Это жизнь - портал для женщин

Сплав по реке собь отчет. Записки водника

2 Августа. С утра сборы, еще раз посмотрев не забыли ли чего.В Сыктывкаре садимся в машины и едем до г Микунь. В Микуне по знакомству оставляем машины под охрану.И садимся уже в поезд Москва-Воркута. В виду того что с билетами была засада приобрели билеты с пересадками и в общем вагоне. На поезде доезжаем до ст Сейда и пересаживаемся в др поезд Воркута-Лабытнанги. Проехав несколько часов мы приезжаем к ст Собь. На ней мы сходим. Не много перекурив, отдохнув от выгрузки многочисленного багажа и инвентаря.Начинаем двигаться к реке на стапель. От станции до реки около 100 метров. Накачав катамаран, загрузившись, мы перекусили.Кто то макнув боевых 100 гр за приезд.И в путь.Тронулись мы уже под вечер, около 18 часов вечера.По началу мы плыли как то не слажено. Как в басне про «Лебедь, щука и рак»))).Но всё же привыкли.Плыли мы примерно до 22 часов.По тихоньку уже стемнело.И мы решили вставать лагерем.Развели костер, поужинав.Устроились на ночлег.Берег скажу не впечатлил.Камни, галька.Спали как йоги.Но это не омрачило наши ожидания.По утру мы проснувшись, по завтракав.Мы засобирались дальше.Обогнали группу с города Иваново и наших попутчиков с города Тверь.Мы ли в приподнятом настроении. Красотища неописуемая.Горы прямо у подножия шли.Вода чистейшая как слеза.Сплавлялись и любовались Полярно Уральскими красотами.За первый день мы дошли до водопада «РАй Йз». Обычно туристы поднимаются туда в гору.Там находится нефритовый водопад.Но мы не стали терять время.Так как мы совершили ошибку, пробрели билеты на обратный путь заранее.И время у нас должно было быть на всякий случай в запасе.От ст Собь и примерно до пос Харп рыбы пока нет.И мы шли просто любуясь красотами местного пейзажа.Далее опять стоянка.Все так же как и предидущая. Ужин, сушка одежды, и ночлег.И опять же на утро мы пошли дальше.Команд нам по пути встречалось не мало.Даже и не вспомнить кто откуда.И вот не много не до ходя до Харпа стала проявлять себя рыба. И мы с радостью приступили к рыбалке.Попался самый крупный за всю нашу поездку хариус.Дальше мы шли и рыбачили.Перед Харпом зона строгого режима, прям по берегу. И за колючкой видна златоглавая часовня.Как раз когда мы её проплывали с нее доносился колокольный звон. В Харпе находится магазин.Так что если вдруг надо пополнить припасы или что то вдруг забыли взять, можно приобрести там.Но цены сразу скажу по выше к примеру чем в Сыктывкаре. Пример… Хлеб в Сыктывкаре буханка 21 рубль, в Харпе 50рублей. Ну такая же история с остальными продуктами.Магазин находится в метрах 300-500 от берега, по дороге.На месте сразу ясно будет.Именно перед порогами. Так же в Харпе имеется сложность маршрута.Порог 2 категории.Можно пройти его по берегу, а если адреналина в крови мало как у нас было, то по реке.Да и нам легче было так как река из за жаркого лета высохла на минус метр.В общем прошли мы порог и встретили еще группу из Белорусии.Дальше цель устье Хараматолоу. Там не редки поимки тайменя.Но у нас была др цель.Пройдя устье с пару км.На высоком берегу мы встали на стоянку.Я за ранее это место для себя изучал еще находясь у себя в городе.В общем там есть старая вездеходка.По ней можно пройти с 25 мин И ты уже на реке Хараматолоу, не далеко от порога Гагарина.Это вверху от устья Хары примерно на 8км. Так мы сократили очень много.Люди туда поднимались целый день с лодками, катамию.Но мы пошли с Соби напрямую пешком и за 25 мин.Решили мы подняться дальше порога Гагарина.Но встретили группу людей с Зеленограда.И те нам сказали что выше идти смысла нету.Река совсем обмелела и её практически нету. Из за сильно жаркого лета в горах снег растаял и уже не подпитывает реки.В итоге мы пошли обратно но уже с рыбалкой.Половив еще хариуса мы подошли к точке которой вышли еще с утра.И мы направились обратно в лагерь.Там нас ожидал Рома, член нашей команды который остался охранять вещи и катамаран.Пообедав мы загрузили всё в кат и поплыли дальше.Река становилась довольно таки уже спокойной всё чаще.Потом уже по курсу река Луппайоган, Черная еще её так называют. На устье этой речки стоит биобаза. Там имеется баня, изба. Осмотрев всё это дело баню мы топить не стали.так как до нас по бывали там вандалы.Помыться в ней я думаю реально но надо наводить хороший порядок.Что нам не дали мошка и гнус.Только там я узнал что такое северная мошка.Нас прям аж выгнали они на тот берег.И мы остановились на ночлег на том берегу, любуясь избой и баней))). Находясь прямо на устье реки Луппайеган, я заметил интересную вещь.С лева река светлая, чистая прозрачная.А как только река впадает уже черная.Именно там у нас появились поимки щук.С одного места мы поймали штук щук на 2 кг.Мы поплыли дальше.Дальше наша цель была Вездеход старый, заброшеный.Про него я знал изучая за ранее отчеты.Именно с него должна была клевать уже трофейная щука.И вот мы его нашли.Он находится на правом берегу примерно в 3км от черной реки.Щука у нас клевала не важно.До шли мы потом до щучьих ям.Они находятся уже на широком участке реки.За резким поворотом.Примерно в 3-5 км от старого вездехода.Там мы и встали на ночлег.И там же встретили местных рыбаков приплывших с Катровожа по спинить.Они рассказали нам что вода поднялась Обь подпирает, примерно на метр.И погода жуткая.Видимо поэтому клев щуки сошел на ноль.А так обычно встанет моторка со спинингом и натягает щуки аж 300 кг.Конечно аж глаза на лоб лезут.Но там в ямах щука 7 кг это обычное дело.Сколько в яме щук, только богу известно.короче много.на сллед день мы поплыли дальше уже не особо рыбача.В переди нас ждал пос Катровож.Встретили мы команду с Украины.И те нам сказали что если мы поторопимся то успеем на пссажирский катер до гЛабытнанги. А так обычно туристы могут нанять местных.Те отвезут в Лабытнанги за 1500-2000рублей.Можно с ними торгануться.Но мы решили с экономить на этом и успеть на катер.Цена его 150р. В общем мы поднажали и приплыли даже раньше.Сам катер уже стоял на берегу.Но он отплывает только завтрашним днем.Мы переночевали не подалеку от села.На утро устроились на палубе катера и в путь.Приплыли в г Салехард по Оби.Дальше паром Салехард-Лабытнанги.На грузовом пароме бесплатно.И на вокзале нам еще предстояло ппровести одну ночь.А пока мы походили по городу посмотрели местные достопримечательности.Зашли местному торговцу рыбой не далеко от вокзала.Прикупили у него рыбу Муксуна.На утро сели в поезд и домой.От поздки я получил массу впечатлений.И решил для себя что на след год я обьязательно приеду еще. Возможно и с женой.

