Это жизнь - портал для женщин

Интересные вопросы для дошкольников по экологии. Экологическая игра «Звёздный час» (викторина для старших классов)

Викторины можно использовать на занятиях по экологии и в качестве дополнительного и развлекательного материала. Основная цель использования их на игровых занятиях по экологии — развитие познавательного интереса к природе, формирование эрудиции в области природы у младших школьников.

Вопросы к викторинам

Викторина с ответами для начальной школы «Природа»

1. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

2. Какие птицы весной прилетают раньше — стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как они могут ловить насекомых.)

4. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)

5. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Птицы, гнездящиеся на земле.)

6. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах, садах, в дуплах.)

7. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке? (Чайки, кулики.)

8. Когда от нас улетают последние чайки и утки? (Когда замерзают водоемы.)

9. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)

10. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину.)

11. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

12. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

13. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.)

14. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна— светолюбивое дерево.)

15. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег.)

16. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, цветет летом.)

17. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб.)

18. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

19. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

20. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины.)

21. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

22. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

23. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, бурундуки.)

24. Какое дерево «переодевается», становится то серо-се- ребристым, то зеленым? (Осина)

25. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день съедает больше собственного веса.)

26. Как слышит сверчок? (Слуховой орган у сверчка находится на коленках.)

27. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

1. Умеют ли кошки плавать? (Да, и неплохо, хотя и боятся воды.)

2. Сколько раз за лето выводит птенцов синица? (Два раза.)

3. Где проводит свою молодость комар? (В воде)

4. Кто из комаров кусается: самец или самка? (Самка)

5. Питается ли куколка насекомыми? (Нет)

6. Назовите самого ядовитого на Земле паука. (Каракурт)

7. Самый лучший прыгун — это... (кузнечик; он способен прыгать на расстояние, почти в двести раз превышающее его собственную длину.)

8. Почему крылатки клена и ясеня кружатся при падении? (Семена клена и ясеня снабжены крылышком, при падении оно работает, как винт вертолета, потому семечко и кружится.)

9. На что по форме похожи цветки черники и брусники? (На колокольчики или бокальчики.)

Викторина с ответами для начальной школы «Деревья»

1 Какое самое высокое дерево в мире? (Гигантский австралийский эвкалипт. Растет он в Австралии. Высота его 100— 110 м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева дом для себя и своей семьи. Дупло было таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.)

2. Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.)

3. Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

4. Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.)

Викторина с ответами для начальной школы «Насекомые»

1. Чем класс насекомых отличается от паукообразных? (У всех паукообразных 8 ног, у насекомых — 6. У паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудью.)

2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

3. Не птица, а поет громко. Кто это? (Самец цикады — самое голосистое насекомое в мире. Его слышно за полкилометра.)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками.)

5. Как слышит сверчок? (Коленками; здесь у него рас положены специальные слуховые отверстия.)

6. Какие насекомые имеют самую большую скорость? (Скорость 39 км/час развивают оленьи оводы, бражники слепни и некоторые тропические бабочки.)

7. Какие насекомые ползают быстрее всех? (Тропические тараканы. Их рекорд — 5,4 км/час.)

Викторина с ответами для начальной школы «Земноводные»

1. О ком эта загадка:

Скачет зверушка —

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

2. Какая лягушка самая маленькая в мире? (Лягушка- чесночница с Сейшельских островов, ее длина 2 см.)

3. А какая самая большая? (Лягушка-голиаф, длина тела достигает 90 см и больше.)

4. Каков вес лягушки-голиафа? (Около 3,5 кг.)

5. Этот предмет необходим для подводного плавания, его в 1929 году создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь? (О ластах)

6. Летом в деревнях сажают лягушку в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло).

7. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает — (к дождю).

б) Лягушка квакает вечером с приятной трелью — (к ясной погоде).

в) Зашумит река и закричит лягушка — (к дождю).

8. Какой русский писатель написал известную сказку «Лягушка - путешественница»? (В. М. Гаришн)

9. Кто написал басню «Лягушка и вол»? (И. А. Крылов)

10. В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции и Японии.)

11. Почему лягушка удостоилась такой чести? (С лягушкой ставили опыты и сделали много научных открытий.)

