Это жизнь - портал для женщин

Детская сказка посвященная дню воды. Экологическая сказка для школьников

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторскую экологическую сказку из цикла «Иринушкины сказки», которую можно использовать в качестве языкового материала на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром; для драматизации и для семейного чтения.

Публикация может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов; педагогам-экологам, творческим родителям.

Цель: формировать экологическую сознательность и культуру через знакомство с литературным произведением - сказкой.
Задачи: дать представление о круговороте воды в природе, познакомить с состояниями воды, видами осадков; знакомить с экологическими проблемами через конкретные наглядные образы; воспитывать сострадание к миру природы, ответственность за будущее планеты.

«Дождинка и Росинка»

Давным-давно это было. Планета в те времена была пуста и безлюдна. А ещё она была совершенно сухая и безжизненная.
Хорошо, что солнечный свет уже тогда существовал. Он заливал собой всё пространство и был ослепительно красивым.
И вот появилась на свете первая Капелька. Она была очень хорошенькая и смотрела на мир широко раскрытыми изумлёнными глазами. «Ой, какое голубое небо вокруг!», восхищённо воскликнула Капелька и полетела вниз, на Землю.
Но она не разбилась, упав на сухую поверхность планеты, а осталась лежать и удивляться происходящему.
Подняла Капелька глазки к небу и удивилась. К ней приближалось множество таких же капелек, как и она сама.
Это был самый первый Вселенский дождь.

Вскоре ручеек из капелек превратился в настоящую речку.
И глядя на сплошное голубое полотно, очень сложно было себе представить, что состоит оно из крошечных капель, таких же, как та самая первая Капелька на Земле.

Внезапно пригрело солнышко. Вдруг Капелька почувствовала какую-то лёгкость, невесомость.
«Что это со мной? Крыльев нет, но я лечу», - подумала Капелька, и она действительно взлетела в небо, потому что стала частицей пара.
Капелька попала в большую тучу.
Вокруг неё было множество подружек, таких же, как она – бывших капелек воды, которые тоже превратились в пар.
Там, высоко в небе, в огромной туче, было довольно холодно. И именно поэтому Капелька вновь стала сама собой – водяной частичкой, набрала вес и вместе с другими капельками стала падать на землю новым дождём! Так эта Капелька получила имя Дождинка.

Великое множество раз Дождинка совершала своё путешествие по кругу. И очень ей это нравилось! Но однажды, спустя много-много лет, случилось вот что.
Как обычно, Дождинка летела из тучи в речку.
Она привычно огляделась вокруг. Но что это?
Отчего все её подружки–дождинки, да и она сама, обрели подозрительный серовато - фиолетовый оттенок?

Конечно, Дождинка не могла знать, что рядом с её любимой речкой Человек – хозяин Планеты построил фабрику по производству спичек. В этот день на выхлопных трубах сломались фильтры, а новую защиту от вредных веществ владельцы фабрики ещё не установили.
Зловредный дым из труб направился прямо в атмосферу и попал в то самое облако, из которого летела Дождинка.
О ужас! В результате дождь, падающий на землю, оказался отравленным!
Надо Вам сказать, Уважаемый Читатель, что прямо под тем местом, где находилось зловещее облако, рос роскошный сад, садовником в котором был Гномик Сеня.
И именно в это раннее утро в саду у Сени расцвела прекрасная Роза.

Она раскрыла свои прелестные лепестки навстречу загадочному миру.
Но что же это?
Прямо на клумбу, на которой рос этот нежнейший цветок, пролились капли вредоносного кислотного дождя.
Розочка немедленно потеряла и свои краски, и аромат, хорошо ещё, что она не покрылась дырами от ожогов и не погибла вовсе.

«Что же делать?!» - в ужасе воскликнул Сеня. «Нужно срочно помощь Розочке!»

Он немедленно принёс к клумбе, где цвела пострадавшая Розочка, полное ведёрко золы, чтобы нейтрализовать почву, обезвредив кислоту.
Для земли – это, конечно, было спасение, но несчастная Роза, ей грозило быстрое увядание! Её нужно было немедленно исцелить живой водицей.
Гномик Сеня помчался к своей знакомой волшебнице – Розовой Феечке, которая жила по-соседству.

"Розовая Феечка, помоги мне! - взмолился Сеня - Я знаю, что ты давно дружишь с капелькой по имени Росинка. Может быть, она сумеет спасти мою больную Розу?!".
Росинка появлялась в саду только по утрам, всегда свежая и кристально чистая. Она и этим утром резвилась на полянке неподалёку от домика Розовой Феечки.
Феечка стала просить её о помощи:
-Милая Росинка! Случилось несчастье, и Розочка погибнет, если ты и твои сестрёнки не смоете с неё остатки вредного дождя!

Росинка позвала на подмогу всех своих сестёр-росинок, и вместе они дружно исправили вред, причинённый дождём, омыв собою каждый лепесток, листочек, и даже стебель Розы.
И стала садовая жительница ещё прекраснее прежнего!
А как радовались Гномик Сеня с Розовой Феечкой, вы и представить себе не можете!
Вот так две очень похожие капельки – Дождинка и Росинка, оказались такими разными… Но ведь Дождинка совсем не была виновата в том, что чуть не стала виновницей беды…
Прошло немало времени, прежде чем Дождинка, пройдя через почву и очистившись, снова попала в свою любимую речку, чтобы и дальше совершать новые интересные путешествия.
А Росинка и поныне живёт в саду, где цветёт и благоухает исцелённая ею Роза.