Излюбленным местом для путешественников на Полярном Урале является долина реки Собь. Необозримый простор, поражающий воображение, полудикая природа, холодная, но кристально чистая вода и много свежего воздуха - вот что ждет путников, первый раз решивших туда отправиться.

Местоположение

Река Собь находится в районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее истоки берут свое начало от восточных хребтов Полярного Урала, проходят межгорные склоны через поселок городского типа Харпи далее впадая в Обь, являясь ее левым притоком.

Рекой Собь Полярный Урал разделен на абсолютно разные друг от друга по геологическому строению стороны. Водоем располагается как раз в его центральной части. Ширина горной местности с севера доходит до 125 км. Для нее характерно разделение долинами с высотой перевалов в районе 200 метров. Западная сторона имеет достаточно резкие и крутые склоны. Южные вершины такие как Пайер, Тельпос-Из достигают высотой до 1617 м.

Немного истории

Самое ранее упоминание о водоеме относится к концу XI началу XII веков. Этимология названия сохранила в себе старорусские корни. На древне-новгородском наречии словом «собь» обозначали «пожитки, котомки, имущество».

Предположительным объяснением такого имени является транспортная функция реки в те времена. Мимо горных массивов Урала или «Камня» (прежнее название) пролегал водный путь из Европы в Азию. Здесь проходили китайцы, европейцы, персы, русичи, викинги - искали следы идола «золотая баба». Зимой и летом по реке осуществлялась переправа людей, перевозящих свои вещи, имущество, другие всевозможные грузы. В народе река Собь так до сих пор и называется, «котомочной». Позднее вдоль ее русла от станции Сейда до Харпа были построены железнодорожные пути.

Основные характеристики

Река Собь огибает с востока и вплоть до впадения в Обь. Длина ее русла достигает 185 км. Ширина водоема неодинакова на всем протяжении, и составляет от 30 до 60 метров, расширяясь к низовью. До дна около 1,5-2 м. Общая площадь бассейна -5 892 квадратных километров.

Питание в основном снеговое. Период половодья выпадает на жаркие дни июня и июля, в это время происходит таяние снежных горных вершин. После затяжных дождей нередки разливы. Чаще всего замерзание происходит к концу октября.

Вода очень холодная, гладкая и достаточно прозрачная. Верховье и середина представляют собой типичную горную реку с бурным характером течения, со множеством перекатов. Его скорость достигает до 5 км/ч. Один из наиболее крутых порогов расположен вблизи поселка городского типа Харп. Нижняя часть обладает всеми качествами равнинной реки, имея пологую береговую линию, широкое русло, более медленное течение.

Гидрография реки Собь представлена множеством различных притоков. Их число насчитывается более 20, среди которых Сормасъеган, Евлычъеган по левую сторону, Харосим, Лупайеган - по правую. Однако основными притоками считаются Орехъеган (на 83 км), Хара-Матолоу(на 74 км), примыкающие справа, а также Ханмей (на 93 км) и Большая Пайпудына (на 153 км), слева.

Река Собь: условия климата и природа

Неслучайно этот уголок природы пользуется большой популярностью у многих туристов. Окруженная со всех сторон вершинами гор, с изредка тающим белоснежным покровом, река Собь - завораживающе прекрасна. Невысокие берега и многочисленные островные зоны в основном покрыты густым лесным массивом. В этих местах преобладают ели, лиственница, часто встречаются березовые рощи и заросли ивы. Прогулки по лесу не оставят никого равнодушным, особенно во второй половине летних месяцев, когда тундра богата изобилием брусники, голубики, морошки, свежих грибов. Крутые склоны долины в большинстве своем представляют безлесье.

На территории бассейна находятся залежи уникальных природных ископаемых, таких как уран, нефрит, мрамор, бариты, яшма и другие. Периодически в добывается качественный гравий и песок.

Река Собь объединяет суровые климатические условия сибирского антициклона и европейских воздушных вихрей. Поэтому данный регион имеет холодные, но очень снежные зимы. А постоянный сильный ветер определяет характер и скорость течения реки. Температурные показатели также неустойчивы, и могут быть различны в горах и на равнине. Зимой средняя температура составляет минус 20 °С, однако нередко шкала на градуснике опускается до минус 40°С. Весна, осень и лето очень короткие. Несколько приятных летних дней резко может прерваться проливными дождями, градом и невыносимым холодом.

Несмотря на то, что вода здесь практически круглый год ледяная, в водоеме кипит жизнь. Разнообразная речная фауна, где встречаются ценнейшие породы рыб, является постоянным местом как летней, таки подледной рыбалки. Природа Приуралья способна одарить своими плодами не только местных жителей, но и многочисленных путешественников и туристов.

Виды туризма

Обладая поистине живописной береговой линией в большинстве своем представленной горной местностью, река Собь имеет огромную популярность среди искателей приключений.

Путешествие представляет особый интерес для любителей экотуризма. Грандиозные ландшафты и полярные пейзажи позволяют отдыхающим оценить поистине дикую и практически нетронутую красоту. Совершив вдоль реки Собь поход, можно оценить неповторимые виды окрестных природных объектов. Чаще всего экологические туры включают экспедиции к горным вершинам, расположенным вдоль береговой зоны. С высоты по-особенному завораживающе открывается вид на удивительные просторы и ледяную водную гладь.

Одной из наиболее знаменитых возвышенностей, где любят бывать туристы, является плато Рай-Из. Здесь, среди горных озер и нефритового водопада, остается лишь позабыть обо всем и наслаждаться красотой. Другим природным объектом, который также не оставит никого равнодушным, является водопад на ручье - Северный Нырдвоменшор.

Неотъемлемый интерес для туристов представляет и водная фауна данной местности. Она представлена разнообразными видам рыбы, среди которых немало ценных и специально выведенных пород. В отношении водного промысла данная местность является особенно интересной.

Однако заполярная экзотика Ямала привлекает отдыхающих не только рыбалкой. Она манит туристов и необыкновенной чистотой водоемов и свежего воздуха. К одним из самых востребованных и захватывающих видов времяпрепровождения можно отнести сплав по реке Собь. Обычно он совершается на катамаранах.

Каждый желающий может подобрать для себя понравившийся туристический пакет. Необходимо подготовить документы и совершить увлекательное путешествие под чутким руководством опытного гида. По реке Собь одиночный заплыв также возможен.

Самое подходящее время для данного вида отдыха — это сезон половодья, который приходится на первые числа июня. В это время еще практически нет гнуса, вода принимает хорошо, погода не так сурова. А если запланировать поездку на последние летние месяцы, можно насладиться не только красивой природой, но и запастись на зиму ягодами и грибами.

