Это жизнь - портал для женщин

Логика мышление внимание в 6 7 лет. Развитие логического мышления у младших школьников. Нужны ли кружки, детские развивающие центры

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Вы можете задаться вопросом, смогут ли дети справиться с этим сами. В конце концов, многие умные люди сумели логически мыслить без формальной инструкции в логике. Более того, исследования показывают, что, возможно, дети будут спонтанно обнаруживать принципы логики, поскольку они обсуждают свои идеи с другими.

Но исследования намекают и на что-то еще. Возможно, самым эффективным способом развития навыков критического мышления является обучение этим навыкам. Исследования показывают, что студенты становятся замечательно лучшими решателями проблем, когда мы учим их.

Первостепенные задачи

Все направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

Анализировать аналоги, создавать категории и классифицировать элементы, надлежащим образом идентифицировать релевантную информационную конструкцию и распознавать действительные дедуктивные аргументы.

  • Испытательные гипотезы распознают общепринятые заблуждения.
  • Различия между доказательствами и интерпретациями доказательств.
Усиливают ли такие уроки креативность? Критическое мышление - это любопытство, гибкость и непоколебимость. И, как утверждал Роберт ДеХаан, творческое решение проблем зависит от навыков критического мышления.

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

На самом деле, исследования показывают, что явное обучение критическому мышлению может сделать детей умнее, более независимыми и более творческими. Вот несколько примеров - и некоторые советы экспертов для обучения критического мышления детям. Ричард Хернштейн и его коллеги дали более 400 семиклассников четкой инструкции в критическом мышлении - программе, которая охватывала тестирование гипотез, основную логику и оценку сложных аргументов, изобретательности, принятия решений и других тем.

Преподавание критического мышления в научном классе может помочь детям решать повседневные проблемы

После шестидесяти 45-минутных уроков дети были опробованы по целому ряду задач, в том числе на тестах на умение «Отис-Леннон» и «Прогрессивные матрицы ворона». Проект был чрезвычайно эффективным. В другом экспериментальном исследовании исследователи Анат Зоар и его коллеги опробовали 678 аналитических навыков семиклассников. Затем они случайно назначили некоторых учеников для получения уроков критического мышления в рамках их учебной программы по биологии.

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Наглядно-образный тип мышления

Студенты экспериментальной группы были явно обучены распознавать логические ошибки, анализировать аргументы, проверять гипотезы и различать доказательства и интерпретацию доказательств. Студенты в контрольной группе изучали биологию из того же учебника, но не получали специального коучинга в критическом мышлении.

В конце программы студенты снова были протестированы. Студенты с навыками критического мышления показали большее улучшение своих аналитических навыков, а не только по проблемам биологии. Дети, обученные критическому мышлению, также лучше справлялись с повседневными проблемами.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

Советы по обучению критическому мышлению: что должны делать родители и учителя?

Короткий ответ - сделать принципы рационального и научного мышления ясными. Филип Абрами и его коллеги проанализировали 117 исследований о преподавании критического мышления. Учебный подход с самой сильной эмпирической поддержкой был явным обучением - и.е. обучая детей определенным путям рассуждать и решать проблемы. В исследованиях, где учителя просили учащихся решать проблемы, не давая им явной инструкции, студенты немного улучшились.

Таким образом, кажется, что дети больше всего выигрывают, когда им учат формальные принципы рассуждения. И упомянутые выше эксперименты говорят о том, что ученики средней школы не слишком молоды, чтобы узнать о логике, рациональности и научном методе.

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» . Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

Если ваша школа не учит вашего ребенка этим вещам, тогда может быть хорошей идеей найти некоторые учебные материалы и работать над навыками критического мышления дома. И дома родители могут рассмотреть эти рекомендации, сделанные Питером Фасионе и группой экспертов, созванной Американской философской ассоциацией.

Советы Американской философской ассоциации по обучению критическому мышлению. Начните рано. Маленькие дети могут быть не готовы к занятиям в формальной логике. Но их можно научить объяснять свои выводы. И их можно научить оценивать причины, данные другими. Если у вас есть маленький ребенок, проверьте эти.

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» . У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Избегайте выдвигать догму. Когда мы говорим детям о том, чтобы делать что-то определенным образом, мы должны дать основания. Поощряйте детей задавать вопросы. Родители и учителя должны поощрять любопытство у детей. Если обоснование не имеет смысла для ребенка, ее следует поощрять высказывать свое возражение или трудности.

