Это жизнь - портал для женщин

Индия священная река ганг. Река инд и ганг - информация, фото, описание

ГАНГ, Ганга (на санскрите «ганга» - река), одна из крупнейших рек мира, протекает в Индии и Бангладеш. Длина от истока до вершины дельты 2200 км, площадь бассейна 980 тысяч км 2 . Образуется слиянием рек Бхагиратхи и Алакнанда, стекающих со склонов Гималаев (хребет Заскар). В верхнем течении Ганга в узких ущельях прорезает отроги Гималаев, после выхода из гор течёт в широкой долине по Индо-Гангской равнине. В нижнем течении имеет меандрирующее русло, окружённое широкой поймой. Вместе с реками Брахмапутра и Мегхна Ганга при впадении в Бенгальский залив Индийского океана образует сложно разветвлённую дельту (площадь, по разным источникам, 80-100 тысяч км 2), уступающую по размеру лишь дельте реки Амазонка. Основные притоки: Джамна, Сон (правые), Рамганга, Гомати, Гхагхра, Гандак (левые).

Современная дельта Ганга, Брахмапутры и Мегхны разделяется на три части. Первая (западная) имеет вершину в районе посёлка Фаракка (Индия) и состоит из магистрального рукава, являющегося продолжением Ганга в пределах дельты и имеющего то же название, и многочисленных, сложно переплетающихся небольших водотоков, отходящих от него в сторону океана. Вторая (северо-восточная) часть дельты начинается в районе города Бахадурабад-Гхат (Бангладеш), где Брахмапутра делится на крупный магистральный рукав Джамуна и левый отмирающий рукав Старая Брахмапутра. В эту же дельтовую русловую систему входит Средняя Мегхна - продолжение реки Мегхна в пределах дельты. Третья (юго-восточная) часть - это общая русловая система, образующаяся в результате сначала слияния у посёлка Гоалундо магистральных рукавов Ганга и Джамуна, дающего начало многоводному рукаву Падма длиной около 100 км, а затем впадения слева у города Чандпур Средней Мегхны. В итоге возникает один из самых крупных русловых водотоков в мире - расширяющаяся к заливу Нижняя Мегхна длиной около 150 км и шириной до 60 км. При впадении в Бенгальский залив этот рукав имеет крупнейший в мире устьевой бар длиной около 100 км и глубиной на гребне 10 м. Протяжённость водного пути от вершины дельты (населённый пункт Фаракка), включающего рукава Ганга, Падму и Нижнюю Мегхну, около 460 км. Длина береговой линии дельты около 500 км.

Основные источники питания Ганга - муссонные дожди, талые и ледниковые воды высокогорий. Среднегодовой расход воды в вершине дельтовой системы Ганга (Фаракка) 12,3 тысяч м 3 /с, объём стока 388 км 3 /год. Суммарный объём стока вод Ганга, Брахмапутры, Мегхны в Бенгальский залив свыше 1200 км 3 /год (уступает только стоку рек Амазонка и Конго). Сток взвешенных наносов Ганга около 500 миллионов т/год. Суммарный сток взвешенных и влекомых наносов Ганга, Брахмапутры и Мегхны - не менее 1200 миллионов т/год.

В водном режиме Ганга чётко выделяются две фазы. Первая - высокое муссонное половодье (влажный сезон) с июля по октябрь (свыше 80% годового стока); самый многоводный месяц - август (29% годового стока), среднемесячный расход воды 42,2 тысяч м 3 /с, максимальный - 70 тысяч м 3 /с. Вторая фаза - длительная низкая межень (сухой сезон) с ноября по июнь; самый маловодный месяц - апрель (менее 1% годового стока), среднемесячный расход воды 1700 м 3 /с, минимальный - 1200 м 3 /с. Во время муссонного половодья уровень воды может подниматься на 10-15 м, что часто вызывает наводнения, иногда катастрофические (например, в Бангладеш в 1962, 1973, 1974, 1987, 1988, 1998), особенно когда пики половодья на Ганге и Брахмапутре совпадают во времени. Большой ущерб населению и хозяйству дельты наносят тропические ураганы (апрель - май и октябрь - ноябрь), они сопровождаются сильным ветром и волнением, вызывают значительные нагонные подъёмы уровня воды (до 9,1 м в 1970) и наводнения. В 20 веке отмечено увеличение повторяемости сильных штормовых нагонов. В сухой сезон по небольшим рукавам дельты приливные колебания уровня распространяются на расстояние до 300 км, а осолонённые воды - на 100-150 км.