Вопросы по содержанию:
-О каких осадках идёт речь в сказке?
-Какие ещё виды осадков вам известны?
-Как путешествовала Дождинка?
-Виновата ли она в том, что чуть не стала причиной гибели Розы?
-Что такое кислотный дождь?
-О чём нас предостерегает эта сказка?
-Расскажите о правилах поведения в лесу, на водоёмах.

Елена Михайловна Дьякова

Цель: способствовать формированию у детей бережного отношения к природным ресурсам – воде.

Задачи:

Расширить знания детей о воде на примере опытов;

Побуждать детей бережно относиться к окружающему миру;

Развивать познавательные, эстетические, нравственные качества личности ребенка.

Действующие лица:

Большая вода

Кикимора

Капелька (ребенок)

Ведущая. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебницу воду. А как вы думаете, почему воду называют волшебной?

(ответы детей)

На самом деле ее так называют, потому что вода в природе творит самые настоящие чудеса. Вода – одно из главных богатств на земле. Недаром в народе говорят: «Там, где есть вода – есть жизнь». Если человек какое-то время может обойтись без еды, то без воды он просто погибнет.

А сейчас послушайте сказку, которая так и называется «Волшебница вода».

В одном городе всю ночь шел дождь и образовалась большая лужа. Рано утром выглянуло солнышко и стало пригревать. Капельки дождя, из которых получилась лужа, проснулись и стали весело переговариваться между собой. Давно их не собиралось так много. А одна капелька, самая маленькая, дремала. Она была еще глупая и многого не знала. Но, вот ее тоже разбудило солнышко.

Капелька. Ой, как жарко, и почему-то капелек становится все меньше и меньше. Куда же они деваются? Я тоже, возможно, скоро исчезну, а я не хочу исчезать.

(Капелька заплакала)

Ведущая. Капелька, не плачь. Слышишь? Какой-то шум. Он похож на шум воды.

(входит Большая вода)

Б. Вода. Что случилось? Я слышу чей-то плач. Капелька, что с тобой? Почему такая грустная и плачешь?

Капелька. А ты кто?

Б. Вода. Я – Большая вода. Так почему ты плачешь?

Капелька. Моих подружек осталось совсем мало. И я, наверное, тоже скоро исчезну. Мне страшно.

Б. Вода. Не бойся. Так и должно быть. Солнышко пригревает, лужа скоро высохнет, а капельки просто испарятся, превратятся в пар. Ты тоже снова окажешься в небе, а потом опять станешь капелькой.

Капелька. А разве так может быть?

Б. Вода. Конечно, ведь вода, как волшебница, может превращаться из одного состояния в другое: то она капелька, то снежинка, то льдинка, то сосулька, а то превращается в невидимку, т. е. в пар – испаряется.

Капелька. Ничего себе, я этого не знала.

Б. Вода. Ты еще многого не знаешь. А хочешь я покажу тебе чудеса с водой?

Капелька. Конечно, хочу.

Опыт № 1. (1 стакан с водой, 1 – с молоком; две ложки.

Вывод: вода прозрачная)

Опыт № 2. (чайник, пар, стеклышко. Вывод: вода превращается в пар)

Капелька. Да, это интересно.

Б. Вода. А сейчас попробуй отгадать мои загадки:

В огне не горит и в воде не тонет. (лед);

Самовар как закипает, он из-под крышки вылезает. (пар);

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (река)

(дети помогают отгадывать)

Б. Вода. Ну, что, Капелька, настроение поднялось?

Капелька. Да, немножко.

Б. Вода. А, чтобы еще веселей стало, поиграем.

Ребята, представьте себя капельками. А когда их много, может образоваться ручеек. В него мы и поиграем.

Игра «Ручеек»

А теперь, ребята, доскажите словечко:

Лейся, дождик, веселей, мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком по … (лужам).

Неколючий, светло-синий, по кустам развешан … (иней).

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить – землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождем, отгадаешь под … (дождем).

Грязнулю всегда выручает … (вода).

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без … (воды).

Б. Вода. Видишь, Капелька, без нас с тобой никак не обойтись. Всем нужна вода: и растениям, и животным, и насекомым, и птицам, и людям. А людям нужна вода к тому же еще и чистая: для мытья, приготовления пищи, для питья.

(входит Кикимора, в руках у нее бутылка с грязной водой)

Кикимора. А мне вот чистая вода совсем не нужна. Я люблю водичку грязную, я ведь живу в болоте.

(показывает бутылку с грязной водой)

Умываться не надо, мыться не надо. Красота! Я специально бросаю мусор в воду, например, в речку, чтобы она стала грязной.

Б. Вода. Да ты что, Кикимора, разве так можно делать? Воду нужно беречь и не загрязнять.

Кикимора. А я не буду. Чего мне ее беречь.

Б. Вода. Кикимора, ты пойми, если вода будет грязная, в такой воде нельзя будет купаться, можно заразиться и заболеть. И пить такую воду опасно, там ведь много микробов.

Кикимора. Ну, и что, подумаешь.

Б. Вода. Кикимора, скажи мне, зачем тебе эта грязная вода в бутылке? Давай ее очистим.

Кикимора. Ну, давайте, если вам хочется. А как?

Б. Вода. Смотри.

Опыт № 3. (очищают воду через фильтр)

Кикимора. Вообще-то это интересно. Прямо фокус получился.