Ваши домашние занятия

Попросите детей рассмотреть альтернативные объяснения и решения. Приятно получить правильный ответ. Но многие проблемы приводят к более чем одному решению. Когда дети рассматривают несколько решений, они могут стать более гибкими мыслителями. Попросите детей разъяснить смысл. Дети должны практиковаться в своих словах. А детей следует поощрять делать значимые различия.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Разговор о предубеждениях. Даже ученики начальной школы могут понять. Не ограничивайте критическое мышление чисто фактическими или академическими вопросами. Как известно многим учителям, процесс письма помогает ученикам разъяснить свои объяснения и заострить свои аргументы. В недавнем исследовании исследователи назначили студентов биологии колледжа одной из двух групп. Письменная группа должна была написать письменные объяснения своей лабораторной работы. Контрольная группа должна была ответить на короткие викторины вместо этого.

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

В конце срока студенты в письменной группе значительно повысили свои аналитические навыки. У студентов в контрольной группе этого не было. Ссылки: советы по обучению критическому мышлению детям. Учебные вмешательства, влияющие на навыки и диспозиции критического мышления: метаанализ этапа 1.

Критическое мышление: заключение экспертного консенсуса в целях оценки и обучения. Обследование на уровне сообщества улучшает критическое мышление в общей биологии. Влияние проекта критического мышления биологии на развитие критического мышления. Каким мыслителем является ваш ребенок? Всегда ли она выясняет, как получить то, что она хочет?

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - нибудь.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.
Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок к 5 - 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.
Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:
. учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;
учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;
. формировать и развивать основные операции мышления;
. учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
. учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально
разрабатывать их.

Она согласна с тем, что предлагают ее друзья? Вы можете помочь развить навыки критического мышления своего ребенка, изучив несколько ключевых принципов! Если ваш ребенок только начинает летние каникулы или в середине учебного года, родители могут поддерживать умы активными в увлекательных отношениях. Критические навыки мышления не развиваются полностью до подросткового возраста, но основы для хорошего мышления развиваются у детей младшего возраста.

Некоммерческий Фонд критического мышления культивирует основные интеллектуальные добродетели, которые приводят к справедливому мышлению. Наивная Нэнси не верит, что ей нужно думать, потому что ее родители делают это за нее! Он считает все, что необходимо для достижения своих целей, независимо от того, причиняет ли боль другим. Она мотивирована понимать ситуации других людей и пытается устроиться на их месте.

  • Эгоистичный Сэм очень много думает, потому что он получает его, чего хочет.
  • Он выясняет, как заставить других детей делать то, что он хочет от них делать.
  • Сэм - умный манипулятор взрослых и других детей.
  • Справедливо мыслящий Фрэн много думает, потому что он помогает ей учиться.
  • Фрэн думает о других, а также о себе.
Что такое критическое мышление?

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие логического мышления детей; знакомство с операциями
логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя,
так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности.

В связи с этим выдвигаются следующие ЗАДАЧИ:
1) Придание обучению развивающего характера.
2) Обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.
3) Интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического
процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка.
4) Формирование благоприятной среды обучения и развития с учётом возрастных
особенностей детей.
5) Тесная связь с жизнью, окружающим миром.

Критическое мышление включает в себя ряд различных навыков, которые помогают нам учиться принимать решения. Это способность оценивать информацию, чтобы определить, правильно это или нет. Критически подумать о проблеме или проблеме означает быть открытым и рассмотреть альтернативные способы поиска решений. По мере того как дети становятся подростками и подростками, их навыки критического мышления помогут им судить независимо от родителей.

Чтобы быть хорошим мышлением, дети должны верить, что мышление - это весело и хочет быть хорошим. Родители могут мыслить весело в течение учебного года, а также в течение лета и в отпуске. Хорошие мыслители практикуют мышление так же, как они занимаются баскетболом или футболом.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям
детей.
2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3) Личностно - ориентированный подход к детям.
4) Изучение интересов и потребностей детей.
5) Практическое участие и наглядное оформление.
6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Вы можете поговорить об этих способах мышления со своими детьми, просмотрев это видео вместе. Фонд «Критическое мышление» разработал короткую серию из пяти «Интеллектуальных стандартов», которые помогают детям младшего возраста учиться лучше думать. Научите эти стандарты своим детям, а затем взаимодействуйте с ними таким образом, чтобы укрепить пять стандартов.

Помогите им оставаться на связи, связывая соответствующую и содержательную информацию с вопросом, на который они пытаются ответить, или темой, о которой они узнают.

  • Пусть дети знают, что можно смущаться и задавать вопросы.
  • Помогите ей увидеть, как все сочетается.
  • Вопрос, как она пришла к ее выводам и правильны ли ее предположения.
  • Содействуйте эмпатии в его мыслящих процессах.
  • Удостоверьтесь, что он считает других при составлении выводов.
Отличное видео, которое вы можете поделиться с вашим ребенком в возрасте от 6 лет, оценивает эти пять стандартов таким образом, чтобы дети могли понять.

