Это жизнь - портал для женщин

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Великие истории любви: Сальвадор Дали и Гала

Анализ совместимости гороскопов (синастрия)

Анатолий Мухтияров

Просматривая знаменитых пар, я увидел, что многие великие истории любви могут служить наглядными примерами практической реализации очень многих видов энергетических взаимосвязей между гороскопами. В результате, решил описать наиболее интересные и значимые, с моей точки зрения, элементы знаменитых пар и показать, как взаимосвязи между гороскопами на энергетическом уровне могут проявиться в жизни людей (в данном случае всемирно известных и знаменитых).

Личности Сальвадора Дали и Гала (Елена Дьяконова) и их отношения настолько нестандартны, что многие посчитают эту историю любви не настолько великой, чтобы относить ее к таковым, но с учетом того, что Сальвадор Дали был великим и всемирно известным художником и стал он им только благодаря Гала, я считаю эту историю любви действительно великой (хотя эта пара была весьма эксцентричной и необычной). За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил, и для которого она была одновременно матерью, любовницей, другом, музой и продюсером, который и сделал из Сальвадора Дали мировую звезду изобразительного искусства. Гала и Сальвадор Дали - одна из самых знаменитых, постоянных, странных, эксцентричных, преданных, оригинальных и незабываемых пар мировой богемы. Сальвадор — гений, Гала — его неизменная муза…

В посвящении к книге "Дневник одного гения" Сальвадор Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ".

Данные о рождении Сальвадора Дали взяты из базы Родена.

Salvador Dali

FIGUERAS , CATALONIA , SP (42n16 2e58)

Время рождения Елены Дьяконовой (Гала) неизвестно.

Я рассматривал гороскоп со временем рождения 11 час, т.к. этот вариант гороскопа кажется мне вполне описывающим личность и характер Елены Дьяконовой (Асцедент в Скорпионе в соединении с Ураном, соединение Солнце-Меркурий в Деве в 10-м доме, Луна во 2-м доме, управитель гороскопа Плутон и Нептун в 8-м доме). Кроме того, это время близко к полудню (на который обычно и рассматривают космограммы при неизвестном времени рождения).

Гала (Елена Дьяконова)

Казань, Татарстан, Россия (55n49 49e08)

Основой гороскопа Сальвадора Дали является Т-квадрат в составе управителя гороскопа Луны в Овне (в соединении с МС), Урана и Нептуна. Именно влияние этой конфигурации сделало Сальвадора Дали непрактичным, нестандартным, чувствительным, полубезумным человеком, постоянно путающим реальность и фантазии. И именно эта конфигурация сделала его гением сюрреализма и мировой эпатажной звездой (соединение управителя гороскопа Луны с МС). То, что эта гениальность проявилась, прежде всего, в сфере живописи, связано с тем, что в Тельце у Сальвадора Дали был мощный стеллиум (Солнце, Венера, Меркурий, Марс) в напряженном аспекте квадрат с Сатурном. Неуверенность в жизни и сильные страхи, а также большое количество сексуальных комплексов Сальвадора Дали вызваны во многом именно квадратурой Сатурна к его Солнцу, Меркурию и Марсу. Я, конечно, не специалист в живописи, но сильное влияние Сатурна в его работах очень заметно и явно выделено в его технике живописи как четкость и точность в прорисовке деталей и линий.