12. В XIX столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали кого? (Жаб) Зачем? (Жабы истребляют огромное количество насекомых и личинок, помогают людям сберечь урожай.)

13. Сколько видов жаб существует в мире? (450 видов.)

14. А сколько их (видов) наиболее распространены в России? (Два вида.) Какие именно? (Серая, или обыкновенная, и зеленая жаба.)

15. Серую жабу даже находил и в подземных шахтах. А на какой глубине? (340 метров.)

16. В Южной и Центральной Америке живет жаба ага. Солидные размеры (около 25 см) позволяют ей охотиться не только на насекомых. На кого еще? (На лягушек, ящериц, даже мышей.)

Викторина с ответами для начальной школы «Пресмыкающиеся»

1. Кому посвящена следующая загадка:

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно —

Укусит. Ясно? (Змея)

2. Каков символ современной медицины? (Змея, обвившая чашу.)

3. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе правителей древнего Египта — фараонов? (Кобры)

4. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

5. Боятся ли свиньи гремучих змей? (Нет) Почему? (Потому что на свиней не действует яд гремучих змей.)

6. У какой змеи самые длинные ядовитые зубы? (У габонской гадюки. Их длина — 5 см.)

7. На острове Пенанг у западного побережья Малакки находится всемирно известный Змеиный храм, в котором живут сотни змей. Каких? (Храмовые куфии — змеи семейства гадюковых.)

8. У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? (Для того, чтобы ящерицы не проваливались в песок.)

9. Бенгальские вараны могут прыгать с большой высоты. Ас какой именно? (20 метров.)

10. С какой скоростью может бегать серый варан? (120 м/мин.)

11. Как переводится с греческого языка слово «крокодил»? (Каменный червь.)

12. В какой стране крокодилов считают священными животными? (В Индии)

13. Какой длины может достигать крокодил? (6—7 метров.)

14. Какие звуки издают крокодилы? (Напоминающие лай или рев.)

15. В каком австралийском городе крокодилов можно встретить на улице? Почему это происходит? (Дарвин. Там разводят крокодилов.)

Викторина с ответами для начальной школы «Птицы»

1. Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни — это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней они как бы устанавливают невидимую границу участка.)

2. Зачем цапле такой клюв? (У цапли клюв-пика. Долго стоит цапля на берегу, застыла, не шелохнется. Лягушки не обращают на нее внимания. И тут цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар — добыча оглушена.)

3. Почему у пеликана такой клюв? (У пеликанов клювы-сачки. Снизу под клювами у них кожаные мешки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв, да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно и в гнездо рыбу носить — в сумке столько рыбы поместится, что на весь выводок хватит. Сумка-то растягивается.)

4. А птицы умеют разговаривать? (Да. Вот, скажем, над полем летят вороны и каркают Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Есть тревожные крики-сигналы: «Опасность близко», «Опасность далеко».)

Викторина с ответами для начальной школы «Наша Земля»

1 Когда образовалась Земля? (Около 4,6 миллиарда лет назад.)

2. Какова масса нашей планеты? (Около 6 секстиллионов тонн — 6 с двадцатью одним нулем.)

3. Какое расстояние от Земли до Солнца? (Около 150 000 000 км.)

А. С какой скоростью наша планета вращается вокруг Солнца? (30 000 км/час.)

5. Что такое экватор? (Воображаемая линия, расположенная на равном расстоянии от полюсов и разделяющая земной шар на два полушария.)

6. Какова длина экватора? (40 075 км)

7. Какую часть общей поверхности Земли занимает суша? (29,2% земной поверхности.)

8. Кто создал первую модель земного шара — глобус? (Древнегреческий географ Кратес.)

9. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Португальские мореплаватели Фернандо Магеллан и Хуан Себастьян Эль Кано.)

10. Когда это произошло? (В 1519—1522 гг.)

11. Какая гора самая высокая на нашей планете? (Эверест, или Джомолунгма.)

12. Где находится Эверест? (На границе Непала и Китая.)

13. Какова высота Эвереста? (8 848 м)

14. Самой большой пустыней планеты является Сахара. Если ее «примерить» к карте нашей страны, то она расположилась бы на пространстве от Москвы до какого города? (До Новосибирска)

15. Какова площадь пустыни Сахара? (Более 7 000 000 кв. км)

Викторина для интеллектуалов

1. Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

2. Что такое насекомое? (Беспозвоночное животное, у которого шесть ног, тело состоит из трех частей — головы, груди, брюшка.)

3. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых они ловят на лету.)

4. Что такое пауки? (Родственники насекомых, у которых восемь ног. У них нет крыльев. И они плетут паутину.)

5. Как дышат рыбы? (Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам.)

6. Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час.)

7. Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете она складывает плавники вдоль тела.)

8. Какой вид лягушки самый большой? (В глубоких водоемах Африки живет лягушка-голиаф, достигающая в длину до 91 см.)

9. Почему хамелеон меняет свой цвет? (Смена окраски зависит от изменения освещенности и от его настроения.)

10. Какие птицы живут дольше всех? (Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду.)

11. Какие птицы спят в воздухе? (Спят и кормятся в воздухе стрижи.)

12. С какой скоростью бегает страус? (Африканский страус бегает со скоростью до 70 км/час, в высоту он может достигать трех метров.)

13. Какой кит самый большой? (Самый большой — синий кит, он достигает 30 метров в длину и вес его достигает 150 000 кг.)

14. Что согревает тюленя? (Толстый слой жира под кожей.)

15. Какое животное прыгает выше всех на суше? (Пума, она прыгает до 6 метров в высоту.)

16. Кого называют всеядным существом? (Животных, которые питаются и растениями, и животными.)

18. Какие реки текут через всю Россию? (Енисей течет от Монголии до Северного Ледовитого океана; Лена от озера Байкал до Северного Ледовитого океана; Обь с притоком Иртыш от Китая и Монголии до Карского моря.)

19. Почему уменьшается площадь Аральского моря? (Уровень воды в нем падает потому, что вода из рек, впадающих в него, отведена в каналы для полива полей.)

20. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал, в него впадают 336 рек, а вытекает только одна Ангара.)

21. Что такое айсберги? (Айсберги — большие осколки антарктических льдов, дрейфующие в океане. Их высота может достигать 100 м, длина — до нескольких десятков километров. Большая часть объема айсберга находится под водой.)

22. Какое наземное животное самое большое? (Африканский слон.)

23. Какое животное считается самым высоким? (Жираф, достигает в высоту 6 метров.)

24. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, ее длина 58 миллиметров, а вес 1,6 г)

25. Какая птица считается самой быстрой? (Сокол-сапсан развивает скорость до 360 км/час.)

26. Назовите сухопутного долгожителя. (Черепаха живет до 120 лет.)

27. Какая птица считается самой большой? (Африканский страус, вес достигает 130 кг.)

28. Назовите типичных обитателей тайги. (Изюбр, бурундук, соболь, летяга, рысь.)

29. Назовите типичных обитателей смешанных лесов. (Волк, медведь, лось, лиса, заяц-русак, заяц-беляк.)

30. Какие растения ядовиты? (Олеандр, наперстянка, красавка.)

31. Кто питается ядовитыми растениями? (Гусеницы бабочки-монарх. Употребляя яд, гусеница становится ядовитой сама, а затем и ядовитой бабочкой с яркой окраской.)

32. Какие растения являются хищниками? (Венерина мухоловка, росянка, непентес.)

33. Как распространяется пыльца? (Ее переносят насекомые, ветер.)

34. Назовите наиболее распространенные злаковые растения. (Пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь и овес.)

35. Какую часть растения мы едим? (Корень или стебель, или листья, или клубень, или луковицу, или цветок — у цветной капусты, или ягоду, или плод.)

36. Какой наземный хищник самый крупный? (Бурый медведь, его вес 750 кг.)

37. Какое наземное животное самое быстрое? (Гепард, он развивает скорость до 96 км/час.)

Экологическая викторина »Экологический эрудит»

Цель: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное

отношение к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные флажки

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Для того чтобы узнать, хорошо ли наш класс знает различных животных, мы проведем небольшую викторину. Вы сидите за 5 столами и представляете собой 3 группы. Сейчас за 1 минуту придумаете название своей команде, выбрать капитана.

Через 1 минуту команды представляются, и названия команд записываются на доске. После жеребьевки очередности команды отвечают на поставленные вопросы.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

2. В И К Т О Р И Н А

1 этап. Вопрос - ответ

    Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки)

    В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

    Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)

    Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)

    Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).