Особенности рыбной ловли

Рыбалка на реке Собь как нельзя кстати подходит, если заезжего путника интересует не только сам улов, но и удивительная атмосфера вокруг.

Приуральский край славится не только обилием грибов, ягод, но и богатой водной фауной. Провести время с пользой на свежем воздухе и наловить крупной рыбы для отдыхающих не составит никакого труда. Здесь можно поймать хариуса, щуку, таймень. Даже несмотря на популярность среди гостей именно этого вида туризма, рыба в этих местах не переводится. Каждый сможет увести достойный улов, не испытывая при этом никакого конкурентного прессинга.

В начале маршрута, до притока Хара-Матолоу, по большей части попадается хариус. Однако рыба бывает достаточно привередлива, но терпение и особый подход принесут немалый результат.

Далее в устье можно устроить небольшой отдых, пройтись вверх к порогам Гагарина и Титова. Рыбалка на этом промежутке маршрута знатная, хариус плывет «прямо в руки». Водоемы ниже по притоку станут настоящим подарком для любителей щуки. Именно здесь можно рассчитывать на крупный улов. Средняя особь весит 6-8 кг, но нередко попадаются достаточно тяжелые, весом до 12 килограммов.

Не исключено, что на крючке могут оказаться такие виды рыб как пяледь, чир, мускун, нельма, осетр, так как на территории Харпа действует Собский рыборазводный комбинат, занимающийся увеличением популяции и восстановлением ценнейших видов рыбы Нижне-Обского бассейна.

Передвижение по водному маршруту

Железнодорожная станция «Полярный Урал» на реке Собь, или «101» км является стартовой точкой водного маршрута. Конечным пунктом назначения выступает поселок городского типа Харп.

По длине заплыв составляет 46 километров и в общей сложности занимает около двух дней. Вдоль левого берега по пути следования, располагаются железнодорожные пути. Верховье достаточно мелковато и нередко можно сесть на мель, поэтому, зачастую в самом начале пути используется ручная проводка водного транспорта. Этот момент обязательно стоит учесть и, собираясь в дорогу, взять с собой сапоги с высоким голенищем, чтобы не промокнуть и не околеть в ледяной воде.

Достигнув притока Большая Пайпудына, можно насладится окружающими красотами уже сидя в катамаране.

Левый приток Хамней еще более полноводный, ширина его русла - до 60 метров, а перекаты становятся глубже. Далее по правой стороне появляются другие притоки, один из самых крупных - Хара-Матолоу, в ширину достигает 200 метров.

Особенности реки возле поселка Харп

Неподалеку от поселка Харп на реке Собь, по левой береговой линии, расположен так называемый Харпский трехступенчатый порог, длинной в 500 метров, со множеством разбросанных камней. Данные особенности обеспечили водоему вторую категорию по сложности преодоления.

На всем протяжении водной глади попадаются большие одиноко стоящие камни, шивверы, маленькие островки из галечной насыпи. Глубина реки неоднородная, начинается с 30 сантиметров в верховье и достигает двух метров вдоль притоков.

Совершая одиночный сплав по реке Собь, классический маршрут можно продолжить до устья, где водоем впадает в бескрайние воды Оби, к рыбацкому поселку Катравож. Оттуда, договорившись с местными жителями о катере, легко добраться до речных портов Салехарда и Лабытнанги.

Путь к долине

Добраться до заветного маршрута возможно только по железной дороге. Или же другим способом, если вы являетесь обладателем вездехода.

Железнодорожный транспорт в ту сторону идет либо с Москвы, либо с Воркуты. К начальной точке туристической экспедиции лучше всего добираться поездом Москва - Лабытнанги. Еще один вариант, начать свое путешествие с Воркуты. Добраться до нее можно также поездом, который идет по пути следования из многих городов, в том числе Нижнего Новгорода, Кирова, Адлера и других. Дальний состав Воркута-Лабытнанги отправляется каждый день и доставит туриста до первой остановки - «Собь». Начиная с верховья мимо Харпа и заканчивая устьем неподалеку от рыбацкого поселка Катравож, маршрут составляет более 150 километров. На катере местных жителей можно добраться по Оби в Лабытанги на железнодорожный вокзал.

Необходимо учитывать, что расположение к Северному Ледовитому океану в непосредственной близости, делает Ямало-ненецкий автономный округ пограничной зоной. А это в свою очередь предполагает для отдыхающих соблюдение определенных условий, а именно оформление специального пропуска. Однако эта процедура не быстрая, и поэтому следует побеспокоиться заранее. Оформлением документов занимается пограничное управление ФСБ. Для граждан РФ разрешительная бумага выдается в течение месяца, а иностранным лицам придется подождать около 60 дней.

Для того чтобы отдых стал по-настоящему запоминающимся, выбирайте для поездки на Полярный Урал летние месяцы - июнь, июль, август.

Обеспечение продуктивного времяпрепровождения и безопасность в ходе похода обуславливается рядом важных условий, среди которых:

  • наличие комфортной, теплой одежды и обуви;
  • очки с ультрафиолетовым фактором и защитный крем для тела;
  • правильно подобранное снаряжение в зависимости от сложности и длительности маршрута;
  • антимоскитные сетки и мази;
  • продуманный рацион питания на весь период пребывания (ни в коем случае не употреблять алкоголь).

По территории следует передвигаться только при ясной погоде и хорошей видимости. Испытывая некомфортное состояние или почувствовав себя плохо, всегда нужно остановиться и сделать небольшой привал.

Купаться или даже умываться в реке опасно. Вода ледяная, дно практически по всему периметру каменистое и скользкое, а течение достигает 6 м/с.Также новичкам не рекомендуется оправляться в путь в полном одиночестве, так как не исключены случаи получения каких-либо травм или потери ориентира.

Во время похода нельзя заведомо создавать провокационные и опасные для себя и окружающих моменты.

При возникновении сложной чрезвычайной обстановки и невозможности разрешить проблему своими силами, важно не терять самообладания. Постараться как можно быстрей найти способ сообщить о своем положении спасателям и не менять местоположения до их приезда.

Испытать непередаваемые ощущения и получить бурю позитивных эмоций, можно даже будучи абсолютным новичком, не имея опыта или знающего проводника рядом.

Чтобы получить определенные знания о местности, необходимо воспользоваться любым доступным средством из современных информационных технологий. И только изучив детальные отчеты постоянных туристов, взяв с собой необходимые в дороге вещи и оборудование, в том числе навигацию, следует оправляться в путь. Главным условием для осуществления любой задумки или заветной мечты является сильное желание, к которому требуется приложить максимум усилий, и тогда все непременно получится.

Пожалуй, самая известная и популярная среди туристов река на Полярном Урале – это река Собь. Она течет по территории Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Первое упоминание о реке Собь датируется еще XI веком. В те далекие времена здесь проходил речной путь на Югру через «Камень» (как раньше назывались Уральские горы).

Река Собь берет свое начало на восточных склонах Полярного Урала и течет по широкой межгорной долине. Преодолевая 185 км от своего истока, она впадает в реку Обь. Ширина реки от 30 до 60 метров, в низовьях она расширяется. Площадь водосбора Соби – 5890 квадратных километров. Половодье на этой реке наступает в июне, когда в горах тает снег.

