы режима нераспространения после выборов 2008 года в США.

4. Возможные модификации режима нераспространения

Проанализируем возможные модификации режима нераспространения ядерного оружия на период 2006 - 2020 гг.

Прежде всего, выделим основные факторы, которые могут оказать воздействие на статус режима нераспространения:

1. Экономическая целесообразность . В той форме, в которой Договор о нераспространении ядерного оружия существует сегодня, он сдерживает естественное развитие рынка ядерных материалов и технологий. Это, с одной стороны, ограничивает доступ ряда стран к жизненно необходимым им энергетическим ресурсам, а с другой - ограничивает прибыль стран - членов Лондонского клуба. Следовательно, соображения экономической целесообразности будут подталкивать мировое сообщество к либерализации ядерных рынков. В общем и целом, это соответствует логике развития ВТО, Всемирного банка и т.п.

2. "Принцип человеческого развития и борьбы с бедностью" , зафиксированный в ряде основополагающих международных документах (Рио-де-Жанейро, 1992 г., "Саммит тысячелетия ООН", 2000 г., Монтер, 2001 г. и т.п.), также будет способствовать либерализации ядерного энергетического рынка.

3. Из наиболее общих системных соображений понятно, что ни одно соглашение, сдерживающее естественное развитие общества , не может быть успешным в средне- и долгосрочной перспективе. Договор о нераспространении ядерного оружия фиксирует состояние мира на середину 1960-х годов, когда лишь несколько стран вступило в стадию развитого индустриального общества. Сейчас на этой стадии находится несколько десятков государств (по оценкам аль Барадеи - не менее сорока). Естественно и неоспоримо их стремление обладать технологиями, в том числе и военными, соответствующими развитому индустриализму.

4. С другой стороны, Соединенные Штаты Америки приложат все усилия к продлению существования режима нераспространения в той или иной форме. Для республиканской администрации это связано с представлениями о мировом лидерстве и вытекающих их этого обязанностях, для демократов - с внутриполитическими причинами. При этом, демократы будут более свободны в выборе путей модификации режима нераспространения.

Можно с уверенностью предсказать крайне нервную реакцию американского населения на рост списка держав, обладающих ядерным оружием, и на включение в этот список исламских государств.

5. Существенным фактором, "работающим" на сохранение и даже ужесточение режима нераспространения, является нарастающий в мировом сообществе страх перед угрозой ядерного терроризма . Можно предвидеть, что в течение какого-то времени этот страх будет пересиливать любые экономические императивы.

Современные меры безопасности в аэропортах с экономической точки зрения не выдерживают никакой критики, да и в логике безопасности они плохо обоснованы.

6. Свою лепту в ограничение перемещения расщепляющихся материалов и ядерных технологий внесут природоохранительные организации, журналисты и "общественность" .

7. Стабилизирующую роль в отношении ДНЯО будут играть международные организации - прежде всего, ООН, затем - МАГАТЭ. Необходимо понимать, что для МАГАТЭ сохранение ДНЯО есть в буквальном смысле слова вопрос существования.

8. Наконец, важным фактором амбивалентного действия станет нарастание угрозы локальной или ограниченной войны с использованием "великими державами" тактического ядерного оружия.

Таким образом, складывается ситуация неустойчивого равновесия: три фактора способствуют смягчению режима нераспространения или даже отмене его, три, напротив, стимулируют его ужесточение, действие еще одного фактора - угрозы войны - непредсказуемо, и еще один фактор будет стремиться к сохранению режима в неизменной форме.

Понятно, что экономические (1) и системные (3) закономерности носят долгосрочный характер, и со временем их воздействие на политический процесс будет нарастать. Гуманитарная составляющая (2) потеряет свое значение по мере нарастания международного политического кризиса и усиления угрозы войны (8). Одновременно начнет быстро падать роль международных организаций (7), экологических движений, прессы и общественности (6). Соединенные Штаты (4) постепенно перейдут от политики ужесточения ДНЯО к политике поэтапного отказа от этого режима. Страх перед терроризмом сохранится, но экономические последствия такого страха со временем будут падать (социальный страх, будучи сильной эмоцией, постепенно расходуется и переходит из "острой" в "хроническую" форму).

