Это жизнь - портал для женщин

Информация про реку каму и ее обитателей. Интересные факты и красивые места на каме для сплава и рыбалки, флора и фауна реки

Итак, господа читатели, сегодня наконец настал тот чудесный день, когда следует безжалостно — в пух и перья — разнести самую древнюю и самую чудовищную географическую мистификацию, в которую оказалась впутана крупнейшая река России (внутреннего стока) и Каспийского бассейна вообще!

Имя этой реки, что впадает в недалече от Астрахани — . Но так ли это на самом деле? Чтобы точно узнать сие — нам придётся подняться выше по течению — до места впадения и провести кое-какие гидрологические измерения. И уверяю вас — их результаты превзойдут все ожидания!

Волга — приток Камы

Фото 2. Спутниковый снимок места слияния Волги и Камы.

На спутниковом фото устья Камы сразу бросается в глаза положение рек относительно точки слияния. Русло Камы здесь абсолютно прямое, а Волга «присоединяется» (впадает?) перпендикулярно ей.

Однако, сего факта ещё недостаточно, чтобы точно сказать кто в кого впадает. Ибо в гидрологии есть масса критериев, определяющих — «какая река главнее». Среди них — количество притоков, длина, площадь бассейна и т. д., но последнее слово всегда оставалось за объёмом (расходом) воды, который река несёт в своё устье.

Следовательно — необходимо сравнить гидрологические данные обоих водотоков — от точки слияния до истоков:

Параметры Кама Волга
Длина водотока 1805 км 1390 км
Высота истока над уровнем моря 331 м 228 м
Число притоков 73,7 тыс. шт 66,5 тыс. шт
Расход воды 4300 м³/с 3100 м³/с

Уже с первого взгляда видно, что Кама Волги по-мощнее будет, и водички-то в ней наверняка поболе (фактически — на 40%). А это уже весьма явно и безоговорочно указывает на то, что не Кама впадает в Волгу, а Волга впадает в Каму, являясь самым что ни на есть её притоком!

В довесок ко всему — русло Камы в разы старше русла Волги. И совсем ещё недавно (всего 1-2 ледниковых периода назад) — когда Кама вовсю несла свои воды в море — Волги и в помине не было. Но едва появившись — та даже не имела никакого отношения к Каспийскому бассейну и впадала в Дон. Только последний ледниковый период «откорректировал» её русло и «подсоединил» к Каме.

Почему так вышло?

У тюрков и арабов река, которую мы все сейчас называем Волгой, именовалась Итиль . И после устья Камы продолжалась она не на северо-запад, а именно на северо-восток — в сторону Урала.

То бишь — с гидрографией у басурман было всё в порядке.

Возникает вопрос — а почему наши средневековые предки такую промашку дали? Неужто причиной сей досадной ошибки стало традиционное национальное разгильдяйство? А может быть всё было сделано специально — в геополитических целях — с лёгкой руки московских (хотя, скорее даже новгородских) царьков, постоянно воевавших с коренным населением Урала? Сейчас уже хвостов не найти, остаётся только предполагать.

Но видится мне такая версия. Кто открывал Каму? Да какой-нибудь воевода-первопроходец, далёкий предшественник Ермака. Какие у него — типичного вояки-ушкуйника (считай — разбойника) в то время могли быть знания в области гидрологии и гидрографии? Да совершенно никакие — все открытия совершались «на глазок» , а названия рек высасывались из пальца, или в лучшем случае — брались с потолка.

Рис. 1. Так-то это картинка из компьютерной игры, тем не менее — все гидрологические изыскания первооткрывателей наших рек выглядели подобным образом.

Уральский десерт

А теперь — самая вкуснятинка. Ну, допустим, ладушки — пусть не Волга впадает в , а Кама. Но как насчёт того, чтобы подняться выше по её течению и проверить весь водоток до самого истока? А вдруг там где-нибудь затесался ещё один хитрый приток, по полноводности превосходящий основную реку?

И есть ведь у Камы подобный приток, имя ему — . Эта река течёт с западного склона Уральских гор — в таёжной глухомани. Ближе к Москве она не так известна, как Кама (и даже как ).

Так вот, в месте «впадения» Вишеры в Каму её максимальный расход воды (на лето 2015 года) составил 2600 кубометров в секунду, тогда как у Камы — 2000! Вишера почти на 30% полноводнее. В точке слияния Камы и Вишеры первая «подсоединяется» под некоторым углом, а вторая — остаётся прямой.