Основные притоки реки Собь – реки Ханмей, Большая Пайпудына, Орехъеган, Хараматолоу.

Вода в реке кристально чистая, прозрачная и холодная. Течение быстрое. Здесь хорошая рыбалка, можно поймать хариуса, тайменя, щуку и др.

Окруженная горами Собь очень красива. Можно совершить радиальные выходы от реки на поднимающиеся поблизости высокие горы Полярного Урала. В окрестностях реки Собь для туристов наиболее интересны такие красивейшие природные объекты, как водопад на ручье Северный Нырдвоменшор и плато Райиз с горными озерами и нефритовым водопадом. От реки Собь к ним идут вездеходные дороги, поэтому добраться до этих туристических объектов не составит труда.

Любоваться уральскими горами с нетающими на них снежниками можно и во время сплава.

По берегам Соби растет лиственничный лес. Дров для костра достаточно. Во второй половине лета много ягод (морошка, брусника, голубика и др.) и грибов.

Сплав по реке Собь начинают от станций «110 км» (Полярный) или «Собь» на железной дороге Воркута – Лабытнанги, а заканчивают обычно в поселке Харп. Длина маршрута – 46 километров (два дня сплава). На протяжении всего маршрута по левому берегу реки идет железная дорога.

При желании можно значительно удлинить маршрут и плыть дальше – до устья реки у поселка Катровож. Там можно договориться с местными жителями о заброске на катере до Салехарда или Лабытнанги.

В начале маршрута на реке много мелей. Может возникнуть необходимость ручной проводки судна по отмелям. Для этого необходимо иметь высокие сапоги (поскольку вода в реке Собь ледяная). После впадения левого притока Соби – реки Большая Пайпудына – воды становится больше.

Около Харпа (у моста) на реке находится сравнительно несложный Харпский порог, имеющий три ступени. За счет этого порога река Собь имеет вторую категорию сложности.

Из Харпа можно уехать на поезде Лабытнанги – Москва или Лабытнанги – Воркута.

Отправляясь на сплав на Полярный Урал, стоит брать теплую одежду, поскольку климат здесь холодный. Кроме того, из-за обилия комаров и мошек в этих северных местах рекомендуется обязательно брать с собой накомарники и средства от насекомых.

Стоит иметь в виду, что Ямало-Ненецкий автономный округ не так-то радушен гостям. Дело в том, что ЯНАО считается приграничной территорией (из-за близости к Северному Ледовитому океану). Для въезда сюда необходимо заранее оформлять пропуска в пограничном управлении ФСБ. Особенно сложна эта малоприятная процедура для иностранцев (волокита занимает порядка 60 дней).

Как доехать до реки Собь?

Попасть на реку Собь можно лишь по железной дороге – на поезде Москва – Лабытнанги. Если этот вариант вам не очень удобен, то можно сначала доехать до Воркуты (туда ходят поезда из Адлера, Новороссийска, Нижнего Новгорода, Кирова), где пересесть на поезд Воркута – Лабытнанги (ходит раз в сутки).

Автор фотографии: Laem
Автор фотографии: mijivem


Автор фотографии: YPLuchin
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: mijivem
Автор фотографии: mijivem
Автор фотографии: mijivem
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: BaranovaGalina
Автор фотографии: mijivem
Автор фотографии: mijivem
Автор фотографии: mijivem

Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах южной части Полярного Урала. Собь проходит через пгт Харп.

Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около посёлка Катровож.

Длина 185 км, площадь водосбора 5890 км². Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с, объем годового стока 1,5 км³. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу .

Туризм

Река популярна среди туристов, истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время - Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком - это железнодорожная ветка Чум - Лабытнанги (иначе обозначаемая Сейда - Лабытнанги, поскольку на станции Чум товарные операции не производятся). Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, - это перегон Елецкая - Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1-4 категорий сложности.