Факторы, оказывающие влияние на режим нераспространения

Фактор Период Динамика Тенденция
Экономическая целесообразность долгосрочный растет Либерализация
Человеческое развитие и борьба с бедностью краткосрочный падает Либерализация
Системное развитие постоянный растет Либерализация
США краткосрочный изменяется Контроль
Террористическая угроза среднесрочный падает Контроль
Общественность, пресса, Гринпис краткосрочный падает Контроль
ООН, МАГАТЭ краткоосрочный падает Контроль
Угроза войны постоянный растет ???

В этой связи вырисовывается целый спектр возможных модификаций Договора о нераспространении ядерного оружия:

1. Ужесточение ДНЯО в схеме аль Барадеи или близкой по содержанию схеме, принадлежащей А.Арбатову

Арбатов А.Г. родился в 1951 г. в Москве. В 1973 г. закончил МГИМО МИД СССР по специальности международные отношения. С 1973 г. работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (РАН). Работал советником делегаций СССР на переговорах по ограничению стратегических вооружений в Швейцарии и на Генассамблее ООН (США). Член различных общественных организаций.

В 1992 г. создал свой независимый научный центр - Центр геополитических и военных прогнозов, выполняющий заказы Министерства Обороны и других ведомств. Член бюро Центрального совета партии "Яблоко". Избирался в ГосДуму третьего созыва.

1) Ратификация Соединенными Штатами и Китаем Договора о запрещении ядерных испытаний как ключевого звена, соединяющего "вертикальное" и "горизонтальное" ядерное разоружение, что способствовало бы присоединению к этому договору также Индии, Пакистана, Израиля и положило бы предел совершенствованию ядерных вооружений тех государств, которые его уже создали. Тем самым также была бы поставлена серьезная преграда для создания ядерного оружия остальными явными и тайными "пороговыми" странами.

2) Согласование между США и Россией дополнительных процедур и правил подсчета боезарядов в процессе выполнения Договора о СНВ 2002 г., графика сокращения вооружений и адаптированных система контроля и мер доверия. Продление срока действия систем контроля и мер доверия Договора СНВ-1 по крайней мере до 2012 г. Подготовка и начало переговоров по Договору СНВ-2, имея в виду сокращение стратегических ядерных вооружений в период до 2017 г. до уровня примерно 1000 боезарядов.

3) Переход к поэтапному прекращению состояния взаимного ядерного сдерживания между Россией и США. На первом этапе - контролируемый отказ от концепций ответно-встречных ударов, то есть от пусков ракет на основании информации от систем предупреждения о ракетном нападении.

4) Последовательное увеличение организационными и техническими мерами времени подготовки ракет к пускам, надежно контролируемыми инспекционными группами сторон, с охватом на первом этапе как минимум 50% стратегических сил, в том числе, но не исключительно, путем отстыковки и раздельного хранения боезарядов от носителей СЯС.

5) Концептуальное снижение приоритетности опоры на ядерное оружие и ядерное сдерживание в стратегии обеспечения национальной безопасности США, России, Великобритании, Франции и Китая, зафиксированное в основных доктринальных документах и программах. Принятие всеми, без исключения, ядерными государствами обязательства о неприменении ЯО первыми против любого государства-члена ДНЯО.

6) Расширение задач и технологии совместного реагирования на ракетные угрозы. "Размораживание" с этой целью Московского Центра обмена данными о пусках ракет и ракет-носителей и расширение его функций.

7) Заключение полномасштабного договора между Россией и США о сотрудничестве в разработке, развертывании и использовании информационных и огневых систем ПРО, разграничивающего совместные и односторонние работы в этой сфере и представляющего гарантии, что системы ПРО не будут направлены друг против друга.

8) Ратификация всеми членами ДНЯО Дополнительного Протокола 1997 г. как обязательное условие любого международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики.

Протокол предполагает резкое усиление контроля со стороны МАГАТЭ над национальными ядерными программами, включая внезапные проверки инспекторами организации любых ядерных объектов. На настоящий момент Протокол подписан тридцатью странами (из 187 государств - участников ДНЯО). (смотри: http://www.iranatom.ru/databas.htm , документ rep051.pdf)

9) Заключение Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ) и поэтапное расширение его охвата с соответствующими механизмами контроля для ядерных и неядерных членов ДНЯО, подключение к нему "неприсоединившейся" тройки (Израиль, Индия, Пакистан).