Фу, как жарко, и что-то так пить хочется. У вас нет водички попить? (обращается к ведущей).

Ведущая. Вот, видишь, Кикимора, пить захотела. Вот и тебе понадобилась вода и не какая-нибудь, а для питья – чистая. На, пей.

(Кикимора пьет)

Кикимора. Да, хорошая водичка, холодненькая, чистенькая.

Б. Вода. Есть даже стихотворения про воду.

(читают дети)

Начало весны

Небосвод поднимается выше,

На снегу исчезают следы,

А к утру вырастают на крыше

Любопытных сосулек ряды.

Заблестит ручеек вдоль дороги,

Обернется водицей снежок –

И появится нежный и робкий

На проталинке первый цветок.

Дождик

Солнце жгучее светило,

Теплый дождик разбудило.

Он проснулся, оглянулся

И за лейкой потянулся.

Дождь сухих не любит грядок,

Навести решил порядок.

А когда угомонился, -

Вместе с лейкой испарился.

Кикимора. Ой, я тоже придумала стихотворение:

Водичка, водичка,

Побрызгай мне на личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Волосенки густели,

Щечки розовели.

Ведущая. Ты уже и стихи стала писать? А вообще, Кикимора, тебе не мешало бы умыться, вон ты какая грязная, и в зеркало посмотреться после этого.

Кикимора. Ладно, уговорили, я скоро… (уходит)

Ведущая. А мы, ребята, пока поиграем.

Игра (прыгают через лужи)

(входит Кикимора, чистая, нарядная)

Б. Вода. Ой, тебя и не узнать, настоящая красавица.

Кикимора. Да, я и сама себе нравлюсь. Я подумала и решила: не буду больше мусорить, загрязнять воду. А буду к воде относиться бережно.

Ведущая. Б. Вода. Вот и молодец!

Ведущая. Так закончилась история про волшебницу воду. А мы, ребята, должны для себя сделать выводы:

Капелька. - воду надо беречь.

Б. Вода. - напрасно ее не расходовать.

Ведущая. - не бросать мусор в речки и содержать в чистоте берега.

Хором: Без воды нам не прожить на свете,

Это помните и взрослые, и дети!

Капелька Ребята, я хочу вам подарить эти капельки, чтобы вы помнили обо мне и о том, что воду надо беречь.

(Капелька вручает детям сувениры-капельки)

-Что ты, Капелька, грустишь?

Большая Вода показывает Капельке опыт с водой и молоком, из которого следует, что вода прозрачная



Карпов Илья

А работе рассказывается о значении вода в жизни человека, о том, что без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря воде. В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух. Для эффективного использования водных ресурсов нужно внедрять современные природоохранные технологии. Нужно разумно пользоваться водой в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

« Почему надо экономить питьевую воду. Экологические сказки»

Руководитель: учитель А.Р.Саркисова

г.Владимир 2011 год

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии вены соединяют друг с другом основные органы тела, мелкие оплетают их со всех сторон. Кровь снабжает каждую клетку тела кислородом и питательными веществами. Кровь собирает отходы жизнедеятельности из всех уголков организма. Иными словами, кровь соединяет мозг и сердце, желудок, почки, печень, мускулы в слаженный и работоспособный организм. Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи и озера. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в человеческом организме. Структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Именно вода, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращает их в единую систему.

Без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря воде. В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух.

Вода в природе может встречаться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной. Ее объем составляет 97%. Запасы пресной воды в мире – около 3%, в том числе в ледниках, полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете пригоден для питья. Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Человеческий организм почти на 70% состоит из воды. Потеря организмом большого количества воды опасна для жизни человека. Без воды человек может погибнуть через 5-7 суток, а без пищи при наличии воды человек может жить длительное время. Для того чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода. С ней тесно связано все наше существование.

Воду мы используем для питья, приготовления пищи, напитков. Без воды невозможно существование промышленного производства. Остаться без воды, самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом. Чистой воды на Земле становиться все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Наши представления о воде, как о восполнимом ресурсе нужно пересмотреть. Загрязнение водоемов, вырубка лесов по берегам рек, осушение болот – все это нарушает тонкое равновесие, ломает природный механизм, возвращающий реке потерянную воду. И если раньше люди могли переселиться на новое место, к чистому роднику, то сегодня уже невозможно никуда перенести многонаселенный промышленный город. Пришло время задуматься о том, как сохранить каждый водоем, каждую каплю чистой, питьевой воды. Дороже воды нет ничего на свете. Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество найдет им замену, а без воды не будет жизни на Земле. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Население Земли в будущем может столкнуться с нехваткой питьевой воды. Для эффективного использования водных ресурсов нужно внедрять современные природоохранные технологии. Нужно разумно пользоваться водой в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли – питьевую, чистую воду!

Приключение Маленькой Капельки Воды

Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Главное дело для каждой капельки напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:
– А лесу нужны капельки?
– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.
– А полю нужны капельки?
– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.
– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая Капелька.
– Капелек много и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:
– Приготовитесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.
– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.
– Люди почему-то боятся дождика, и открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.
– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.
– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:
– Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.
– Сюда, летите к нам капельки, – звали растения. – Мы хотим пить.
Все капельки послушно поили всех, только Маленькая Капелька пролетела мимо растений и упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.
– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.
– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься, и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.
– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.
– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.
– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала .

Почему обиделась Маленькая Капелька

С утра было пасмурно, и Маленькая Капелька не испарилась. Проснулась она от веселых криков детей. Маленькая Капелька увидела нарядную девочку и подумала: «Наверное, эта девочка хочет со мной поиграть».
Капелька подпрыгнула от нетерпения и попала на блестящую туфельку девочки.
– Плохая вода, ты намочила мне туфельку! Убирайся отсюда! Ты здесь не нужна – закричала девочка.
Маленькая Капелька очень обиделась. Хорошо, что в этот момент выглянуло солнышко, и жаркий солнечный обнял Маленькую Капельку. Он превратил ее в пар и унес обратно на небо.
– Здравствуй, Маленькая Капелька, я рада твоему возвращению, – улыбнулось облако.
Но Капелька ничего не ответила, потому что она замерзла и превратилась в крохотную льдинку.
Облако позвало Фею Воды и попросило:
– Помогите Маленькой Капельке. Она замерзла и не растет. Может, она заболела?
Фея Воды внимательно осмотрела крошку и сказала:
– Маленькая Капелька замерзла от большой обиды.
– Да, меня обидела девочка, – прошептала капелька. – Она прогнала меня и сказала, что вода земле не нужна.
– Ах, не нужна…, – нахмурилась Фея Воды. Она что-то прошептала, и в тот же миг лужа посреди двора возле дома девочки исчезла.
– Мяу, девочка. Куда подевалась лужа? Я пить хочу, – спросил у девочки котенок.
– Наверное, она испарилась, – ответила девочка и отвернулась.
Стало жарко, девочка тоже захотела пить и побежала домой. В комнате она увидела, что в аквариуме почти нет воды. Ее рыбки барахтались среди мокрых водорослей.
– Мама, – закричала девочка. – Мне срочно нужна вода для рыбок.
– Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться и сварить обед, – грустно сказала мама.
– Куда же исчезла вода? – удивилась девочка.
– Я на водопроводную станцию звонила, но никто не знает, куда пропала вода, – ответила мама. – Люди говорят, что, наверное, кто-то обидел или прогнал воду.
– Мама, а вода вернется, если попросить у нее прощения? – тихо спросила девочка.
– Думаю, что да. Она добрая и всегда с радостью поит всех: и людей, и зверей, и растения.
Девочка быстро прошептала несколько раз: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Я тебя очень люблю. Всем без тебя плохо».
В этот момент мама крикнула с кухни: «Вода снова бежит!»Девочка налила рыбкам воды и посмотрела в окно. Во дворе котенок пил из лужицы.


Как Маленькая Капелька подружилась с девочкой

Когда Маленькая Капелька снова подросла, она попросила облако:
– Отпусти меня, облако, назад на землю, я хочу напоить кого-нибудь.
– И мы, и мы хотим напоить кого-нибудь, – запищали другие капельки.
– Хорошо, капельки, – ответило облако и спустилось пониже.
В это время девочка собиралась гулять, но мама увидела облако и сказала:
– Не ходи гулять дочка. Видишь, в небе облако? Скоро пойдет дождь, и ты промокнешь.
Расстроенная девочка села у окна и грустно сказала:
– Почему детям не разрешают гулять в дождик?! Это несправедливо.
– Конечно, не справедливо, дети любят дождик, – раздался тоненький голосок из облака.
– Ой, кто это разговаривает? – удивилась девочка.
– Это, я Маленькая Капелька. Хочешь покататься на нашем облаке по небу?
– Конечно, хочу! – обрадовалась девочка.
Облако спустилось еще ниже и заглянуло в окошко. Девочка, прыгнула прямо на облако и поплыла над городом.
– Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, – попросили улицы.
– Хорошо, – сказало облако и полило всех маленьким дождиком.
Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали.
За городом было поле с желтыми колосками.
– Напои нас скорее, облако, – зашелестели колоски.
– Хорошо, – согласилось облако и полило колоски средним дождиком.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.
А облако полетело дальше. За полем был пруд с рыбками.
– Налей нам воды, облако, – попросили рыбки. – Пруд высох, и мы не можем плавать.
– Хорошо, – согласилось облако. Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки весело закружились, а лягушки заквакали.
– Прощай девочка, мне тоже пора лететь вниз, – крикнула Маленькая Капелька и исчезла.
Облако стало совсем маленьким. Оно полетело назад в город и отнесло девочку домой.
– Я на облаке летала вместе с Маленькой Капелькой и видела, как дождик всем помогал. Он добрый, он всех умывает и поит, – рассказала девочка маме.
– Наверное, тебе приснился сон про дождик, – засмеялась мама.