Воды Ганга с древних времён широко используются для орошения земель и водоснабжения населения. В Индии действуют несколько крупных оросительных систем. В 1975 году на Ганге в районе посёлка Фаракка для обводнения самой западной части дельты построен гидротехнический комплекс, включающий низконапорную плотину и канал. В пределах Бангладеш с 1970-х годов ведутся крупномасштабные работы по защите земель и населённых пунктов от наводнений (строятся защитные дамбы, дренажные сооружения, укрытия для людей). Гидроэнергетический потенциал Ганга очень велик (до 160 миллионов кВт в год), но его использование незначительно. Судоходен от подножия Гималаев до устья на протяжении 1450 км. На Ганге - крупные города Канпур, Аллахабад, Варанаси, Патна (Индия), в западной части дельты - крупные морские порты Калькутта (Индия), Кхулна (Бангладеш).

Воды Ганга сильно загрязнены промышленными и канализационными стоками, попадающими в реку в многочисленных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах реки (например, ежедневные неочищенные стоки канализации города Аллахабад 100 миллионов л). Источником загрязнения речных вод служат также возвратные воды орошения, содержащие остатки удобрений. Воды Ганга - основная причина заболеваний гепатитом, дизентерией, тифом, холерой у 400 миллионов жителей бассейна реки. С древних времён Ганг считается в индуизме священной рекой, объектом религиозного поклонения. Несмотря на угрозу заболеваний, многие жители совершают в нём омовения.

Мангровые леса в дельте, на прибрежной низменности Сундарбан, включены в список Всемирного наследия (резерваты Сундарбан-Форест в Индии и Сундарбан в Бангладеш).

Лит.: Milliman J. D., Rutkowski Ch., Meybeck М. River discharge to the sea: а global river index. , 1995; Allison М. А. Geologic framework and environmental status of the Ganges-Brahmaputra delta // Journal of Coastal Research. 1998. Vol. 14. №3.

По дороге в аэропорт задавили обезьяну. Самолет задержали на 4 часа из-за тумана. По дороге из Аэропорта сбили велосипедиста. Вечером я наблюдал, как умерших сжигают на костре. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...

Эта статья о Священной Реке Ганг и о том, что происходит на ее берегах.

Из-за за задержки рейса в Варанаси я прилетел с четырехчасовым опозданием. Разместился в гостинице и вечером поехал на реку Ганг, наблюдать вечернюю молитву брахманов. Ехал на веорикше через весь город:

В Варанаси живет более 2 миллионов человек. Даже на велорикше протискиваться по узким улочкам весьма затруднительно:

Вокруг стоит какофония из клаксонов, велосипедных звонков и криков. Мой извозчик постоянно в кого-то упирался, кого-то подрезал и с кем-то переговаривался. Именно здесь на меня навалилось понимание: "Как же здесь много людей!" У меня совершенно не было никакого собственного пространства – я безнадежно бултыхался в огромном людском океане. При этом все мне улыбались и приветливо махали руками:

Варанси расположен на берегу реки Ганг и тянется на протяжении около 8 километров. Вдоль всей набережной к воде спускаются ступени – Гхаты:

Мы подошли в месте, где готовились к самой знаменитой в Индии вечерней молитве Брахманов:

До ее начала мы арендовали лодку и поплыли к месту, где на кострах сжигают умерших, а их прах развеивают над Гангом. Гид рассказал, что раньше река Ганг текла в Раю, но великий король Багират попросил бога Шиву о том, чтобы она текла и в нашем мире. Шива пошел на встречу и теперь у нас есть река Ганг. Если умершего сжечь на берегу реки Ганг и его пепел сбросить в воду, то он отправится сразу в рай. Сжигать нужно на настоящих дровах из деревьев. Богатые люди используют сандаловое дерево. Человеческое тело сгорает где-то за 2 часа. После этого на месте этого костра тут же появляется новый. Людей сжигают круглосуточно из-за большого количества желающих и нехватки места:

Следующим утром я встретил рассвет на Ганге. Эти фотографии и рассказ читайте чуть ниже:

Рядом с этим местом снимать не разрешают. Мы подплыли вплотную к кострам и пришвартовались к лодкам с другими туристами. Все смотрели, как на кострах сжигают умерших. На лестнице лежало несколько трупов, готовых к кремации и ожидающих своей очереди.