Р. Собь 2005 г. Отчет и советы коллегам. Участники маршрута (все - москвичи): 1. Вадим Грабовецкий (Товарищ Капитан, Дима) - руководитель, фотограф. Опытный каякер (Катунь) 2. Мария Антипьева - 2-ой штурман Опытный пеший турист, на счету есть и одиночные походы. 3. Власова Анастасия - завхоз, врач, фотограф. 26 лет, небольшой опыт пешего (Хибины, II) и водного туризма (Белое море, байдарка) 4. Алексеев Константин - 1-ый штурман, фотограф. 26 лет, четыре некатегорийных байдарочных и семь пеших походов, в т.ч. Хибины (II). 5. Ульянов Иван - маньяк. 14 лет, никакого опыта, море энтузиазма. Точный возраст первых двух участников похода мне неизвестен, могу лишь сказать, что он превышает 40 лет. Продолжительность похода от ст. Собь до Катравожа 120 км. 31.07.05 Воскресенье. Загрузились на Ярославском вокзале без каких-либо осложнений в фирменный поезд 22 Москва -Лабытнанги, отправляющийся в 19:30. Поезд этот пустили только в прошлом году и я всячески рекомендую его желающим нормально добраться до Урала - все чисто, работает кондиционер, электронное табло показывает номер вагона, температуру в нем и занят ли туалет. 01.08.05 Понедельник. Едем, обсуждаем предстоящий маршрут, дегустируем пирожки и вареную картошку. 02.08.05 Вторник. Стапель. Переход к устью ручья Нырдвомэншор (восточный). За окном пасмурная погода. Вдали появляется Уральский хребет. К нашей радости между его вершинами проглядывает ясное небо на восточной стороне. После станции Хорота поезд идет вдоль реки Елец и наконец въезжает в горы. В районе станции Полярный Урал Проходит водораздел с которого Елец стекает на запад, а Собь на Восток. Любопытно, что Собь от истоков Ельца отделяет всего несколько сот метров. На станции Полярный Урал стоянки по расписанию нет, но наш поезд там останавливался. Справа по ходу поезда сразу после станции мимо нас проплыл пограничный столб Европа/Азия. После Полярного Урала поезд все время идет вдоль Соби до станции Харп. Мы взяли билеты до станции Собь, так как согласно ряду найденных в Интернете отчетов там река, принимающая незадолго до этого крупный приток (р. Большая Пайпудына), становится судоходной для байдарок. Но в итоге я бы предпочел высадится на станции Полярный Урал, коли уж поезд там останавливается. По горам проходит только треть маршрута, если считать от ст. Собь до Катравожа. А между тем этот участок настоящее эстетическое пиршество и вполне естественно продлить его за счет участка от Полярного Урала до Соби. Местами потребуется проводка, но местами река вполне проходима для Тайменя, по крайней мере, так кажется из окна поезда. Есть даже плесовые участки. Придется, конечно, немного попыхтеть, но, черт возьми, как красиво! На станции Собь, куда мы прибыли в 14:50 по Москве (16:50 по-местному) нас ждало небольшое приключение. Мы и еще одна группа туристов завалили одну из сторон тамбура байдарками. Именно с заваленной стороны оказались станционные постройки Соби. По противоположной стороне станции проводник ее не сумел опознать. Поскольку до этого поезд останавливался там, где не должен был по расписанию, мы некоторое время соображали, наша ли это станция. Пока мы соображали, коллеги выгрузили и свои и наши байдарки, а 2 минуты стоянки кончились. Они высадились уже на ходу, а мы с воплями поехали дальше. Состав на станции стоял с изгибом, внешней стороной в сторону выгрузки, так что машинист не имел возможности наблюдать красный флажок проводника (который, правда, не был задействован). После недолгих препирательств был сорван стопкран, мы выпрыгнули на насыпь, отъехав метров на 800 от станции. Маша, выпрыгивая, подвернула ногу. Ваня с рюкзаком бегом побежал по шпалам за байдарками, я, отягощенный двумя рюкзаками, быстренько поковылял за ним, товарищ Капитан с дамами неспешно последовали за нами. Байдарки нашлись на станции, коллеги указали нам удобный подход к воде (от ржавой водонапорной башни) и мы приступили к сборке. По поводу выгрузки на Соби хочу сказать вот что. Отличный ориентир при подъезде к ней - Пост 106 километр и впадение Большой Пайпудыни за ним по левую сторону поезда. Пост 106 километр не останется незамеченным - там несколько домов и еще каких-то строений. Первые постройки, которые можно наблюдать из поезда после 106-го километра - эта станция Собь. Если смотреть в правые по ходу поезда окна, то вскоре после устья Пайпудыни впереди появятся крыши домиков и ржавая водонапорная башня. Это и будет Собь.
Часам к 6 по Москве мы, хвала богам, закончили сборы, успев по ходу дела порвать и заклеить двушку. Спустили байдарки в слепую протоку без течения, соединяющуюся с рекой под пешеходным мостом. На западе пасмурно, над нами облачность с разрывами, впереди, на востоке, голубое небо и белые облачка. С энтузиазмом мы бросились вниз по реке. Наша цель - устье ручья Восточный Нырдвомэншор (Северный Нырдвомэншор впадает в Собь незадолго до станции). До ручья чуть больше 20 километров, река течет сначала на юго-восток, затем забирает на юг. Справа все время тянется массив с горой Поуркеу. Виды очень красивые и плыть приятно, хотя постоянное ветвление реки на рукава и большое количество шивер не дает расслабиться. Часа через три массив справа уходит, снижаясь, в лес, слева небольшая горка, вся из битого камня, теснит ж/д к самому берегу. Река огибает горку на левом берегу и выходит на прямой участок, с которого открывается великолепный вид на массив Райиз. Тут справа в Собь и впадает искомый ручей. На берегу непосредственно перед его устьем в кустах хорошая стоянка. Обнаружив ее пустой, мы радостно встаем лагерем. Уже здорово схолодало и на воде становится зябко. Всем, кто, окинув взглядом стоянку, озабочено станет размышлять об источнике дров, советую прогуляться на сотню-другую метров вверх по ручью. 03.08.05 Среда. Дневка. Запланированная дневка. Товарищ Капитан с Машей и Ваней собрались в радиалку вверх по ручью в надежде добраться до озер в истоках Северного Нырдвомэншора. Их вдохновил пример каких-то резвых ребят, за 11 часов с этой же стоянки забравшихся на плато Райиз и спустившихся обратно. Воля волей если сил невпроворот... Пока встали, пока товарищ Капитан клеил Т3, которую из лени по стрингерам не проклеил. Старт у них получился поздний. В итоге команда добралась только до высоты 461, спустилась с нее по каньончику обратно к ручью и повернула назад. Места очень живописные - альпийские луга, интересные скалы, дорога, идущая прямо по руслу ручья, снежники. Усталые, но довольные, наши спутники после 9-ти часовой прогулки вернулись в лагерь, где их ждал ужин. Мы с Настей весь день наслаждались видами из лагеря, бегая по нему с фотоаппаратами и штативом. Свежий ветер сдувал мошку, а к вечеру она совсем исчезла, спасаясь от холода. Погода мрачнела, и ночью пошел дождь. 04.08.05 Четверг. Проход Харпского порога. Великолепное, по меньшей мере, для фотографа, ветреное утро. Через Райиз пытаются переползти тяжелые тучи, которые на гребнях ветер рвет в клочки. Пометавшись с фотоаппаратами собираемся и около 12 выходим. Это, пожалуй, самый красивый отрезок пути. Река походит близко к красноватым склонам Райиза. Старый хребет, сильно разрушенный временем, выглядит как-то по-марсиански. Склоны безжизненны, а вот что там на верху? Через полчаса после выхода выходим на траверс каскада водопадов, образуемых потоком, вытекающим из кратероподобной котловины на Райизе. Вскоре после выхода с нашей стоянки и до этого момента на правом берегу много хороших мест для стоянки. Почти все заняты туристами. Для экскурсии на водопады лучше останавливаться где-то здесь. Мы с сожалением плывем дальше. Надеемся вернуться когда-нибудь сюда пешком и обследовать водопады и сверху и снизу. Не доходя получаса до Харпа, устраиваем обед. Райиз уходит в сторону, снижаясь. Как нам стало ясно позднее, а здравомыслящему и трезвому штурману ясно и со сна, для восхождения на Райиз лучше всего встать именно в том месте, где он, понижаясь, уходит от реки. С тылу массив пологий и его легко штурмовать, и от реки он тут недалече. Но мы рассчитываем после Харпа войти в приток Соби Енга-Ю и побечевать по ней вверх пару