Маленькая Капелька попадает в озеро

Маленькая Капелька полетела из облака вниз и упала прямо в большое прозрачное озеро. От дождя озеро покрылось круглыми разбегающимися морщинками. Но как только дождик стих, в озере отразилось голубое небо. На глади озера блестели белые лилии. В прозрачной воде плавали юркие рыбки.
– Озеро ты такое больше и красивое, – восхитилась Маленькая Капелька. – У тебя очень много капелек воды, и я здесь не нужна.
– Нет, капелька ты мне нужна, – гулко ответило озеро. – Без тебя и в твоих сестриц я высохну. Горячее солнышко превращает мою в воду в пар и уносит ее в небо. Я всегда жду, когда пойдет дождик, и вода вернутся ко мне назад.
– Облако сказало, что самое важное дело для капельки – напоить кого-нибудь, а у тебя, озеро, есть важное дело? – с любопытством спросила Маленькая Капелька.
– Конечно, у меня много важных дел. Я украшаю землю, пою деревья, зверей и птиц, даю приют рыбкам, лягушкам и водным насекомым. Всех моих жителей и не перечислишь. Нырни глубже, Маленькая Капелька и ты их увидишь, – предложило озеро.
Капелька так и сделала, но тут же вынырнула и испуганно вскликнула:
– Там на дне живут страшные звери. Один – с разинутой пастью, другие – круглые и железные, третьи – лохматые.
– Это старый ботинок, мусор и жестяные банки. Их бросают люди, и моя вода от них портиться, – вздохнуло озеро.
– Зачем люди это делают? – удивилась Маленькая Капелька.
– Не знаю, – грустно ответило озеро. – Я всегда с радостью встречаю людей, катаю их на лодках и разрешаю ловить мою рыбу. Но потом люди бросают в меня всякий мусор. Может, самое важное дело для людей – бросать мусор?
– Нет, я так не думаю, – засомневалась маленькая Капелька. – Я знакома с одной девочкой. Надо найти ее и спросить, какое дело самое важное для людей?
– Из меня вытекает ручей, он далеко бежит и много видит. Плыви с ним, он поможет тебе найти девочку, – посоветовало озеро.
Капелька так и сделала.

Как Маленькая Капелька по ручью путешествовала

Когда Маленькая Капелька воды попала в ручей, у нее даже голова закружилась от его звонкого журчания и быстрого бега.
– Ручей, ты куда бежишь? – спросила Маленькая Капелька, когда пришла в себя.
Но ручей не услышал ее, он звонко пел:
– Я лесной ручей, по камушкам струюсь, перезваниваю, корни деревьев обмываю, булькаю, с камышами шепчусь. Я песенки веселые пою, семена деревьев разношу, всех свежей водицей угощаю, всех радую.
– Ручей, куда ты бежишь? Ты можешь отнести меня к девочке? – крикнула Маленькая Капелька изо всех сил.
На этот раз ручей услышал ее и весело откликнулся:
– Здравствуй Маленькая Капелька! Давай вместе песенку споем.
– Ручей, помоги мне найти мою подружку девочку.
– Не надо искать людей, Капелька, – испугался ручеек. – Они погубят тебя. У меня был братец ручеек, который втекал в меня. К сожаленью он тек по краю поля, мимо деревни. Люди стали бросать в него всякий мусор и ветки. И мой братец погиб.
– Нет, я должна узнать, какой дело самое важное для людей? – объяснила Маленькая Капелька.
– Тогда плыви по мне до самого конца и попадешь в реку. Мы ручьи впадаем в реку. Я из леса выходить боюсь, а река большая. Она течет мимо городов и сел. Она поможет тебе найти девочку, – объяснил ручеек.
Маленькая Капелька так и сделала.

Маленькая Капелька и большая река

Река плавно несла свои воды куда-то вдаль, бурлила и плескалась в берега.
«Река такая большая, что не заметит меня», – подумала Маленькая Капелька.
Но река заметила ее и зажурчала:
– Спасибо, Маленькая Капелька, что приплыла ко мне.
– Куда ты бежишь, сильная и большая река? – спросила Маленькая Капелька.
– Я бегу к морю, – ответила река.
– А что такое море? – спросила Маленькая Капелька.
– Море похоже на огромное озеро, у которого не видно берегов. Надо плыть много дней, чтобы достичь другого берега. Море сильное и великое.
– Я не такая сильная, как море или река, – задумчиво проговорила Маленькая Капелька, – но могу напоить травку или цветок.
– А море очень сильное, – заметила река. – Когда оно сердиться, оно поднимает огромные волны и швыряет в разные стороны корабли.
– Зачем разбивать корабли? Разве это самое главное дело для моря!? – удивилась Маленькая Капелька.
– Я думаю, что нет. Море часто бывает добрым и спокойным! Рыбакам оно дарит много рыбы, а люди плавают по морю на кораблях, – объяснила река.
– Я ищу одну знакомую девочку. Может она тоже плавает по морю на корабле.
– Скорее всего, она живет в городе на берегу. Я служу этому городу и пою его жителей водой, – ответила река.
– Когда моя знакомая девочка придет к тебе попить, позови меня, – попросила Маленькая Капелька.
– Люди не приходят ко мне пить, – засмеялась река. – Они забирают мою воду и заставляют ее бежать по трубам в каждый дом. Многие мои капельки трудятся день и ночь, чтобы напоить людей. Ты согласна выполнить эту работу?
– С радостью, – ответила Капелька. – Когда я попаду к моей подружке девочке, я узнаю, какое дело самое важное для людей. А потом, конечно, напою ее.
– Хорошо, тогда жди своей очереди, – велела река.
Дни шли, и Маленькая Капелька заметила, что вода в реке стала грязной.
– Что делать река? Я испачкалась и не смогу напоить девочку, – заплакала Капелька.
Река ответила сиплым от грязи голосом:
– Плыви скорее к девочке и расскажи ей, что очистная станция плохо работает. Грязная вода попадает обратно и пачкает мою чистую воду.
– Я маленькая, и девочка тоже маленькая. Мы не сможем очистить тебя от грязи, – испугалась Маленькая Капелька.
– Надо не меня чистить, а ремонтировать специальную очистную станцию, которая воду от грязи чистит, – объяснила река и попросила:
– Плыви скорее, пока я не умерла от грязи.
И Маленькая Капелька изо всех сил устремилась вперед.