Я ожидал, что запах горящей человечины будет сильнее, однако рядом с этим местом он не особо отличался от запахов в остальной части города.

Метрах в 200 выше по течению уже началась вечерняя молитва:

Зрители расселись на ступенях сзади браминов и в лодках на воде:

Ритуал длился около 40 минут:

В это время юркие мальчуганы перепрыгивали с лодки на лодку и продавали туристам плавающие венки со свечками. Надо пускать их в плавание по Гангу и загадывать желание:

На лестнице кипит жизнь:

Паломники в желтых одеждах наслаждаются ужином:

В 6 утра следующего дня мы опять приехали к гхатам, чтобы встретить рассвет на воде. Не смотря на столь ранний час здесь было многолюдно:

Мы купили веночки, которые надо было запустить в Ганг с рассветом:

Вдоль берега плыли лодки с туристами и зеваками:

А на берегу люди купались, смеялись, молились, стирали, чистили зубы и сжигали умерших:

Группа паломников с юга:

Религиозный ритуал. Брахмин обмазан человеческим пеплом:

Люди радуются жизни. Гид рассказал, что смех лечит от многих болезней, например болезнь живота:

Некоторые просто сидят и молятся или разговаривают:

Многие стирают на Ганге. Для этого вдоль всей реки устроены специальные мостки, по которым индусы бьют бельем:

Обратите внимание на эту фотографию. Справа человек стирает белье. Слева – погребальный костер. На нем сжигают человека:

Следующую фотографию я не стал здесь вывешивать. Это погребальный костер с предыдущей фотографии крупным планом. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ смотреть эту фотографию детям, беременным женщинам и впечатлительным людям. Если Вы все же хотите это увидеть, то нажмите здесь.

После этого мы подплыли к лестнице, где сжигают людей. Это основное место в городе, предназначенное для этого:

Ганг — одна из самых полноводных рек в мире, после Амазонки и Конго, длинной 2700 км, и самая большая из рек в Южной Азии. Берет начало река из грота под названием «Коровья морда», который находится в Больших Гималаях, и после многих витков и поворотов впадает в Бенгальский залив.

О реке Ганг

Общая протяженность Ганга составляет 2500 км, и буквально каждая травинка у берегов жива лишь благодаря речной воде. В Ганге обитает множество редких растений и животных, в том числе и гангский гавиал - единственный сохранившийся на Земле вид этих узкомордых крокодилов. Также в Ганге водятся крайне редкие речные дельфины и даже пресноводные акулы.

В чисто практическом плане Ганг абсолютно незаменим - для большинства людей и животных, живущих у его потоков, река является единственным источником воды. Ганг активно используется при орошении плодородных земель местными фермерами. Однако почитаема река далеко не из-за функций водоснабжения.

Нирвана на реке

Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы - каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни - ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.

Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве - он не стал уничтожать Индию, как тот - Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.

Место ритуалов не для слабонервных

Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами - ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.

Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.

Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом - далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.

Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы - бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов - вера в святость реки затмевает состояние оной.

Напоследок

Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге - ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.

Фотографии

Река Ганг играет особую роль в истории и современной жизни Индии. Эти плодородные равнины населены и обрабатываются уже тысячи лет. Сегодня здесь живут и пользуются ресурсами Ганга миллионы людей. В дельте Ганга находятся знаменитые мангровые леса, где создан Национальный парк Сундарбан - место обитания бенгальского тигра.

На фото изображен город Варанаси (иначе - Бенарес) на реке Ганг в индийском штате Уттар-Прадеш - один из важнейших центров паломничества как для последователей индуизма, так и для буддистов и джайнов.

На берегах Ганга есть несколько особо чтимых мест паломничества, привлекающих верующих со всей Индии. Одно из них — город Харидвар.

Длина реки: 2700 км.