" Из обрывков документов и воспоминаний о детстве Дали предстает очень внушаемым, мечтательным, робким и безнадежно непрактичным ребенком, необъяснимо путающим фантазии и реальность. Таковым Сальвадор Дали, в принципе и оставался всю жизнь. Отношения с собственной сексуальностью были у Дали непростыми всю жизнь. Юноша страдал полным набором сексуальных комплексов — от беспокойства о размерах своего пениса до страха вступить в связь с женщиной (здесь важную роль сыграла иллюстрированная книга о венерических болезнях, которую отец оставлял открытой на рояле в воспитательных целях) и опасений, что он импотент и скрытый гомосексуалист. В молодости Дали был ослепительно красив: выше среднего роста, голубоглазый, стильно одетый. Ему нравилось производить эффект на публику, и он отрастил волосы и бачки, а плащ небрежно носил через плечо. Дали нравился девушкам, но из-за своей сверхчувствительности и робости оставался девственником до 25 лет, т.е. до встречи с Галой. Талант к живописи проявился у Сальвадора в раннем детстве. К окончанию школы он уже несколько раз успешно выставлял свои картины в Фигерасе и Барселоне. Отец, гордый его достижениями, решил, что сын будет учиться в Мадриде. В сентябре 1922 года Сальвадор поселился в мадридской Резиденции студентов, передовом «студенческом городке» Испании. В первые недели он мало общался с другими обитателями Резиденции из-за жуткой застенчивости. Но вскоре и у него появились друзья. Среди них — будущий режиссер Луис Бунюэль из Арагона, который пробовал учиться поочередно на нескольких факультетах, спортсмен-любитель и прирожденный бунтовщик. Вместе они исследовали закоулки ночного Мадрида и посещали интеллектуальные компании в многочисленных кафешках. С первых дней своего пребывания в Резиденции Дали слышал рассказы о самом ярком ее жителе, который в то время находился дома в Андалусии. Федерико Гарсиа Лорка, на 6 лет старше Дали, родился в деревушке неподалеку от Гранады. Ко времени их встречи он уже выпустил свою первую книгу. Лорка прекрасно играл на пианино, пел, был отличным рассказчиком, рисовал... С первого взгляда он мог очаровать собеседника. Однако поэта сторонились те, кто знал о его «недостатке»: Лорка был гомосексуалистом — факт, который даже сейчас отказываются принять его немногие оставшиеся в живых друзья.

В начале 1923 года Лорка приехал в Резиденцию. У них было много общего с Дали: любовь к поэзии и Франции (оба были германофобами), к народным испанским песням, которые им пели с детства; озабоченность несправедливостью мира; проблемы с собственной сексуальностью. Это была «великая дружба», как писал Дали, которая постепенно перерастала в нечто большее. Дали как мог сопротивлялся мысли, что похож на Лорку в своих сексуальных пристрастиях, и опасался, что может поддаться своим тайным желаниям. С начала 20-х образ Лорки появляется во всех картинах Дали, вытесняя его первую «натуру» — сестру. Их головы соприкасаются будто в поцелуе...

В мае 1926 года, после публикации «Оды к Сальвадору Дали», которая потрясла художника, Лорка пытался его соблазнить. Однако Дали был непреклонен. «Я был очень взволнован. И где-то в глубине души говорил себе, что он великий поэт и что я должен уступить ему немного божественного Дали». Но этого не случилось. Позже Лорка еще раз пытался сделать Дали своим любовником. А потом писал: «Я вел себя как неприличный осел, с тобой — лучшим, что у меня есть. С каждой минутой я понимаю это все яснее и очень обо всем жалею». Бунюэль был встревожен растущей интимностью отношений Лорки и Дали. Он писал своему другу Пепину Белло: «Бесчестный Гарсиа! Надо освободить Сальвадора от его влияния. Потому что Дали настоящий мужчина и очень талантлив». Вмешательство извне не потребовалось, двух гениев разлучили обстоятельства. Однако они продолжали переписываться и по возможности встречались. До самой смерти Лорка оставался для Дали главным человеком его жизни — после Галы. "

(из книги Я.Гибсон «Жизнь Сальвадора Дали, полная стыда»)

Основой гороскопа Галы (Елены Дьяконовой) является Т-квадрат в составе Солнца и Меркурия в Деве, Луны в Стрельце и Нептуна, Плутона в Близнецах. Время рождения Галы неизвестно, но уже на основе лишь этого Т-квадрата можно утверждать, что она должна была быть весьма практичной, меркантильной и властной женщиной, но в тоже время, не без способностей и сильного чутья в искусстве (сильное влияние Нептуна через напряженную аспектацию со светилами и Меркурием). Фактически всю свою жизнь Гала занималась тем, что находила талант или гений в искусстве, становилась его женой и музой и делала его известным и богатым (заодно безбедно существуя сама). Так было и с первым мужем французским поэтом Полем Элюаром, так было и с полубезумным художником Сальвадором Дали, которого она вдохновила и мастерски сделала всемирно известной звездой сюрреализма. Фактически, характер Галы во многом представлял собой сплав девьей расчетливости и практичности и нептунианской жертвенности, чувствительности и стремления жить возвышенными иллюзиями. Кроме того, с моей точки зрения, в характере Галы было сильно выделено влияние Урана (в данном варианте гороскопа через соединение с Асцедентом) и Плутона (Скорпиона) через жесткую аспектацию Плутона с Солнцем, Луной и Меркурием и положение Асцедента в Скорпионе (в данном варианте гороскопа). Гала была явно очень свободолюбивой и нестандартной женщиной с сильными сексуальными потребностями. Я рассматривал гороскоп со временем рождения 11 час, т.к. этот вариант гороскопа кажется мне вполне описывающим личность и характер Галы (Асцедент в Скорпионе в соединении с Ураном, соединение Солнце-Меркурий в Деве в 10-м доме, Луна во 2-м доме, управитель гороскопа Плутон и Нептун в 8-м доме). Кроме того, это время близко к полудню (на который обычно и рассматривают космограммы при неизвестном времени рождения).