Как Маленькая Капелька спасла большую реку

Мама открыла кран на кухне, но оттуда побежала тонкая струйка рыжей воды. Пришлось вызывать мастера. «Я не могу помочь. Видимо авария в водопроводе», – объяснил мастер и ушел.
– Может, воду снова кто-то обидел? – задумчиво сказала девочка. – Надо найти Маленькую Капельку и спросить у нее.
– Я здесь, девочка, – послышался тоненький голосок. Девочка оглянулась и увидела, что на кране висит рыжая капля воды.
– Я не узнала тебя, Капелька, раньше ты была прозрачная, а сейчас стала мутная и рыжая.
– Да, я испачкалась и плохо пахну, – грустно ответила Маленькая Капелька. – Ты помнишь, девочка, как весело я плавала в луже? А потом я попала в озеро, из него я приплыла в ручей, а из ручья – в реку.
– Я спешила к тебе, чтобы узнать, какое дело для людей самое важное на свете. А еще я хотела напоить тебя. Теперь я испачкалась и не могу никого напоить. Река велела мне рассказать о том, что очистная станция плохо работает. Грязная вода попадает обратно в реку и пачкает чистую воду.
– Что же делать? – расстроилась девочка. – Люди не могут пить грязную воду!
Не волнуйся, дочка. Надо рассказать всем людям о том, что случилось, – решила мама.
Они положила Маленькую Капельку в баночку и отправилась… на телевиденье.
Сначала девочку и ее маму не хотели туда пускать.
– Вы хотите, чтобы люди заболели от грязной воды? – строго спросила Капелька.
– Говорящая Капелька. Это будет сенсация, – обрадовался диктор телевиденья и передал срочные новости: «Даже Маленькая Капелька заговорила, чтобы заставить людей беречь воду. Она просит нас, починить очистную станцую и не портить воду, которую мы пьем».
Вскоре в домах снова появилась чистая вода, а диктор телевиденья сказал:
– Маленькая Капелька заставила людей отремонтировать очистную станцию. Потому что самое важное дело для людей беречь и хранить дары Феи Воды: и ручейки и озера, и реки и даже Маленькую Капельку воды.

История одной Капли

(грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Как Тучка была в пустыне

(сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы

(сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка

(добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Все живое нуждается в воде

Экологическая сказка

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

— «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— « И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— « Ежик и ты мне подари цветы».

— «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

— «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле

Экологическая сказка

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

This entry was posted on Воскресенье, Декабрь 8th, 2013 at 23:49 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

В настоящее время многие педагогические издания, интернет-сайты вдохновляют педагогов на создание оригинальных, интересных, актуальных разработок. Такие издания предлагают технологические приемы решения сложнейших для педагогов задач современности. Многие из публикуемых технологий находят широкое применение на практике, переосмысливаются и приживаются надолго.

Так, поводом для разработки и основой предложенных нами занятий стали публикации об опыте работы московских педагогов в журнале «Музыкальный руководитель». Данный цикл занятий мы начали весной и продолжили его с теми же детьми уже осенью. Весеннее занятие прошло на высоком эмоциональном уровне, потому ребята легко вспомнили понравившееся им доброе Облачко и захотели дальше узнать о его приключениях.

Конспект комплексного занятия в средней группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Весенний дождик».

Цель .
Формировать выразительность детских рисунков под влиянием прослушивания музыкальных произведений; продолжать знакомить детей с техникой рисования под музыку, соответственно ритма мелодии учить подражать звукам, используя музыкальные и шумовые инструменты.

Материал : игрушки — Облачко, Кукла; стихотворение С.Я. Маршака «Дождь»; зонтик, фоны для рисования, выполненные в технике «мыльные пузыри», фломастеры, кисточки, шумовые и музыкальные инструменты.

Ход занятия

— Дети, сейчас я расскажу вам невероятную историю. (Рассказ сопровождаю показом игрушек). Пришла весна и через некоторое время все с нетерпением стали ждать весеннего дождика. А его все не было и не было. Высаженные цветы и овощи плохо росли без дождика. Девочка в саду все ждала, когда же он придет. Вдруг на горизонте появилось маленькое Облачко. Оно быстро приближалась. Так мог действовать только настоящий друг, который всегда приходит на помощь в трудную минуту. Облачко полило цветы в саду, овощи и присело на скамью рядом с Девочкой. Они начали разговаривать. Девочка сказала, что очень любит весну, весенние цветы, бабочек, пение. А что любишь ты, Облачко? Выяснилось, что для него нет ничего лучше. чем вода. Девочка удивилась: — Что интересного можно найти в обычной воде?

И вот что она услышала: — Я принесло с собой дождь — теплый, полноводный, но короткий. Он помог расти твоим цветам и овощам. Такой дождик любит солнышко. Оно остается на небе, умывается и расстилает над всей землей радужное полотенце. Такой дождик любят и птицы и цветы, и травы, и деревья.

О таком же веселом, быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь» поэт Самуил Яковлевич Маршак.

По небу голубому проехал грохот грома
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим
Как весело и быстро
По всем зелёным листья
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду у Девочки. Там вас внезапно застал веселый, теплый дождик. (Раскрыть зонтик). Чтобы не грустить, послушаем музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику, по крыше, звенит, падая на цветки ландыша.

