Это жизнь - портал для женщин

Скачать презентацию на тему симбиоз. Презентация на тему "позитивные взаимоотношения между организмами"

Слайд 2

Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов (Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004).

Слайд 3

Кооперация – полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна

Общеизвестно сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом.

Слайд 4

Кооперация

Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

Слайд 8

Похожий образ жизни ведут и некоторые птицы. Они заходят в пасть крокодилу и чистят её

Слайд 10

Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них

Один из самых известных примеров таких отношений – лишайники, представляющие собой сожительства гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли.

Cetraria centrifuga

Слайд 11

Типичный мутуализм - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике

Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания и целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара.

Слайд 12

Без простейших – симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного климата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых растительных кормов, обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков.

Слайд 13

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха или арахиса).

Слайд 14

Клубеньки на корнях сои

Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений- клубеньков.

Слайд 15

Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедном азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику – вводят в севообороты как предшественников для других культур.

Слайд 16

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений

На корнях берёзы, сосны, дуба, ели, а так же орхидных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

Слайд 17

Гифы гриба

Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба.

Слайд 18

Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без неё. Различные виды микориз

Слайд 19

Некоторые виды муравьев питаются сахаристыми экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом - "пасут".

Слайд 20

Комменсализм - взаимоотношения, при которых один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Слайд 21

Нахлебничество

Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Слайд 22

Квартиранство

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат рыбы-прилипала, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразуется в присоску. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

1 слайд

2 слайд

Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов (Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004).

3 слайд

Кооперация – полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна Общеизвестно сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом.

4 слайд

Кооперация Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

8 слайд

Похожий образ жизни ведут и некоторые птицы. Они заходят в пасть крокодилу и чистят её

10 слайд

Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них Один из самых известных примеров таких отношений – лишайники, представляющие собой сожительства гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли. Cetraria centrifuga

11 слайд

Типичный мутуализм - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания и целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара.

12 слайд

Без простейших – симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного климата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых растительных кормов, обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков.

13 слайд

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха или арахиса).

14 слайд

Клубеньки на корнях сои Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений- клубеньков.

15 слайд

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедном азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику – вводят в севообороты как предшественников для других культур.

16 слайд

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений На корнях берёзы, сосны, дуба, ели, а так же орхидных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

17 слайд

Гифы гриба Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба.

18 слайд

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без неё. Различные виды микориз

19 слайд

Симбиоз Некоторые виды муравьев питаются сахаристыми экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом - "пасут".

21 слайд

Нахлебничество Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

«Сообщества воды» - Рачки. В океане: 8. Природоведение, 5 класс. Морская уточка. 5. Рыбы. 7. 3. Летучая рыба. Жизнь в морях и океанах. Нектон – активно плавающие. Воздушный пузырь. Как удержаться на поверхности воды? 2. 4. Сообщество толщи воды. Португальский кораблик и парусник. Лучевики. Водомерка. Крабик. Сообщество поверхности воды.

«Организм и среда обитания» - Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы. Грустная история. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания. А на другой природной территории? Биотические (Другие живые организмы). Почвенная среда.

«Абиотические факторы» - Температура. Холоднокровные организмы (беспозвоночные и многие позвоночные). Основные абиотические факторы. Теплокровные организмы (птицы и млекопитающие). Абиотические факторы среды. Влажность. Свет. Оптимальные температурный режим для организмов от 15 до 30 градусов Однако, …. Имеются адаптации. Растения: засухоустойчивые – влаголюбивые и водные Животные: водные – воды достаточно в пище.

«Организм и факторы среды» - Абиотические факторы 1в основном действуют на организмы независимо от плотности популяции. Установлено» что сжимаемость некоторых равноногих рачков и эвфаузиид на 15-40% ниже, чем воды. Распределение гидробионтов по разным глубинам связано не только с давлением воды, но и с многими другими факторами.