Фото 3. Спутниковый снимок места слияния Камы и Вишеры. Здесь отчётливо видно, что первая впадает под некоторым углом, и по силе потока заметно уступает второй. Воды Камы как бы оттесняются более быстрыми водами Вишеры.

Следовательно — не Вишера впадает в Каму, а Кама впадает в Вишеру. И весь водоток — основной водоток — это не Волга и не Кама, а Вишера — от истока до самой дельты!

И Волга — приток Вишеры!

Вишера — главный водоток Каспийского бассейна и
Великая Русская Река!

Что делать?

Конечно же переименовывать! Участок Камы — от устья Вишеры до места нынешнего «впадания» в Волгу, и участок Волги — от устья Камы до самой дельты — в Вишеру!

Рис. 2. Вот как-то так.

А вы что хотели? С пережитками тёмного прошлого (особенно с теми, которые противоречат науке) нужно бороться со всем рвением, выжигая их калёным железом!

Ёлки-моталки! Раньше считали что Солнце вращается вокруг Земли (плоской). Но слетал Гагарин в Космос и сказал: «всё наоборот и бога нет» — все «скушали» это на отличненько и быстренько подкорректировали учебники и прочие нормативные документы.

Конечно, одно дело поменять местами Землю с Солнышком, другое дело — две реки. Переименовывать придётся не только участки русла, но и целый ворох прибрежных топонимов, к которым люди испокон веков привыкли (Волгоград — в Вишероград, Волгодонск — в Вишеродонск, волгарей — в вишерцев и т. д.). Нам на нашем сайте тоже придётся базу рек слегка «перелопатить». Короче говоря, мороки — по самое «не хочу». Но, увы — ничего не поделаешь. Таковы оправданные жертвы, которые требует научная точность.

Вот только когда это будет? Думаю — что не раньше начала следующей, более просвещённой эпохи — после череды войн и революций. А сейчас этим никто заниматься не станет, ибо примелькалось уже давно и неохота. Более того — найдутся даже волгозащитники, кои единым гласом возопят: «не смейте покушаться на святое!», «гидрологию — запретить!», «нет великой русской реки кроме Волги, и Кама — приток её!»

Вместо постскриптума

Да уж, после таких размышлений Волга стала заметно короче. Но, как выяснилось впоследствии — это не окончательная корректировка её длины. Известный приток Волги — Ока — оказался её чуток «покруче». По расходу воды и по площади бассейнов эти реки фактически одинаковы, но Ока вышла длиннее Волги аж на целых 187 километров!

Стало быть — в Вишеру даже не Волга впадает, а Ока. Волга же заканчивается аккурат под Нижним Новгородом.

KAMA (санскр. käma) термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех… … Философская энциклопедия

Река, лп Волги; Удмуртия, Кировская обл., Коми Пермяцкий ао, Пермская обл., Татарстан. В русск. летописях впервые упоминается под 1220 г. как Кама. Известен ряд этимологии. Согласно наиболее правдоподобной из них название Кама, как и названия… … Географическая энциклопедия

Кама комбинированное толокно. Его приготовляют из муки, смолотой из предварительно обжаренных семян ржи, овса, ячменя, гороха, черных бобов, взятых в равных долях. Кама как продукт характерна только для эстонской кухни. Это один из… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Бог брака и любви у индейцев. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМА Бог брака и любви у индейцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Эстонское национальное комбинированное толокно, смесь муки из предварительно обжаренного зерна ржи, овса, ячменя, гороха, бобов, взятых в равных долях. Это один из древнейших продуктов народов Прибалтики, оставшийся от времен неолита и… … Кулинарный словарь

КАМА, река в европейской части России, левый, самый крупный приток Волги. Длина 1805 км. Истоки на Верхнекамской возвышенности, впадает в Куйбышевское водохранилище. Главные притоки: Вятка, Белая, Чусовая, Вишера. Молевой сплав леса по Каме и… … Современная энциклопедия

Река в Европейской части Российской Федерации, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское вдхр.). 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. км². Средний расход воды 3500 м³/с. На Каме Камская, Воткинская, Нижнекамская ГЭС. Главные… … Большой Энциклопедический словарь