(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997).

    Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)

    В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)

8. Что такое панты:

а) рога оленя

б) часть упряжи

в) лосиные рога

9. (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые

используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)

10. Почему свиньи валяются в грязи:

а) от скуки

б) с определенной целью

в) так они играют

12. Левретка – это:

а) часть женской одежды

б) собака

в) головной убор

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах)

(Алексеев В.А. 300 вопрос и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997).

2 этап Загадки

А сейчас я выдам каждой команде листочки с загадками. За 3 минуты команда должна отгадать её и объяснить, чем руководствовались при ответе.

1. Голубой кит

Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона.

Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь.

Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. Самки нашего вида – живородящие и выкармливают своих детёнышей молоком. Мои дети рождаются живыми – я не откладываю яиц. Я дышу через два отверстия в голове. Один из моих родственников, у которого в голове только одно отверстие, может задерживать дыхание на полтора часа и нырять на глубину до двух км. Из-за чрезмерной охоты на нас сейчас из каждой сотни моих сородичей осталось в живых только шесть.

2. Лягушка

У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых.

3. Белый гриб

Люди очень уважают меня и никогда не говорят: собрал столько-то килограмм. Про другие говорят, а вот про меня: собрал столько-то штук. Я не расту в глухомани, но и в молодых лесах меня не найдешь. Лесу, в котором я расту, должно быть не меньше 60-70 лет. Но мое царство из года в год, становится все меньше, потому что многие из людей не умеют собирать правильно грибы.

4. Верблюд

Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.

5. Жираф

Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли.

3 этап Экспресс-опрос

1.) Кто тяжелее слона?

Муравей

Бегемот

Акула

Жираф

2.) Какая птица выводит птенцов зимой?

Снегирь

Клёст

Воробей

Кукушка

3.) Кого считают предком собак?

Лису

Гиена

Медведь

Волк

4.) Кто спит головой вниз?

Летучие мыши

Морской конёк

Слизняк

Бабочка

5.) Какие млекопитающие откладывают яйца?

Скунс

Ехидна

Морская свинка

Пингвин

6.) Какое дерево считается символом России?

Дуб

Тополь

Кедр

Берёза

7.) Где раки зимуют?

В Караганде

В иле

В своём гнезде

В песке

8.) Для чего нужны бивни моржам?

Копать картошку

Добывать пищу

Драться

Грести в воде

9.) Какое насекомое слышит ногами?

Жук – навозник

Сороконожка

Кузнечик

Лягушка

10.) Какие птицы не летают?

Страусы

Утка

Жаворонок

Ворон

11.) Как называется детёныш овцы?

Козлёнок

Жеребёнок

Ягнёнок

Телёнок

12.) Кто дышит хвостом?

Водный скорпион

Карась

Белка

Павлин

13.) Сколько ног у паука?

Три

Одна

Восемь

шесть

14.) Самое большое животное на Земле?

Слон

Муха

Тритон

Синий кит

15.) Как узнать возраст рыбы?

По чешуе

По цвету

По хвосту

По плавникам

16.) Зачем некоторым бабочкам узор на крыльях в виде глаз?

Для привлечения самцов

Чтобы лучше видеть

Для защиты

Для красоты

17.) Для чего зебра полосатая?

Чтобы труднее распознать

Испачкалась грязью

Родители разных цветов: мама – белая, папа – чёрный

Ошибка природы

18.) Кто на себе лес носит?

Верблюд

Ёжик

Олень

Свинья

19.)Каких животных в Индии считают священными?

Тигр

Корова

Скунс

Горилла

20.)Какие зверьки, в Австралии, являются злейшими врагами фермеров?

Кролики

Кенгуру

Обезьяны

Жук

4 этап Загадки об окружающем мире

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

5 этап Конкурс капитанов

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться

ночью.)

5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

6. Птица-гадалка. (Кукушка.)

7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)

10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он

питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как

обычно в это время года она крепко спит.)

16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к

своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-

двух сантиметров.)

30. Наука о животных. (Зоология.)

31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она

поедает в первую очередь.)

34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
(Рысь.)

37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

(Заяц.)

38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?

(Крокодил.)

42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?

(Стрекозу.)

45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

(Зайчата.)