(Выполняется фрагмент пьесы «Вальс-шутка» Д. Шостаковича).

— В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни — короткие, другие — длинные. В дождике также капельки разные: одни — тяжелые, длинные, другие — легкие, короткие, мелкие. Дождь становится то сильнее, то снова затихает. Попробуем сыграть эти звуки. На наших инструментах сыграем «музыку дождя».

(Дети изображают звуки дождя с помощью шумовых и музыкальных инструментов, сначала одни, а затем — с сопровождением).

— Как еще можно изобразить дождик, чтобы мы его не только услышали, но и увидели?

(Дети рисуют, пытаясь координировать движения руки с музыкой).

— Музыка определенно помогла вам изобразить дождик. Какой дождик вы нарисовали? Весенний, веселый, приветливый? Или осенний сырой ливень?

Предложение подарить свои работы Облачку, которое с нами не расстается, а просто улетает собирать для нас новые сказки.


Подготовила: Кушнарева Н.В.,
музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость».


(из цикла «Сказки о воде»)

«Приключения двух тучек».

Цель.
Учить слышать разницу тембров звучания; чувствовать дождь разный по характеру и делать в связи с этим выбор шумовых инструментов, определять громкость звуков; выбирать технику рисования дождя в зависимости от услышанной музыки (летний — нажим карандаша сильный, резкий; осенний — напор легкий, штрихи линий более частые).

Материалы: кукла, игрушечная скамья, нарисованые облака: маленькое Облачко, Грозовая и Осенняя тучи; зонтик с серыми ниточками и зонтик с широкими голубыми лентами, закрепленными по всей окружности; шумовые инструменты: деревянные палочки, маракасы, бубен, металлофон; фрагменты концертов А.Вивальди «Времена года» — «Лето» и «Осень»; угли, фломастеры, простой и цветные карандаши, фоны для рисования в технике «мыльные пузыри» в верхней части бумаги.

Ход занятия

— Дети, сегодня у нас в гостях наши давние друзья — Девочка и Облачко. Историю об Облачке, которое поливало цветник Девочки, вы уже слышали. Послушайте сказку о двух тучах, которую рассказал поэт В. Такаринов в своем стихотворении «Прогулка» (чтение сопровождать показом действий нарисованных Тучек, имитацией звуков грома):

По небу Туча большая плыла,
Тучку поменьше за ручку вела,
Тучная Туча все время ворчала,
И головой все время качала.

Вдруг налетел озорной ветерок.
Тучка-летучка — скорей наутёк.
«Трах-тарарах», — заругал ее Гром.
Тучка-летучка — обратно бегом.

Так вот гуляли Туча и Тучка.
Бабушка-туча и тучка-внучка.

— А теперь еще одно приключение нашего Облачка. — Сидели себе на скамейке Девочка и Облачко и разговорили. Неожиданно из-за черного леса показалась черная Туча. Друзья поняли: не в духе она, потому что плыла по небу, раздувая щеки и громко охая. Облачко спряталось под скамейку и прошептало: «Это моя бабушка — Грозовая Туча. Я убежало от нее еще утром и она, наверное, ищет меня!». Девочка предложила Облачку спрятаться в доме.

Между тем Грозовая Туча стремительно приближалась, охая еще громче. По крыше застучали крупные капли дождя. Это Туча, возмущаясь, пролилась шумным ливнем. Вдруг порыв сильного ветра — холодного, совсем не летнего — раскрыл окно. Друзья бросились закрывать створки. Ветер принес с собой предвестницу надвигающейся осени — серую Мрачную Тучу, которая быстро затянула половину неба. Бабушка, Грозовая Туча, насторожилась и слегка попятилась. Уж очень неприятно ей было встречаться со своей дальней родственницей. Ведь с ее приходом заканчивалось лето и наступала сырая, хмурая осень.

«Моя бабушка принесла с собой теплый, сильный дождь, который бывает только летом, — сказало Облачко Девочке. — Люди говорят, что он льет как из ведра. Они называют его ливнем … А куда же делась моя бабушка? Непонятно … Дождь стал совсем другим — мелким, холодным. Похоже, он будет идти весь день».

Девочка посмотрела в окно и поняла: наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно облетели, а на небе хозяйничала скучная, серая, печальная Осенняя Туча.

(Игра «Летний и Осенний дождь». Раскрыть два зонтика. На одном — голубые ленты (летний ливень), на другом — длинные серые веревочки (осенний дождь). Звучат фрагменты мелодий, дети прослушивают, соотносят характер музыки с тем или иным образом дождя и собираются под тем или другим зонтиком).

Обсуждаем с детьми выбор шумовых инструментов для передачи звуков ливни (металлофон, ксилофоны) и осеннего дождя (деревянные палочки, бубен, маракасы) — дети играют на одной ноте, чтобы передать тоскливый, монотонный характер. Слушая музыку Вивальди, дети сравнивают тембры звучания металлических и деревянных инструментов («звонко — глухо»), определяют каковы звуки ливня — звонкие или слабые, глухие, как звуки осеннего дождя.

Дети сначала рисуют ливень под соответствующий фрагмент звучания музыки Вивальди, затем — осенний дождь. Используют различные техники — штрихи, точки, линии, разную силу нажима. Если дождь сильный летний, — напор сильнее, а линии, штрихи, точки — редкие. Если осенний дождь — нажим слабый, линии, штрихи, точки более частые, чем при изображении ливня.