Отбор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей:
 описывать признаки предметов, слов, чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, слова, числа;
 обобщать;
 классифицировать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 определять отношения между предметами типа род - вид, часть - целое и т.д.
 давать определения тем или иным понятиям;
 развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
 развивать речь, находчивость, сообразительность.

Нужны ли кружки, детские развивающие центры

Когда родители и дети говорят на общем языке о стандартах критического мышления, используйте их в течение года и особенно в летние месяцы! Наряду с удовольствием ум вашего ребенка научится критически мыслить о мире! Любой, кто активно занимался спортом, наверняка помнит свое начало и свои первые тренеры. Для ребенка, который начинает посещать детский спортивный клуб в раннем возрасте, фигура тренера означает власть. Тренеры, работающие с начинающими спортсменами, обычно определяют, станет ли спорт частью их жизни или нет.

Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.

Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно
использовать в различных видах деятельности.

Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от
поставленных задач, по выбору педагога:
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность;
- практикумы;
- игры;
- упражнения;
- тренинги и т.д.

Поэтому подход и знание тренера имеют первостепенное значение. В спортивной подготовке детей тренер сталкивается со многими трудностями, о которых он или она должен знать. Наиболее важные трудности заключаются в следующем. Не каждый лучший спортсмен может быть качественным тренером детей. В общей практике спортивных клубов молодежные тренеры набираются среди лучших атетов клуба. Такие тренеры начинают тренировать детей без какого-либо практического опыта и часто также без необходимой водительской лицензии.

Не каждый может столкнуться с такой ситуацией, потому что опыт, который они приобрели во время активной карьеры, не должен работать с детьми. Не каждый активный родитель может быть хорошим тренером детей. Часто среди родителей привлекаются тренеры детей. По добросовестности они могут совершать критические ошибки в процессе обучения, часто в области технического и фитнес-обучения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Занятия по логике делятся на несколько видов:
1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,
определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,
его основными категориями.
2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые
задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае
опора делается на полученные знания детей.
3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны
уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое
запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе
которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с
логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины,
предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на
поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сентябрь
1) Логика. Что это такое?
2) Загадки. Анализ построения.
3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.
4) Цвет. Форма. Размер.

Октябрь
1) Вкус. Запах. Материал.
2) Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
3) Сравнение. Сериация. Вид - род.
4) Отрицание. Ограничение.

Ноябрь
1) Обобщение. Классификация.
2) Что лишнее? Чего не хватает?
Придумывание загадок.

Декабрь
1) Алгоритм отгадывания.
2) Суждения.
3) Умозаключения.
4) Ожившие фигуры. Преобразования.

Январь
1) Чего на свете не бывает?
2) Логика в математике.
3) Логика и наша речь.

Февраль
1) Логика в окружающем мире.
2) Ощущения. Восприятия. Представления.
3) Понятие. Абстрагирование.

Март
1) Слова. Определения.
2) Части - целое. Причина - следствие.
3) Последовательность. Противоположность.
4) Количественные и качественные соотношения предметов.

Апрель
1) Логические пары. Логические цепочки.
2) Сочинение на заданную тему.
3) Чего только не услышишь.
Взгляд с позиции другого.

Май
1) Нелогичные ситуации.
2) Поиск способов применения предметов.
3) Логические примеры и логические задачи.
ВСЕГО: 32 занятия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
(1 час х 32 недели = 32 часа)
№ Тема Задачи Содержание
1 «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. 1 Знакомство с предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с мячом)
3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)
6 Графическое упражнение.
2 Загадки. Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. 1 Беседа о загадках.
2 Классификация загадок.
3 Упражнение «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»
6 Графическое упражнение.
3 Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. 1 Беседа о предметах которые нас окружают.
2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»
3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
6 Графическое упражнение.
4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. 1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.
2 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое упражнение.
5 Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. 1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
2 Игра «Угадай на вкус»
3 Игра «Определи по запаху»
4 Упражнение «Что из чего?»
5 Упражнение на выделение признаков предметов.