47. Сколько ног у паука? (Восемь.)

48. А сколько ног у жука? (Шесть.)

49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

52. Какой зверь считается самым маленьким?

(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)

53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего

восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

54. Какая лесная птица считается долгожительницей?

(Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться

вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)

    Подведение итогов викторины.

Определение, награждение победителей.

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

Этнология

Геология

- экология*

  1. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера*

Ноосфера

Стратосфера

  1. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

Радиола розовая

Пролеска лесная

  1. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

- вода*

  1. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

- алюминий*

  1. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

  1. Знаете ли вы:

так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение

- загрязнение*

Землетрясение

  1. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

Каспийское

  1. Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

Кислота

  1. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

Соляные

Грибные

- кислотные*

  1. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства*

Антибиотики

Поверхностно активные вещества

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- озон*

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

Книга редких видов

Экзотическая книга

- Красная книга*

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

Арктика

Австралия

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

Нитраты

Удобрения

Место проживания : г. Темрюк, Краснодарский край

Образовательное учреждение : государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Темрюка Краснодарского края

Дисциплина: воспитатель

Тема: Экологическая викторина «Звездный час» для старших классов.

Класс : 8-9 классы.

Продолжительность урока: 40 мин.

План проведения:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово ведущего.

        Представление команд и жюри.

        Первый тур «Секрет русских лесов».

        Вопросы для болельщиков.

        Второй тур «Растения».

        Игра «Золушка» для болельщиков.

        Третий тур « Овощи».

        Вопросы для обсуждения.

3.Подведения итогов игры. Награждение победителей.

Использованные информационные технологии : игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, цифровые.

«Звёздный час»

Экологическая игра - викторина для старших классов.

Цель: повышать экологическую грамотность учащихся.

Задачи:

образовательная : расширять знания учащихся об экологии, продолжать формировать личностное отношение к экологическим проблемам;

коррекционная : развивать логического мышления, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся;

воспитательная : воспитывать любовь и уважения к окружающей среде, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь.

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Слайд 1- на экран проецируется картинка природы.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ведущий.

Первый тур «Секрет русских лесов».

Слайд 2 – на экран проецируется картинки деревьев:1 - сосна,2 - вишня, 3 - рябина, 4 - клён,5 - осина,6 - берёза,7 - дуб,8 - ель.

Вопросы:

1. Какое дерево лишнее? (вишня плодоносящее)

2. Какие деревья самые жаркие? (берёза, дуб)

3. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клён, осина)

4. Определите по описанию названия деревьев.

Это дерево символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

(берёза)

5. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое.

(дуб)

6. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени.

(рябина)

7. Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево?

(клён)

8. Ствол этого дерева верхней части имеет красивую серовато – зелённую окраску. Летом хорошо заметна характерная особенность – чрезвычайная подвижность листьев. Небольшое дуновение ветра – и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. У дерева есть ещё одна изюминка – осенний «ветвепад». Из древесины производят спички.

(осина)

А теперь, пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы поиграем с болельщиками.

Вопросы для болельщиков:

Вам необходимо как можно быстрее собрать пословицы и поговорки.

Слайды 2 –14 на экран проецируются пословицы экологического содержания, которые разделены на две части и перемешаны.

    Враг природы тот …(кто лес не бережёт).

    Лес и вода …(родные брат и сестра).

    Много леса – не губи, мало леса …(береги, нет леса – посади).

    Без корня и … (трава не растёт).

    Без хозяина земля … (круглая сирота).

    Одно дерево погубил …(посади сорок).

    Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе зимой).

    Роща да леса … (родного края краса).

    Где один грибок … (там целый венок).

    Посадившего дерево поблагодарят и внуки, … (погубившего – проклянут и дети).

    Увидел скворца - …(весна у крыльца).

    Зимний денёк - … (с комариный носок).

    Мороз не велик, - …(да стоять не велит).

    Весна красна цветами, а - … (осень плодами).

Жюри объявляет итоги первого тура «Секрет русских лесов».

Второй тур «Растения».

Слайд 15 – на экран проецируется картинки растений: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей.

Ведущий.

Перед вами растения: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей. Вам необходимо по описанию отгадать растение.

Вопросы:

1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.

(тысячелистник)

2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.