"Гала была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга — и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году.

Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.

Жизнь Елены Ивановна Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, — захватывающий роман.

Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву.

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя — Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, — они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала — с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала — в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала Элюару Гала. — Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого". Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку — это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить...

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.

И все же романтическая роль жены поэта — не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» — так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно, по инициативе Елены, вскоре образовался любовный треугольник: Елена — Поль Элюар — художник Макс Эрнст.

Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..." "


"В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе "Бал Габарин" и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума. По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме "Андалузский пес".

"Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела", — вспоминала впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."

В своей книге "Тайная жизнь" Дали пишет:

"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье".

"Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".

Версия Гала: "Я сразу поняла, что он — гений". Элюар был талантлив, а Дали — гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали "историческую фразу": "Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга". Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде собственного портрета (Портрет Поля Элюара). Дали так объяснял идею его создания: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз".

Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: "Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении".

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры".

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя.

"Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться". До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из-под эстетического контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", — объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".

В 1934 году чета Дали отправилась в США — это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех — страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень — в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.

Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства — непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги — все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали.

Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок". Могла ли так держаться «женщина — воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?

Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!". Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.

Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном разрешении.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, — говорила она, — станет самым счастливым днем в моей жизни". Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.

Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет, хотя жизнью это было назвать трудно. Это уже была полубезумная агония гения."

(информация с сайта «Мир Дали»)


Эта синастрия, с моей точки зрения, прежде всего базируется на трех мощных синастрических элементах. Это соединение Северного Лунного Узла гороскопа Гала с управителем гороскопа Луной и МС Сальвадора Дали, точнейшее соединение Марса Гала с Венерой Сальвадора Дали и точное соединение Юпитера Гала с Нептуном Сальвадора Дали (Юпитер Гала энергетически был связан со всеми элементами Т-квадрата Сальвадора Дали: Луной, Нептуном, Ураном). Возможно, в синастрии есть и еще мощные взаимосвязи, которые завязаны на управителей Асцедента и Десцедента и сами оси АСЦ-ДСЦ, но т.к. время рождения Гала неизвестно, то анализировать будем только те элементы, которые есть в синастрии при любом времени рождения Гала.

Точное соединение Северного Лунного Узла гороскопа Гала с управителем гороскопа Луной и МС Сальвадора Дали является очень мощным кармическим синастрическим аспектом. Такое соединение в синастрии однозначно должно было очень крепко держать пару вместе и является очень сильным указанием на то, что целью Гала в этом воплощении должно было стать именно то, что она фактически сделала бесспорно гениального художника и неординарную личность всемирно известной звездой сюрреализма и мультимиллионером. Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, имя которой - Дали. Она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессом. И именно такое обращение нужно было для слабовольного и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла, упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. Журналист Фрэнк Уитфорд в "Санди таймс" просто назвал музу Дали хищницей. Он писал в газете летом 1994 года: "Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали".

Для отношений любовных и сексуальных аспект Венера-Марс - это одно из самых мощных и классических взаимодействий планет в синастрической карте, т.к. обе планеты являются классическими сексуальными планетами. При точных аспектах между Венерой и Марсом партнеров (лучше, если Марс женский, а Венера мужская) между людьми возникает сильное сексуальное притяжение (при напряженных аспектах трудно контролируемая страсть), которое чаще всего и определяет их отношения в первые несколько лет. В данной синастрии такой аспект Марс-Венера двойной. Марс Гала в точнейшем соединении (с точностью до нескольких минут) с Венерой Сальвадора Дали, а Марс Дали в довольно точной квадратуре с Венерой Гала (орб менее 2 град.). Таким образом, оба партнера идеально соответствовали требованиям по выбору партнера своих сексуальных планет (Венера для мужчины и Марс для женщины). Именно эти аспекты сильнейшего сексуального притяжения явились основой для того, что сближение Дали и Гала произошло очень быстро и неудержимо, а Гала фактически стала единственной женщиной, которая существовала для Дали на физическом сексуальном плане и которая смогла нейтрализовать многие многочисленные сексуальные комплексы и страхи близкого сексуального контакта с женщинами, которые с юности были у Сальвадора Дали (связанные или с напряженным аспектом Сатурна к Солнцу, Меркурию и Марсу или с напряженными аспектами Урана и Нептуна к управителю гороскопа Луне, а может и с тем и с другим сразу).