Оценка рисунков педагогом и детьми с точки зрения их соответствия эмоциональному характеру музыки, точности выбора материала и техники. Дети раскладывают рисунки под зонтики, изображающие тот или иной дождь. Прощаются с Облачком, которое спешит догнать свою бабушку – Грозовую Тучу, улетевшую вслед за летом.

Подготовили: Кушнарева Н.В. — музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина.

Болотова Л.П. – руководитель изостудии ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина

Конспект комплексного занятия в старшей группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Сказка о Горном Озере и Водопаде».

Цель.
Слушая разные по характеру музыкальные произведения, учить видеть разницу образов Водопада и Озера. Передавать эту разницу с помощью различных изобразительных средств. Для художественного изображения гор использовать акватипию на мыле (или рельефные краски: ½ стакана крахмала, 1/8 стакана воды, ½ стакана соли, все хорошо размешать, добавить 2 ч. ложки гуаши и снова размешать).

Материал: мыльная стружка, разведенная водой до густоты сметаны, гуашь, кисти разного размера; музыкальный фрагмент из токкаты М. Регера ре минор соч. 59 № 5 и музыка к балету А. Адана «Жизель» или сюиты № 2 для флейты И.С. Баха; иллюстрации с изображениями озер и водопадов; диск «Звуки природы»; зеркальце на каждого ребенка.

Ход занятия

— Дети, послушайте еще одну замечательную историю, которую хочет рассказать наше давно нам знакомое Облачко. Как нам известно, больше всего в мире Облачко любит дождик. Но вода — это не только дождь. Водой наполнены озера, моря, реки. Бурными потоками несется вода с гор. Сегодня Облачко расскажет сказку о Горном Озере и Водопаде. Хотите услышать?

«Высоко в горах жили Водопад и Озеро. Водопад был гордым. Он считал себя самым красивым и сильным: на голове — шапка из пушистых белых облаков, пенная борода сверкает брызгами, громкий голос раздается по всему ущелье. А воды его были такие бурные, что даже горные козлы не могли напиться. Водопад все сметал на своем пути!

Озеро, наоборот, было спокойным и гладким. Оно всегда казалось молодым, потому что на его лице не было ни одной морщинки. Озеро не в пример Водопаду, никогда не гордилось собой, а показывало миру красоту других: как в зеркале в нем отражались горы, которые его окружали, звери и птицы, которые пили его прозрачную воду. А в глубине души Озера хранились такие сокровища, о которых оно никому не рассказывало.

Водопаду не нравилось такое соседство. Озеро казалось ему ленивым и глупым. Себя он считал тружеником, который шумно несет свои воды, перепрыгивает через валуны и никогда не стоит на месте. Водопад думал, что Озеро все время спит, и что не мешало бы его разбудить. Своими мощными потоками он почти пробил путь к соседу. Осталось совсем немного, чтобы Водопад дотянулся до Озера.

Все это видела Облачко. Дело в том, что ему одновременно нравились и Озеро, и Водопад. Уж очень любило Облачко кататься на быстрых потоках Водопада и отдыхать на гладкой поверхности Озера. Поэтому и сказало им, что соседи оба прекрасны и должны жить рядом и не мешать друг другу. Водопад прекрасен в своей неукротимости, а Озеро – в спокойствии».

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют, какому образу сказки соответствует тот или иной отрывок по характеру, тембру звучания. Обращаем внимание на особенности звучания музыкальных инструментов.

Слушая токкату М. Регера, акцентируем внимание на музыкальном инструменте — органе (демонстрируем изображения). Сравниваем мощное, глубокое, величавое звучание этого инструмента с мощными потоками, которые падают со скалы, сметая все на своем пути. В музыке чувствуем настроение, созвучное энергии стремящегося с высоты потока.

Слушаем сюиту И.С. Баха № 2 для флейты. Подчеркнуть ее созвучность образу спокойного Озера: плавное, медленное звучание. В звуках флейты слышим переливы спокойной воды Озера в лучах солнца. Представляем нежное, ласковое, спокойное Озеро. С чем можно сравнить поверхность озера? (С зеркалом). Делаем вывод: каким бы гордым не казался Водопад, он тоже отражается в Озере и благодаря ему видит свою красоту.

Предлагаем с помощью маленького зеркальца рассмотреть окружающую обстановку, отмечая красоту увиденного.

Дети рассматривают изображения озер, водопадов на иллюстрациях. Обращаю внимание на характер образа Озера (спокойная гладь с неясными плавными цветовыми переходами) и Водопада (мощные потоки срываются со скалы и сметают все на своем пути, могущество которых можно подчеркнуть энергичными мазками кисточки). Предлагаю передать образы Озера, Водопада, Гор, используя «акватипию» — интересную и посильную детям технику выполнения изображений с помощью обычного мыла и красок («Джміль» 2005 № 4, стор.12).

Самостоятельная работа детей на фоне музыкального сопровождения («Звуки природы»). В случае необходимости — индивидуальная помощь педагога.

Дети с помощью маленьких зеркал рассматривают отражение своих рисунков, вместе анализируют работы с акцентом на соотношение образа музыкального и изобразительного. Игрушечное Облачко тоже смотрит в зеркало. Дети говорят ему хорошие слова и просят прилетать еще.

Подготовили: Кушнарева Н.В. – музыкальный рукодитель,
Болотова Л.П. — Руководитель изостудии



Статья размещена в авторской редакции.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!