(зверобой)

3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь.

(мать и мачеха)

4. Очень неприхотливый и упорный цветок, может жить, где редко выживают другие растения. Имеет целебные силы, им лечат разные болезни, из корней делают напиток, по вкусу похожий на кофе. Растение многолетнее, его цветы напоминает звёздочки.

(цикорий)

5. Это растение возвращает жизнь лесу после пожара. Он первым заселяет пепелище лилово - розовым цветом, а за ним постепенно возвращаются другие растения. Иногда его называют Иван – чаем за то, что листья и цветы можно заваривать и пить чай. После цветения появляются пушистые султанчики – семена с парашютиками.

(кипрей)

6. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зёрен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков.

(василёк полевой)

7. Это растение растёт у края дороги, имеет жёлтые кисти цветов. Возле них всегда вьются насекомые в поисках нектара, но добраться могут только шмели. Сильные шмели раздвигают створки цветка, напоминающие пасть собачек и пьют нектар. Но есть среди насекомых хитрецы – когда им не удаётся добраться обычным путём, они прогрызают сбоку дырочку. Пока растение не цветёт, оно похоже на лён.

(льнянка)

8. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.

(пижма)

Пока подводятся итоги второго тура, болельщики могут принять участие в игре «Золушка» - с завязанными глазами нужно разобрать овощи (яблоки, помидоры, картофель) и разложить их на кучки.

Третий тур « Овощи».

Слайд 16. На экран проецируются картинки овощей: 1 – яблоко, 2 – капуста, 3 – тыква. 4 – огурец, 5 – перец, 6 – баклажан,7 - картофель.

Ведущий.

Овощные растения выращивают в огороде, в поле. Многие растения требуют не только полива, но и особого внимание к ним. Овощи незаменимый продукт питания, в них содержится много витаминов.

Внимание! Вопрос:

    Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки относятся к овощам?

(Нет. Яблоки – фрукты)

    Все овощи к осени засыхают и поэтому относятся к однолетним овощным растениям?

(Капуста – двухлетняя)

    Узнай овощ по описанию. Это одно из древнейших культур. Семена – настоящее лакомство для людей. Плоды могут храниться до самой весны. Это однолетнее травянистое растение, цветки жёлтые, крупные, стебель стелющийся. Засухоустойчивое растение, менее требовательное к теплу и свету.

(тыква)

    Это растение – витаминный чемпион. Когда - то это растение выращивалось как лекарственное растение и только в южных районах. Кроме сладких плодов есть и горькие. Цветёт белыми, жёлтыми или фиолетовыми цветками до глубокой осени. Плод кожистый, малосочный, внутри полый. Плоды разнообразные по форме и окраске.

(перец)

    Это обычное растение наших огородов, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его – Индия. Но в Европу завезли давно. Цветки жёлтые, крупные. Стебель стелется по земле, шершевато – волосистый, с усиками.

(огурец)

    Это травянистое овощное, однолетнее растение. Цветки крупные, разнообразные по форме. Перезревшие плоды горькие, мякоть грубая, кожица серовато – зелёная. В тропиках, например, на острове Тайвань, это растение многолетнее дерево выше человеческого роста.

(баклажан)

    Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чёртово яблоко». Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь.

(картофель)

Жюри подводит итоги третьего тура.

Ведущий.

А сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши участники с точки зрения экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому давайте рассмотрим с вами знаки и составим правила поведения человека в природе.

Слайд 17. На экран проецируются знаки « Правила поведения в природе».

Вопросы:

    О чём говорят знаки слева?

    Что мы видим справа?

    Что нужно делать с мусором?

    Почему не нужно срезать и ломать ветки?

    Как помочь раненому деревцу?

    Можно ли срывать цветы?

    Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище?

    А что можно сделать полезного для охраны природы?

Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.

Ведущий.

Спасибо всем за участие! Ещё раз напоминаю, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Использованная литература.

Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х класса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Последний звонок: Газета. 2002 №12, 2006 №12,2008 №4, 2008 №7.

Педсовет: Газета. 2002 №5, 2003 №7, 2006 №5.

Шин С. А. Оригинальные праздники, игры, конкурсы для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия « Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова « Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры ).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка ).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза ).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (
    Черепаха ).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (
    Змея ).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми!
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!