10) Интеграция ныне действующих групп контроля ядерного экспорта (Комитет Цангера, ГЯП), постановка их деятельности на договорно-правовую основу с новым механизмом принятия решений (возможно, квалифицированным большинством), системой контроля и санкций за нарушение через МАГАТЭ и СБ ООН.

11) Запрещение любых новых поставок ядерных технологий и материалов государствам, не участвующим в ДНЯО и не принявшим всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ. Запрет на поставки технологий полного ядерного цикла в неядерные страны-члены Договора, если они не присоединились к всеобъемлющим гарантиям и Дополнительному Протоколу МАГАТЭ 1997 г. Новые поставки государствам ДНЯО осуществляются только при принятии ими условий возврата или ликвидации полученных материалов и технологий в случае выхода из ДНЯО (в ином случае должен быть предусмотрен порядок доклада МАГАТЭ и принятия санкций на основе априорного мандата СБ ООН).

12) Обеспечение поставок готового ядерного топлива странам, отказавшимся от полного цикла, по самой низкой рыночной стоимости и последующего вывоза отработанного ядерного топлива со стороны специально созданных для этой цели международных консорциумов под эгидой МАГАТЭ.

13) Ужесточение Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), особенно в части поставок технологий двойного назначения, оказание совместного давления великих держав в целях присоединения к режиму стран, не являющихся его участниками. Превращение РКРТ в международный договор с четкими определениями его объектов и субъектов, мерами проверки и транспарентности, обязательствами государств-участников скорректировать соответственно свое внутреннее законодательство и создать отвечающие общему стандарту механизмы экспортного контроля.

14) Расширение штата и финансирования МАГАТЭ, а также его прав по проведению расследований нарушений ДНЯО с передачей дела в СБ ООН для применения мер наказания и принуждения. (http://www.nationalsecurity.ru/library/00005/00005report4.htm)

Первые семь пунктов этой доктрины не имеют под собой никакого реального содержания, и ни при каких обстоятельствах не будут реализованы на практике. Выполнение остальных пунктов вполне возможно. Оно, однако, будет означать создание стратегического союза стран, обладателей ядерного оружия, направленного против всего остального мира. Едва ли такой союз может быть сколько-нибудь прочным и долговечным.

Как следствие, данная версия модификации ДНЯО может быть реализована только в краткосрочной перспективе (1 - 2 года), но это затруднено конфликтными отношениями в "треугольнике" США - Россия - Европа.

За реализацию этой версии будет активно выступать МАГАТЭ и российские политики либерального направления.

2. Сохранение основных положений ДНЯО с формальным "осовремениванием" этого договора.

Под "осовремениванием" понимается изменение списка депозитариев, формальное решение в тексте договора проблемы постсоветских территорий, расширение списка "ядерных держав" добавлением, по крайней мере, Индии.

Это, по крайней мере, логично и приводит юридическое и фактическое состояние дел к некоторому соответствию. Однако, напрочь отсутствуют акторы, заинтересованные именно в таком решении проблемы ДНЯО, поэтому реализация данного варианта маловероятна.

3. Создание системы многоуровневого ядерного протекционизма.

Режим ДНЯО "образца 1968 года" предусматривал только два статуса: государства, обладающие ядерным оружием, и государства, им не обладающие. Из числа первых неофициально выделялась подгруппа депозитариев, а из них - две сверхдержавы. Переход между статусами был невозможен в принципе.

В современных условиях количество статусов должно быть увеличено. Оно может включать в себя следующие дополнительные категории: государства, добровольно отказавшиеся от обладания ядерным оружием (ЮАР); государства, испытавшие ядерное оружие, но не производящие его; государства, стремящиеся к овладению полным ядерным циклом. Должен быть прописан механизм перехода из одного статуса в другой и, в первую очередь, расширение списка ядерных держав с включением в него государств "второй ядерной пятерки".

Надо иметь в виду, что формальное признание Израиля "государством, обладающим ядерным оружием", приведет к немедленному выходу мусульманских государств из ДНЯО.