КАМА, река в Предуралье, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское водохранилище). 1805 км, пл. бассейна 507 тыс. км2. Средний расход воды 3500 м3/с. На Каме Камская, Боткинская, Нижнекамская ГЭС. Гл. притоки: Вятка, Белая, Чусовая,… … Русская история

- (др. инд. kâma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают… … Энциклопедия мифологии

Сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) боги любви и брака (17) река (2073) … Словарь синонимов

Камилла Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Книги

  • Кама-сутра. Гармония в любви и чувственном наслаждении , Ватсьяяна Малланага. "Кама-сутра" - это не каталог позиций и не путеводитель по экзотическому сексу. Это глубокая книга о том, как любить друг друга, не утрачивая свежести чувств, о том, какполучить удовольствие…
  • Кама с утра для игрушечных обезьянок , Ватсьяяна Банана. "Кама с утра для игрушечных обезьянок" стала хитом продаж на Amazon." Всем обезьянкам пришло время отбросить свои комплексы и сомнения…"Кама с утра для игрушечных обезьянок", полная ярких…

Река Кама является самым крупным притоком Волги. Она протекает по европейской части РФ и берет свое начало с Верхнекамской возвышенности неподалеку от деревни Карпушата. Характеризуется извилистым руслом, которое значительно расширяется после впадения в Каму Вишеры. На данном участке находится большое количество островов и мелей. Впадает река в Камский залив. Общая ее длина составляет 1805 км. Питание реки происходит преимущественно подземными водами.

Река Кама на карте


Среди самых крупных населенных пунктов, которые расположены на берегах Камы, можно выделить Соликамск, Краснокамск, Пермь, Сарапул, Нижнекамск, Набережные Челны. В Каму впадает более 70 тыс. притоков, наиболее значительными из которых являются Южная Кельтма, Чусовая, Вишера, Пильва, Лупья, Полрыш и прочие.

Рыбалка и отдых на реке Кама


В верхнем течении Камы обитают хариус и таймень. Кроме них в водах реки водится стерлядь, осетр, сазан, судак, налим, сом. Рыбаки не остаются без улова, на удочку хорошо идет окунь, ерш, язь. Ловится жерех, уклея, голавль, щука, карась, густера. Кроме того Кама имеет промысловое значение: в ее водах проживает множество рыб, таких как лещ, осетр, судак, стерлядь, сазан, окунь и многие другие.

На реке Кама созданы несколько водохранилищ и работают гидроэлектростанции. Наиболее крупной является Камская ГЭС, близ которой располагается Камское водохранилище. Кама судоходна: на ней находится множество портов и пристаней. Также водными путями она соединяется с другими крупными реками, такими как Обь, Волга, Нева, Дон и прочие. По реке проходят многочисленные круизные и пассажирские рейсы. Также здесь проводятся крупные парусные соревнования - «Кубок Камы».

Природа Камского бассейна и реки Камы весьма разнообразна. В верховьях к ее берегам подступают горные склоны Уральского хребта. Затем Кама течет по плоскогорью и низменным равнинам.

В верхнем течении реку обступают сибирская тайга и хвойные леса, в нижнем течении – дубовые рощи и смешанные леса. В лиственных лесах преобладает береза, клен, ясень, липа, осина. Как подлесок растет лещина, черемуха, крушина, жимолость, бересклет.

Животный мир представлен более 40 разнообразными видами. В лесах водятся куницы, белки, ласки. Встречаются лоси, кабаны, косули, волки, зайцы. В отдаленных глухих уголках обитает рысь. В таежных лесах встречается бурундук и кедровка.

Много лесной птицы: дятел, кукушка, синица, снегири, коростель. Обитают сойка филин, удод, орлан, лунь. Из редких видов, занесенных в Красную книгу, встречаются беркут, балобан, скопа, сапсан, черный аист.

У воды гнездятся чайки, утки-кряквы, лебедь шипун, вальдшнеп. В весеннее время в пойменных лугах встречаются журавли, дикие гуси. В зимнее время на открытых пространствах можно встретить полярную сову.