километров. Там найти стоянку и устроить дневку с радиальным выходом. Прояснив по карте наши надежды выплываем дальше. По левому берегу начинается колючая проволока - пошел Харп. На территории зоны часовня, купол, который примерно равен по размеру всему остальному зданию. После нее поворот реки с первой ступенью порога, за которым вскоре следует вторая. Мы прошли их сходу, просто прошли. У нас на Т2 был фартук да юбки, на Т3 фартука не было. И ничего с трешкой не случилось. Вскоре вплыли под автомобильный мост и обнаружили, что если мы сейчас не зачалимся, то будет третья ступень. Зачалились. Из нас пятерых только товарищ Капитан, как заслуженный ходок по рекам до 5 категории, хорошо понимал, что к чему. Маша в прошлой жизни была байдарочником. Остальные ждали, пока наш заслуженный гуру осмотрит порог и скажет свое веское слово. Товарищ Капитан пришел и показал на два камня. Пройти нужно было между ними и далее по струе. Их трешка рванулась первой, мы пошли за ней. С непревычки было немного страшно. Пронесло нашу двушку быстренько через порог, пару раз слегка приложив о камни. Трешка, опять же, без фартука нормально прошла. А вот после порога с нами случилось самое неприятное. Мы прошли мимо устья Енга-Ю как зомбированные идиоты. Мы медленно проплыли мимо, пожирая его глазами, любуясь видом гор вверх по течению реки, неплохим местом для стоянки на берегу за впадением. Я сонно предположил, что это Енга-Ю. И должен сказать, что всякому в здравом уме исходя из карты и того, что видят глаза, станет совершенно понятно, что он видит Енга-Ю и ничто иное. Однако экипаж трешки с неколебимой уверенностью и снисходительно разъяснил, что это не Енга-Ю, а какой-то жалкий ручей. Через полтора часа мы встали на стоянку, так и не найдя второй Енга-Ю. Народ понял, что она позади. Настя, промочившая еще днем ноги, простудилась с температурой. Ну, ничего, хоть стоянка симпатичная попалась, над галечником километрах в 10 ниже устья Юнга-Ю. Раскинув карты, мы решили провести вторую и последнюю дневку нашего похода в устье Хараматалоу, зайдя в нее. При этом трое наших спортсменов собирались на Гагаринский порог, а мы с Настей - посидеть в лагере. С закатом пришел холод и ушла мошка. 05.08.05 Пятница . Переход к Хараматалоу. Погода ясная, солнечная. Вышли в начале первого. Настя совсем расклеилась и временами лежала в байдарке, не в силах грести. Экипаж трешки перед выходом опросил местных рыбаков на предмет нашего местонахождения. Они показали на нашей карте место повыше Харпа. Титанического ума мужчины. После получаса гребли в затончике слева по ходу увидели этих могучих ребят. Экипаж трешки с уверенностью заявил, что слева Ханмей. Я возражать не стал, но подумал, что не такой я дурак, чтобы после вчерашнего вестись на утверждения своих коллег. Посматривая то на компас, то на карту, я продолжал грести. Вскоре я привязался к карте. Там, где в глубине правого берега реки на карте высоты 103 и 105, Собь имеет характерную скобу - сначала русло идет на запад, потом на юг, потом на восток. После скобы я озвучил предположение, что Ханмей будет километров через 8-10. Мы прошли это расстояние с остановкой на обед и, натурально, обнаружили Ханмей. Дальше мы привязались к местности в устье ручья Орехъёган, а
часам к 7 вечера, миновав настоящую толпу туристов по обоим берегам реки, подошли к устью Хараматалоу. Тут мы совершили еще один идиотский поступок. Стоянка на мысу при впадении оказалась занятой. Вместо того, чтобы войти в Хараматалоу и поднятся по ней бичеванием вверх хотя бы на несколько сот метров, мы заплыли по Соби за мыс и около получаса копошились там, соображая, где бы встать. Наконец, проплыв еще несколько сот метров, мы нашли грязную стоянку. Мы встали на ней, твердо решив утром войти в Хараматалоу и найти там место получше. 06.08.05 Суббота . Вверх по Хараматалоу, полудневка. Раскачались выйти только к часу. Минут сорок ушло на то, чтобы вернуться к устью. Начали подъем вверх на бечеве. Дошли до первого расхождения русла на протоки и присели передохнуть. Решили было тут же встать на стоянку, но тут из-за острова на стрежу, на простор речной волны, вышло больше десятка разнокалиберных байдарок. У Маши, любящей пешие походы по наиболее безлюдным уголкам нашей Родины, зашевелились волосы. Я высказал мысль о пулемете и море крови, Маша предложила срезать всех одной очередью в воде, что бы всю кровь тут же смыло... Короче, мы рванули в свободный от коллег рукав реки. Обойдя остров, встали в красивом месте, где расходятся рукава (и вверх и вниз по течению). Было так тепло, что мы с Настей купались.
Дима и Маша собрались на Гагаринский порог, но не ушли на него сразу, взяв перекусь сухпайком, а еще поставили палатку и дождались обеда. Это их и сгубило. Вышли они часов в пять и при переходе реки в брод Маша еще раз подвернула ту же ногу, что и при прыжке с поезда. Обладая железной волей к движению, она продолжила путь вперед, но слишком медленно. В итоге они с товарищем Капитаном до порога не дошли. А жаль. В начале одиннадцатого они вернулись в лагерь. Было все еще тепло и мы сходили с ума от обилия мошки и гнуса. Поэтому засиживаться не стали и сразу после ужина легли спать. Надо добавить, что на Хараматалоу нам очень понравилось. Целый день вверх и вниз по реке мимо нашего лагеря проходили группы туристов, из чего можно заключить, что дальше еще лучше и посетить Хараматалоу стоит. 07.08.05 Воскресенье . Хараматалоу, Собь, устье Луппайёгана, Урочище Тушгорт . Утром никакой мошки. Ветер такой, что и для уток может представлять проблему. Солнечно. Выходим около двенадцати. Мы с Настей тут же обнаруживаем, что байдарка имеет пробоины. Успели где-то вчера просадить днище. Плывем, временами вычерпываясь. Очень скоро попадаем обратно в Собь. Вскоре на реке нас ждут три большие петли. Предвкушаем их заранее - при таком сильном ветре он, очевидно, станет на некоторых участках проблемой. Ветер с северо-запада и при в ходе в каждую из петель приходиться грести на полную, при этом вспоминается правило не справлять малую нужду против ветра. Ругая по маме и по папе всех богов, отвечающих за погоду, мы, наконец, достигаем конца последней, третьей петли. Река поворачивает на юго-восток и ветер разгоняет наши байдарки. Мы летим вперед, вяло работая веслами. Вскоре по правому берегу реки появляются таблички "Заказник Полярный Урал" или "Полярно-