Площадь бассейна водосбора: 1 060 000 км. кв.; вместе с бассейном Брахмапутры (с ней Ганг формирует общую дельту) 1 643 000 км. кв.

Площадь дельты: 105 640 км. кв.

Средний сток: 12 000 м3/с

Река Ганг с давних времен является центром индийской цивилизации. Сегодня в ее бассейне проживает более полумиллиарда человек. Здесь находятся такие памятники человеческой культуры как мавзолей Тадж-Махал в Агре . Именно Ганг является колыбелью Буддизма, так как в его долине бродил Будда, рожденный примерно в 563 году до н.э., в состоянии полного отрешения, в окружении немногочисленных друзей, пока не достиг просветления.

Примерно за 2 тысячи лет до нашей эры началось перемещение активной политической и религиозной жизни из долины Инда в более плодородную долину Ганга. Это было вызвано тектоническими изменениями на полуострове Индостан в результате которых Инд изменил русло, и обмелел.

Где протекает: Ганг берет начало в месте слияния реки Бхагиратха с рекой Алакнандой возле селенья Девпраяг. Выстоа истока над уровнем моря равна 636 метров. Река Бхагиартха в свою очередь берет начало из ледника Ганготри на высоте 7 756 метров выше уровня моря. Здесь же расположено одноименное с ледником селенье, являющееся центром паломничества индуистов. Они верят, что здесь живет богиня Ганга — воплощение священной реки Ганг. Богиня является символом материнства, связью между мирами и средством для очистки.

Ледник Ганготри — место, где обитает богиня Ганга.

В среднем течении Ганг замедляется и медленно течет по равнинной местности в юго-восточном направлении. Здесь расположены такие большие города как: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш).

В нижнем течении река начинает делиться на множество рукавов. Главный из рукавов Ганга – Падма, возле городка Раджбари принимает в себя Джамуну. Джамуна, в свою очередь, также является рукавом другой большой реки Брахмапутры.

Соединившись, воды обеих рек мощным потоком изливаются в Бенгальский залив. Ганг и Брахмапутра образуют самую большую и самую запутанную на земном шаре дельту. На ее территории расположен самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан. Это невероятно запутанный лабиринт из топей, рукавов и бухт длинной в 265 км и шириной в 350 км. Этот участок постоянно изменяется. Острова, покрытые мангровыми лесами, могут возникать и исчезать под воздействием наводнений и морских приливов.

Экологические проблемы.

Как не парадоксально это звучит, но сегодня жилище богини в опасности. По некоторым прогнозам, если сохранятся сегодняшние темпы отступления ледника, то он исчезнет до 2030 года. Это будет иметь не только религиозный эффект. Количество воды в реке также неминуемо сократиться.

Со своей очистной функцией богиня Ганга тоже справляется с трудом. Каждый день в реку попадает 365 млн литров неочищенных промышленных и канализационных отходов. Это при том, что государсво выделяет миллиарды долларов на ее очистку. При таком уровне загрязнения река просто физически не успевает очищаться. Поэтому Ганг считают самой грязной в мире рекой.

Проблему усугубляет Индуистская традиция сжигания умерших на берегу Ганга. Бедные семьи часто просто скидывают мертвых в реку, у них не хватает денег чтоб купить дрова. Смотрите больше фото в статье:»Ужасы реки Ганг «, но предупреждаю сразу, что слабонервным и детям лучше не смотреть.

Не смотря на загрязненность реки, каждый год около 700 млн. человек совершают в ней религиозное омовение с целью очистится. Из них, примерно от 0,5 до 3,6 млн. гибнут от инфекционных заболеваний. Это, в основном, дети. Но как говорится — на все воля божья.

Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.


Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).

Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.

Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.

Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.

На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.

Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.

Много маленьких детей

Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.

Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.

Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во

что-нибудь.

В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.

По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)

Местный рынок, который находится вдоль улицы.

Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.

Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.

Уличное кафе.

Ремонт обуви

Прилавок с браслетами

На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.

Тарелочка из листьев какого-то растения.

Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.

На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.

Вдоль набережной много храмов.

Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.

Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.

Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.

Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.

Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.

Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.

Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.

Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.

Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.

Там же чуть выше, купали коров.

Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.

Приготовились к приему пищи.

Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).

Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.

В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!