Этот вариант вполне возможен и даже вероятен. Собственно, он и реализуется последние годы - правда, де-факто, а не де-юре - то есть, без формальной ревизии ДНЯО. Не подлежит, однако, сомнению, что США придает Индии иной ядерный статус, нежели Пакистану, а Пакистану - иной, нежели Ирану.

4. "Национальная атомная энергетика и международный топливный цикл"

Собственно, это - российская инициатива на саммите "большой восьмерки" летом 2006 года в Санкт-Петербурге. Позволяет решить "основную проблему ДНЯО", то есть разделить мирные и военные атомные технологии. Юридически речь идет о замене торговли расщепляющимися материалами на лизинг этих материалов. При этом рынок расщепляющихся материалов либерализуется и одновременно создается жестко регулируемый рынок ОЯТ.

Этот проект сохраняет дух ДНЯО (и режим нераспространения), но требует полной переработки текста договора. При последовательной реализации концепции "национальная ядерная энергетика и международный топливный цикл" растет значение ООН, но резко сокращаются прерогативы МАГАТЭ.

Актором данной версии является Россия, которая, на данный момент, не поддержана никем. Тем не менее, "ядерная инициатива Путина" вполне может реализоваться, так как наличествует политическая воля и соответствующие экономические возможности.

5. Либерализация рынка расщепляющихся материалов при формальном сохранении ДНЯО.

Актором этой концепции, насколько можно судить, выступает Франция. Реализация этой концепции не очень вероятна, поскольку в краткосрочной перспективе этому помешает террористическая угроза, а долгосрочной перспективы концепция просто не содержит.

6. Изменение уровня ДНЯО.

Вводится статус: "государство, обладающее стратегическим термоядерным потенциалом". Под этим понимается:

  • Наличие у страны широкого спектра ядерного оружия;
  • Наличие термоядерного оружия, соответствующих технологий и производств;
  • Наличие современных межконтинентальных средств доставки термоядерного оружия, соответствующих технологий и производств (имеется в виду способность носителей ЯО к преодолению системы противовоздушной и противоракетной обороны противника);
  • Накопленный ядерный потенциал, позволяющий принять на вооружение "доктрину массированного возмездия".

К таким государствам сегодня могут быть отнесены только члены "первой атомной пятерки".

Вводится статус: "государство, обладающее ядерным оружием". Под этим понимается проведение испытания ядерного устройства на территории данного государства до 1 января 2007 года. К государствам этого статуса следует отнести Индию, Пакистан, Израиль, КНДР, ЮАР.

Остальные страны получают прежний статус "неядерных государств".

Договор переписывается в "логике пропорции": термоядерные страны относятся к ядерным, так же, как ядерные - к неядерным. То есть, не допускается распространение термоядерного оружия за пределы "первой пятерки", а ядерного - за пределы "второй пятерки", даются соответствующие гарантии ненападения.

Такое решение, скорее всего, будет принято - но в долгосрочной перспективе (20 лет).

7. "Атом в обмен на ракеты"

Упрощенный вариант предыдущей версии: стране, не обладающей ядерным оружием, разрешается развивать у себя либо ядерные технологии - не важно, мирные или военные, - или ракетные технологии, но не те и другие вместе.

При реализации этого варианта державы, члены "ядерного клуба" денонсируют Договор о демилитаризации космического пространства, размещают в космосе систему противоракетной обороны и препятствуют любым попыткам "новых ядерных стран" создавать и испытывать ракетные технологии.

Надо иметь в виду, что контроль над ракетными технологиями всегда был неофициальным приложением к режиму нераспространения. Кроме того, в отличие от атомной энергии, ракетные технологии не имеют очевидного гражданского применения (за исключением космических исследований, которые достаточно интернационализированы). Наконец, космодром является более уязвимой целью, нежели ядерный центр.

Данный вариант соответствует интересам Соединенных Штатов Америки и их логике принятия решений. Его реализация (конечно, после ноября 2008 года) очень вероятна.

5. Экономические последствия отмены или глубокой модификации режима нераспространения

Во всех версиях либерализации ядерного рынка цены на природный и обогащенный уран будут расти, приближаясь в пределе к современным ценам "черного рынка".

КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!