уральский заказник", точно не помню. Перед устьем Лупайёгана выхожу на разведку места для обеда на правый берег, который симпатичнее левого. Обнаруживаю избу, видимо, имеющую отношение к заказнику. Место обжито, и я, сделав несколько снимков, возвращаюсь в лодку. Сразу после устья стоит большая группа любителей рыбалки и мы идем дальше. Минут через 10 встаем на обед на прибрежном песочке. Мы с Настей заклеиваем байдарку. Товарищ Капитан, посмотрев на нас, занялся тем же со своей трешкой. Мы продрались об лесенку кильсона, когда я протащил байдарку по камню на Хараматалоу. Что тут можно сказать. Родные шкуры к тайменю стали делать плохими - они больше похожи на презерватив, чем старые добрые шкуры. Наша аж сборила по бортам. Натяг слабый и очень легко прорезать шкуру о кильсон, сиденье и т.д. и т.п. Товарищи, подкладывайте пенку под кильсон или пользуйтесь шкурами ПВХ производства "Тритон". Конечно, это не так уж необходимо обладателям старых шкур или Салютов. Пообедав, выходим. Хороших мест для стоянки становится очень мало. Когда мы доходим до района впадения двух ручьев слева по ходу, хорошие места для стоянок сходят на нет. Мы, как любители эстетически приятных стоянок, грустно смотрим по сторонам и начинаем маниакально грести вперед, пропуская места, где можно встать, надеясь на что-то лучшее. Подходим к острову, у которого Собь делает локальный изгиб с юго-востока на северо-восток. На наших глазах группа катамаранщиков занимает вполне приличную стоянку на оконечности острова. Вконец остервеневшие, гребем дальше. Высаживаемся, смотрим, идем дальше, опять высаживаемся. М-да, не выеживайтесь, Веников, слушайте свою песню "Валенки"... Наконец, в начале девятого, находим вполне приличную стоянку там, где на карте обозначено урочище Тушгорт. Подплываем и садимся на камень. Сталкиваемся веслами, в результате чего прорезаем шкуру о решетку переднего сиденья. Ругаясь, подходим к берегу, на наших глазах из воды выскакивает мелкая рыбешка, а за ней щука, которая хватает жертву в прыжке. На берегу столько рыбьих скелетов, просто кладбище какое-то. Тут явно долго и со вкусом стояли рыбаки. Ветер по-прежнему лютует, но теперь еще и холодно. Аж кости вымораживает. Готовим ужин. Товарищ Капитан ставит палатку, к которой у него припакован градусник. Мы узнаем, что температура +6, но кажется, что холоднее. После ужина некоторое время сидим у костра, наконец, не выдержав ветра, расползаемся по палаткам. 08.08.05 Понедельник . Урочище Тушгорт, устье Еврасоима и изба Нюрапол. Встаем часов в 9, солнечно, холодно, все тот же ветер. Зато со вчерашнего дня мошкой и не пахнет. Завтракаем, клеим новые дыры на нашей двушке, вяло собираемся. В начале второго выходим. До Катравожа можно дойти и за одну ходку, поэтому на этот раз нам предстоит пройти немного. Примерно после впадения в реку справа ручья Харсоим, река становится все более и более обжитой местными рыбаками. Начинают попадаться моторки, избы, просто стоянки, которыми они пользуются. Часа через два хода мы проходим устье ручья Еврасоим, по правому берегу "припаркованы" две моторки. Слева на песчаном острове низенький березняк. Мы смотрим на моторки, на карту и понимаем, что надо попробовать этот березняк, так как ничего хорошего нам, скорее всего, не светит. Обследуем лесок, к которому надо влезать по двухметровой песчаной стенке. Находим ровное место, осматриваемся - если это место обжить, оно будет весьма уютным. Разгружаемся, не без труда затаскиваем наверх байдарки. Проблем с дровами нет - на пляже под стенкой облесенной части острова множество сухих берез. На острове много красной смородины, попадается жимолость. Предаемся чревоугодию, обнаружив некоторый избыток наших съестных припасов. Гоняя чаи, с удивлением наблюдаем, как мимо нас вверх по Соби проходят с небольшим интервалом два кораблика, размером с речной буксир или чуть побольше. С нашей стороны острова ветра нет,
поэтому есть немного мошки и комаров. К вечеру температура падает и они изчезают. Долго гоняем чаи, потом ложимся спать. 09.08.05 Вторник. Переход к устью Лонкаръёгана. Утром, не спеша, собираемся и выходим. Переход нам предстоит опять небольшой. Выходим около часу, огибаем наш остров и попадаем на длинный широкий плесовый участок со встречным ветром. Чертыхаясь, гребем. Наконец река поворачивает направо, и ветер начинает дуть в корму. Тут мы расслабляемся, время от времени сцепляем байдарки
и болтаем, отдаваясь на волю ветра. Течения особенно не заметно с середины вчерашнего перехода. Берега довольно безрадостны. Вскоре впереди над лесом замечаем радиовышку, маркирующую Катравож. Начинаем искать место для стоянки. Слева по курсу пасутся кони, мы подходим к песчаному пляжу справа и высаживаемся на разведку. За пляжем лес, но оказывается, что он отделен от нас руслом Лонкаръёгана. Садимся обратно и, лавируя между песчаными отмелями, заходим в Лонкаръёган, по которому беспрепятственно поднимаемся всего на несколько сот метров. Слева берег начинает набирать высоту, и там, где он, набрав высоту, перестает тянуться вверх, мы высаживаемся на разведку. Находим отличную стоянку прямо на берегу, среди кустов ивы. Большая ровная площадка между кустами "оборудована" великолепным, длинным и толстым бревном плавника в глубине. Здесь делаем кострище. Среди кустов слева и справа приличные места для палаток, почти что комнаты со стенами из кустарника. Встаем на стоянку около четырех и предаемся чревоугодию, продолжая изничтожать излишки. К ночи температура падает до +5 и мы ложимся спать. Это самая холодная из наших ночевок. 10.08.05 Среда. Переход до Катравожа. Вылезаем из палатки. Облачность с прояснениями. Некоторые тучи мрачновато выглядят, вдали виден дождь. Завтракаем и приступаем к сборам. После стоянке на песке он оказывается повсюду. Около часа выходим в последний переход. Ветер очень сильный, несколько раз начинался дождь. Навстречу нам попались мужики на лодке с здоровенным мотором Хонда. Товарищ Капитан перетер с ними и выяснил, что сегодня из Катравожа рейсовое судно до Салехарда. Мы налегли на весла и часа через полтора после выхода высадились в Катравоже. Там стоял катер и грузилось похабно выглядевшее судно Брагин. Мы с Димой прошли до них и спросили, не идут ли они сегодня в Салехард или Лабытнанги. На катере нам сказали, что они не знают (вскоре он куда-то уплыл), а на Брагине, что не идут. Тут вышла какая-то бабулька и на наши расспросы относительно рейсового судна сказала, что сегодня должна быть "Заря" и что ей звонили и сказали, что она скоро будет. Мы бросились к байдаркам и провели стремительный антистапель. Пока собирались, к нам подошел пьяный в стельку мужик и предложил купить рыбу, мы отказались. Тогда он предложил довезти нас на лодке с японским мотором до Лабытнанг за пару тысяч. Если верить отчетам за прошлые годы, это была очень низкая цена и мы согласились. Мужик качнулся и сказал, что пойдет скажет жене. Мы дали ему полчаса и больше мы его не видели. А "Заря" так и не приходила. На берегу стали собираться местные жители, явно с целью отъезда. У них мы узнали, что "Заря" должна прийти в 17:20 (по местному времени). Однако ни в 18:20, ни в 19:20 она не пришла. Мы спросили местных, нормально ли это. Они сказали, что она иногда и на 3 часа опаздывает, а бывает, совсем не приходит. Испугавшись, что мы имеем дело с последним вариантом, мы стали искать моторку. Но не тут-то было. Ветер, джентельмены, ветер. На Оби слишком высокая для моторок волна. Несколько мужиков, ковырявшихся