Из водной растительности преобладают кубышка желтая, кувшинка, рогоз, камыш. На поверхности воды, в затонах и заливах реки развита водная растительность. Хорошо развита и подводная растительность. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

НИЖНЕКАМСК - ПРИСТАНЬ - КРАСНЫЙ КЛЮЧ

ПРЕДАНИЯ О РЕКЕ КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались,обустраивали землю,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время, когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама - вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как - то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы - протекает река Кама, где кровь Оки - река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание - обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы - Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

УСТЬЕ РЕКИ ЗАЙ - ТАТАРСТАН

Мифы и предания славян - Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

УСТЬЕ РЕКИ ИЖ Река Кама

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

«Кама долго с Волгой спорила - не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». - «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

ПЛОТ НА КАМЕ

Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

В арабских источниках обычно называлась Кама - Аги-дель. Можно встретить утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы - булгары.

&nnbsp;bsp; РЕКА КАМА ОКОЛО ВЕЛИКИХ БУЛГАР

Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями. И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь в с. Яромаска.

Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями. Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и на Каме.

СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК КАМА И ЧУСОВАЯ

Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации - лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы. Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах, вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 - 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

УСТЬЕ РЕКИ ШЕШМА - ТАТАРСТАН

Возникновение и развитие в XVII - XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, - все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час). Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского. Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу. Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ МОСТ

Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп. Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства - И.С. Колчин и П.А. Саваж.

Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году вверх по течению Камы - от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин. Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса - для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля, прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами, позже загораживать рейкой.

Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани, заменил мазут. Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

КАМА - НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ

Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера. На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана. Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки, взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского - 1 руб, за бутылку водки - 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп. Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой. Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

КАМА - ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Река Кама

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

…О ней говорили много, чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

ЗИМА НА РЕКЕ КАМА

По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, - всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/

Ее исток расположен на Верхнекамской возвышенности у небольшого удмуртского села Кулига, выше уровня моря на 330 метров. Длина реки составляет 1805 км. По одному из толкований, название реки в переводе с удмуртского - «кема» - обозначает «длинная». Речной бассейн также значительный и равен 507 тыс. кв.км.

Самый интересный приток

Начинаясь в Удмуртии, она протекает по территории нескольких областей и республик, и как бы объединяет Кировскую край, Башкирию и Татарстан.

Река Кама на всем протяжении меняет направление своего русла несколько раз. В верховье движется в северо-западном направлении, а потом поворачивает на северо-восток. Возле села Лойно совершает резкий поворот на юг. Многоводной становится после слияния с Пильвой, а левый приток Камы - Вишера - превращает ее в широкую полноводную реку.

В месте слияния с Волгой, там, где сейчас Куйбышевское водохранилище, Кама текла параллельно Европы и отделялась от нее каменистой грядой. В настоящее время этого устья нет. Ширина Куйбышевского водохранилища в месте слияния двух крупных рек достигает 40 км.

Питается река в основном снеговыми, дождевыми и подземными водами. Ледостав начинается с верховья реки в начале ноября и длится до апреля. При замерзании образуется большой объем внутриводного льда. Весной ледоход может проходить от нескольких дней до 15 суток.

Водохранилища Камы

Река Кама несколько раз перегораживается плотинами, и в этих местах образуются три больших водоема. возникло в месте впадения правого притока Уролки. Его длина - почти 350 километра, а ширина достигает 14 километров, при наибольшей глубине - 30 метров. Плотина Камской ГЭС находится в Перми.

Плотина Воткинской ГЭС образует При длине 365 км его ширина равняется 9 км, а самая большая глубина - 29 метров.

Возле города Набережные Челны река Кама перекрыта еще одной плотиной, которая образует Его ширина достигает 20 км, а длина - почти 185 км. Максимальной глубиной является отметка в 22 метра.

Созданный на могучей уральской реке каскад ГЭС почти в 1,5 раза уменьшил скорость ее течения. Даже оттенок воды изменился: она стала более темной и значительно отличается от волжской.

Использование реки человеком

Река Кама от Куйбышевского водохранилища - места слияния с Волгой - до города Соликамска является судоходной. На 60 км выше по течению от этого города расположен поселок Керчево, который был в свое время самым крупным в мире лесоплоточным рейдом. Но он еще в 1995 году прекратил свою работу.

От Перми по водному пути можно попасть не только в Астрахань или Нижний Новгород, но и в Москву.

Кама, река, славящаяся красотой своих живописных берегов, привлекает к себе много туристов, желающих не только полюбоваться ее великолепием, но и приобщиться к природе. Большой популярностью пользуются водные, пешеходные, лыжные и конные туристические маршруты. В верхнем течении Каму используют для спортивной рыбалки. В связи с этим очень актуальным становится вопрос об уменьшении реки промышленными стоками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!