6 Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно - следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому - либо признаку.
2 Игра «Живое - неживое»
3 Упражнение «Предметное лото»
4 Упражнение «Продолжи предложение»
5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.
6 Графическое упражнение.
7 Сравнение. Сериация.
Вид - род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид - род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 1 Закрепление всех признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка слов»
3 Изучение и знакомство с новыми понятиями.
Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.
4 Игра «Найди родню»
5 Упражнение «Доскажи словечко»
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
8 Отрицание.
Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы - птицы - звери»
2 Упражнение «Наоборот»
3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)
6 Графическое упражнение.
9 Обобщение. Классификация.
Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. 1 Упражнение «Продолжи ряд»
2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».
3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по смыслу»
5 Игра «Круг - кружочек»
6 Графическое упражнение.
10 Что лишнее?
Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 1 Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.
2 Упражнение «Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не бывает»
4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»
6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность»
11 Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. 1 Работа с различными видами загадок.
2 Разгадывание ребусов, шарад
3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.
4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»
12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
2 Установление алгоритма отгадывания.
3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»
4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»
13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 1 Игра «Хорошо - плохо»
2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.
3 Упражнение «Вопрошайка»
4 Игра «Интеллектуальный теннис»
5 Упражнение «Закончи предложение - выскажи суждение»
6 Графический диктант.
14 Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 1 Игра «Что сначала, что потом»
2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.
3 Упражнение «Вывод»
4 Упражнение «По какому признаку?»
5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он - она»
6 Графический диктант.
15 Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм», «Колумбово яйцо»
3 Знакомство с «Фабрикой преобразований»
4 Игра «Ожившие фигуры»
5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»
6 Упражнение на тренировку памяти.
16 Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?»
2 Упражнение «Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых не бывает»
4 Упражнение «Чего на свете не бывает?»
5 Игра «Исправь ошибку»
6 Графическое упражнение «Фантазия».
17 Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки - невидимки»
2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай фигуры»
4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка художника»
6 Диктант на внимание и мышление.
18 Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение «Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши слово.
19 Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 1 Упражнение «Сравним картинки»
2 Игра «Что где лежит?»
3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»
4 Упражнение «Придумай название»
5 Чтение произведения о временах года.
6 Графическое упражнение.
20 Ощущение.
Восприятие.
Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Чудесный мешочек»
3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»
4 Задания с палочками.
5 Упражнение «Соедини картинки и слова»
6 Графическое упражнение.
21 Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 1 Упражнение «Объясните понятие»
2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»
3 Игра «Что на что похоже»
4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»
6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).
22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 1 Беседа по теме.
2 Упражнение «Дай определение»
3 Игра «Закончи предложение»
4 Упражнение «Соедини слова»
5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»
6 Графическое упражнение.
23 Часть - целое. Причина - следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный художник»
3 Упражнение «Кому, что?»
4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»
5 Упражнение «Установи причину событий»
6 Графическое упражнение «Закончи рисунок»
24 Последовательность
Противоположность Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. 1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение «Последовательность»
3 Творческое задание «Проектировщики и строители»
4 Упражнение «После, потом, сейчас»
5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»
6 Графическое упражнение «Закончи узор»
25 Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение «Прочитаем сказку»
4 Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла пословиц.
6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы»
26 Логические пары.
Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой - либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. 1 Упражнение «Найди пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что потом»
4 Упражнение «Найди сходство»
5 Игра «Логические цепочки»
6 Графическое упражнение «Укрась кубики»
27 Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя сказки»
3 Игра «Зашифрованное слово»
4 Упражнение «Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик»
6 Графическое упражнение «Два Замка»
28 Чего только не
услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. 1 Беседа по теме «Звуки вокруг нас»
2 Игра «Испорченный телефон»
3 Игра «Переведите с детского языка»
4 Упражнение «Каскад слов»
5 Разучивание и повторение скороговорок.
6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»
29 Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. 1 Игра «Фотограф»
2 Упражнение «Сыщики»
3 Весёлая этимологическая викторина.
4 Игра «Хорошо - плохо»
5 Взгляд с позиции другого.
6 Графическое упражнение «Зеркало»
30 Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. 1 Игра «Кто что делает?»
2 Игра «Чепуха»
3 Игра «Бывает - не бывает»
4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что здесь изображено?»
6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»
31 Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. 1 Игра «Поиск общих свойств»
2 Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно использовать?»
6 Графический диктант.
32 Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. 1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для маленьких умников.
3 Упражнение «Найди закономерность»
4 Коварная викторина про слова.
5 Игра «логический домик»
6 Графическое упражнение «Штриховки»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Государственный общеобязательный стандарт образования РК Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.
2) Государственный базовый минимум образования в предшколе.
3) Общеобразовательная программа предшкольной подготовки 5-6 летних детей в условиях школы.
4) Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ - ПРЕСС» 1999 г.
5) Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1996 г.
6) Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
7) Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
8) Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
9) Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
10) Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г.
11) Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
12) Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
13) Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва, «Мозаика» 2003 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1) Объяснительная записка
2) Цели программы
3) Задачи
4) Принципы построения программы
5) Отбор познавательных задач
6) Методы и формы решения поставленных задач
7) Примерное распределение учебного материала
8) Тематическое планирование занятий
9) Прогнозирование результатов
10) Список используемой литературы

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в предшкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков.
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
 описывать признаки предметов, слов и чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 определять отношения между предметами типа род - вид;
 давать определения тем или иным понятиям;
 устанавливать причинно - следственные связи;
 высказывать суждения, делать выводы;
 уметь производить простейший анализ и синтез;
 формируется речь, находчивость, сообразительность.
У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!