в лодке, отказались нас везти и высказали сомнение, что за это кто-нибудь возьмется в такую погоду. Мы пошли в поселок. У какого-то дома увидели мужика, починяющего сеть. Спросили его, не знает ли он, кто может нас отвезти. Себя он не предложил, но позвонил знакомому. Знакомый сказал, что в такой ветер он не возьмется. Так что имейте в виду, что можно оказаться в ситуации, когда лодку нанять не удастся. Либо имейте запас по времени, либо рассчитывайте дойти до Лабытнанг своим ходом (а это 50 км от Катравожа). После провала с наймом моторки я озверел. Перед нами замаячила перспектива не попасть на завтрашний поезд, на который уже были куплены билеты. Пометавшись по поселку и никого не встретив, я вернулся на берег и тут пришла "Заря". Билет стоил 250 рублей, еще 500 с нас взяли за багаж. Через пару часов мы причалили к насыпи паромной переправы Салехарда. Над насыпью возвышался мрачный мамонт на постаменте - видать, символ вечной мерзлоты. Экипаж "Зари" посмотрев на нас, решил еще сделать крюк до Лыбытнанг, и нас, совершенно бесплатно, забросили на другой берег Оби. На выходе с насыпи переправы нас поймал таксист, владелец шестерки, и зазвал ехать на его машине. Но мы подошли сначала вчетвером и только с частью вещей. Радостно согласившись, мы сбегали за остатком вещей и пятым членом экипажа, так видели бы вы лицо водителя. Но, верный своему слову, он погрузил все, и нас в том числе, и на третьей скорость осторожно поехал к Лабытнангам, да которых несколько километров от переправы. За триста рублей мы были доставлены на вокзал. Товарищ капитан с Ваней за скромное вознаграждение были пущены, с большей частью вещей, ночевать в поезд, а мы с Настей и Машей отправились в рекомендованную водителем гостиницу на улице Ленина. За 630 рублей с человека нам предложили просторный и чистый четырехместный номер. Но удобства были в коридоре, а горячую воду отключили. Так что мы ушли оттуда и минут за 5 дошли до "Семи Лиственниц". Это лицо города и надо сказать, лицо почти европейское. Рецепшин с минибаром и все такое. За 960 рублей с носа мы устроились там до утра в уютных двухместных номерах со всеми удобствами. 11.08.05 Четверг. Отъезд. Утром вчерашний таксист за 50 рублей доставил нас на вокзал, мы погрузились на поезд 209 и тронулись в обратный путь. Проводница решила помыться в туалете и нагрела воду, в результате чего работали нагреватели, а из-под крана текла горячая вода. Тропики царили в старом вагоне и окна не открывались. Так закончилось наше путешествие. Post Scriptum . Полезное и не очень . Самое главное при планировании и прохождении маршрута - это карты. В продаже я нашел только десятикилометровку Тюменской области. Всякий турист знает ей цену. Где взять хорошие карты? Я всячески рекомендую в качестве источника карт сайт ленинградского клуба туристов "Московская Застава" http://www.ktmz.org.ru/ . С него есть ссылка на страницу, где непосредственно выложены карты, адрес которой http://topmap.narod.ru/index.html . На район нашего похода там имеются километровки поросших мхом времен. На начало и конец маршрута листы датированы 1966 годом, а средняя часть представлена картой, изданной еще при жизни Великого Вождя и до того, как построили ж/д до Лабытнанг (то есть до 1947 г.). Если кто не знает, то Сталин принял решение о строительстве ж/д ветки через Лабытнанги и Салехард к устью Енисея. Ее часть к востоку от Оби - легендарная Сталинская ж/д, стройки 501 и 503. До 1953 года действовала ледовая ж/д дорога через Обь зимой и ж/д паром летом, но после смерти Вождя стройку прекратили. И если с западной части дороги, которую строили от Салехарда на восток, всю технику вывезли по переправе через Обь, то восточную часть дороги, которую строили навстречу, бросили вместе с техникой. Очень много информации на эту тему можно найти в Интернете. Многие и по сей день предпринимают путешествия по этой заброшенной, утопающей в болотах, дороге-призраку, которая, кстати, обозначена на всех картах нашей страны как недействующая. Александра Городницкого поразила в свое время картина вросших в таежные болота паравозов ИС и под впечатлением этой картины он написал стихотворение. К этому можно добавить еще то, что зона в Харпе ведет свое начала от лагеря, в котором содержали заключенных, занятых на стройке ж/д. Интересно, что достаточно подробная карта обских проток в районе между Катравожем и Лабытнангами имеется на сайте МТС, в разделе "МТС для абонентов > Зона обслуживания и роуминг > Территория МТС > Ямало-Ненецкий АО -- Салехард". Адрес странички http://www.mts.ru/coverage/mts/salekhard/Q-4213/ . Да, диски со сканами карт, аналогичными вывешенным на сайте ленинградцев, можно купить в турклубе на Большой Коммунистической. Карты эти хорошие для ориентирования по ним, несмотря на их солидный возраст. Хотя на среднем листе и не обозначены Харп и ж/д, местность и река претерпели мало изменений с тех пор. К совмещению сплава по Соби с радиалками в горы можно добавить такой вариант. У нас в группе было два судна и пять человек экипажа, трое из которых собирались ходить по горам, а двое по состоянию здоровья караулить лагерь. При таком раскладе интересным вариантом может быть разделение группы на первые два-три дня похода со встречей в устье Енга-Ю. Пеший отряд налегке, переправившись от станции Собь на противоположный берег реки, марширует около 4 километров к западу и выходит к устью Нырдвомэншора (северного), начинает подъем вверх по руслу и километров через 15 слева по ходу обнаруживает перевал. Уходя от русла ручья налево группа минует перевал и выйдет к истокам Кэр-доман-шора, левого притока Енга-Ю. Из долины этого ручья можно совершить восхождения и направо и налево к вершинам массива Райиз. Километров через 25-30 после перевала Енга-Ю впадает в Собь, где и можно назначить рандеву двух групп. Нам всем маршрут понравился, причем потенциальные его возможности понравились больше того, что нам удалось. В распоряжении нашей команды было всего 7 полных дней, плюс дни стапеля и антистапеля. Дневок получилось почти две (если бы сходу вошли в Хараматалоу было бы именно две), можно было, с учетом попутного ветра на трех переходах после Хараматалоу, выкроить еще одну, но при встречном ветре такой расклад уже был бы напряженным. Времени и вообще получилось мало, а уж про дневки и говорить не приходится. Я думаю, что и рыбакам, и любителям радиалок, надо закладывать по 3-4 дня на удовлетворение своих страстей. Речка совершенно не напряженная для плавания на байдарке и ее можно рекомендовать самым неопытным экипажам (вроде меня и Насти) и семейным группам. Это поняли не только мы - туристов было много и, по словам местных жителей, их количество продолжает расти. Да, о рыбной ловле. Из нас пятерых никто (!) не увлекался рыбным ловом. Совсем. Но все пожалели о том, что снастей никаких с собой нет. Так что имейте это в виду. Ну и, конечно, я рекомендую всем пеший поход. Мы сами пошли в водный исключительно из-за Настиной травмы колена с последовавшей за месяц до похода операцией. А так массив Райиз в виду наличия огибающей его железной дороги, да и вообще горы вокруг него, являются замечательным местом для пеших походов. Так что, товарищи, качайте километровки и - вперед! В движении жизнь! Константин Алексеев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!