«Почвенная среда обитания» - Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых здесь изображены? Корни растений. Короткий мех (для меньшего трения с почвой). Здесь же располагается грибница грибов, Выделение слизи (способствует передвижению в почве). Краб живёт в водной среде, а остальные в наземно-воздушной. Нет.

«Урок Почва» - Вверх на солнце посмотрели, И нас всех лучи согрели. Какая главная часть почвы? - Подзолистая; - чернозем. Вода; воздух; соли. Плодородие; поглощение воды. Песок; глина; перегной. Перегной; песок; глина. Листья. Верхний плодородный слой земли. Проверка домашнего задания. Все ль внимательно глядят? Е.

Всего в теме 34 презентации

«ЕГЭ по биологии 2013» - Задание части А. Распределение заданий КИМ по содержанию. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лен и ее плоидностью. Большое количество дождевых червей. Спецификация. По каким признакам можно узнать молекулу ДНК. Документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ. В задании В5-В6 необходимо установить соответствие между содержанием.

«Вавилов Николай Иванович» - Разработка научных теорий. Кабинет Николая Вавилова. Вавилов и Лысенко. Просмотры книги Николая Ивановича Вавилова. Памятник Н. И. Вавилову в Саратове. Николай Иванович Вавилов. Ученый-генетик. Коллекция початков кукурузы. Научные достижения. Научная деятельность и дальнейший жизненный путь. Лысенко со своими сотрудниками в Одессе в 1938 г.. Первая жена(с 1912-1926) – Екатерина Николаевна Сахарова-Вавилова.

«Кайнозойский период» - Начало формирования современной конфигурации мира. Межледниковые эпохи. Позвоночные плейстоцена. Альпийские типы мягкотелых. Растительность ледниковых эпох. Климат. Растительность межледниковых эпох. Ранняя кайнозойская эра. Тундра. Степь. Предок современный домашних быков. Носороги Мерка. Тайга. Беспозвоночные. Кайнозойская эра. Период.

«Предпосылки теории Дарвина» - Термин «эволюция». На рубеже 18-19 веков накопилось немало научных предпосылок. Основные положения теории эволюции. Основные положения эволюционной теории. Несоответствие между количеством родившихся организмов и числом организмов. Ч. Дарвин (1809–1882) родился в семье английского врача. Пребывание на Галапагосских островах. Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина. Эволюция органического мира.

«Гормоны мозга» - Гипоталамус и гипофиз. Строение и функция гипофиза. Гормоны аденогипофиза. Гигантизм и карликовость. Гармония деятельности эпифиза, гипофиза и гипоталамуса. Интересные факты про мелатонин. Гипоталамус. Гипофиз. Гормоны эпифиза. Секреторная активность мелатонина. Гормоны мозга. Действие гормонов гипофиза на организм. Нейрогормоны гипоталамуса. Функции эпифиза. Эпифиз. «Солнечная» болезнь. Знакомство с центральными органами эндокринной системы.

Презентация на тему "Позитивные взаимоотношения между организмами" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 11 класса раскрывается сущность позитивных отношений между организмами и проявления биотических факторов среды. Автор презентации: Мишнина Лидия Александровна, учитель биологии.

Фрагменты из презентации

Актуализация знаний

1.Что такое симбиоз?

(Симбиоз - сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).

2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть?

(прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды)

Различают множество типов парных взаимодействий:

  1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии: например, трофический симбиоз.
  2. Топические – связанные с изменением условий обитания
    форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др.
  3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации: например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).

Изучаем новую тему

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого.

Симбиоз

  • кооперация
  • мутуализм
  • комменсализм

Определите тип взаимоотношений

Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.
  • Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других.
  • На чем основано сожительство рака-отшельника, актинии и многощетинкового червя?

Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.

  • Лишайники-это тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.
  • Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур

Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.

(Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).

Комменсализм - о дин организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны

  • Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц.
  • Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями.
  • Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!