С того момента, когда Дали впервые увидел Гала, он потерял покой - влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Со времен первой юношеской влюбленности, до встречи с Гала, внимание Дали не привлекала ни одна девушка. Он словно сошел с ума, встретив Галу. Луис Бунюэль сказал по этому поводу следующее: «Дали изменился в одночасье».

Еще одним мощным элементом синастрии, который безусловно во многом определял отношения в этой паре является то, что Юпитер Гала находился в очень точных аспектах с планетами Т-квадрата Сальвадора Дали Луной, Нептуном, Ураном. Фактически именно эти аспекты Юпитера Гала с элементами Т-квадрата гороскопа Дали и послужили причиной того, что при первой же встрече Гала почувствовала гениальность Сальвадора Дали, который был на тот момент лишь начинающим художником, и причиной того, что для Сальвадора Дали Гала стала именно настоящей музой, которая вдохновляла его на творчество и постоянную работу. Ведь именно Т-квадрат Луна-Нептун-Уран был творческой базой для художника, которая и делала его гениальным полубезумным художником с безудержной фантазией и одним из лидеров сюрреализма, а Юпитер Гала наполнял эту и без того напряженную конфигурацию дополнительной мощной энергетикой. Да и в обычной бытовой жизни этот синастрический элемент делал отношения в этой паре исключительно нежными и тонкими. Кроме того, Юпитер самого Сальвадора Дали был в трине с Луной Гала и секстиле с ее Нептуном и Плутоном, т.е. разгружал напряжение Т-квадрата в гороскопе Гала в составе Солнце-Меркурий-Плутон-Нептун-Луна и тоже являлся элементом синастрии, который увеличивал нежность друг к другу и пылкую любовь партнеров в этих взаимоотношениях. Именно эти синастрические аспекты Юпитеров делали отношения в этой паре пылкими, искренними и наполненными очень сильной идеалистичностью. Гала была настоящей музой для Сальвадора Дали, которую он буквально боготворил и лик которой воспроизводил во многих своих картинах.

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок".

Сальвадор Дали постоянно рисовал Гала в образе мифической женщины и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клад, мое золотце - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег". Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына.

Из остальных элементов синастрии можно выделить то, что оба солнца партнеров находятся в земной стихии, а луны в огненной, что говорит об их высокой совместимости на уровне темпераментов, эго и эмоциональном уровне. Обращает на себя внимание также наличие точного аспекта квадратура от Сатурна Гала к Асцеденту и Десцеденту Сальвадора Дали (возможно отсюда идет ее полный контроль над Дали) а также аспекты от Сатурна Дали к Венере (оппозиция), Сатурну (трин) и Луне (секстиль) Гала. Такое большое количество аспектов сатурнов в синастрии является серьезным дополнительным указанием на сильную кармичность в данных взаимоотношениях (помимо соединения Северного Лунного Узла Гала с Луной и МС Сальвадора Дали).

Если в гороскопе Гала Асцедент, как я предполагаю, действительно находится в Скорпионе с Ураном на Асцеденте (Уран в 1-м доме или в нескольких градусах от Асцедента в 12-м), то Солнце (и возможно Венера) Сальвадора Дали попадает в 7-й дом гороскопа Гала. Кроме того, дополнительная сильная связь между двумя гороскопами возникает из-за аспекта между управителями десцедентов партнеров (оппозиция между Венерой Гала и Сатурном Дали).

Без Гала не было бы того Сальвадора Дали, всемирно известного гения сюрреализма, которого знали все, а без Дали никто и ничего даже не слышал бы о Гала. Они оба полностью реализовались в этих партнерских взаимоотношениях, да и встретились, собственно говоря, в этой жизни именно для этого - он стал великим, известным и всеми признанным гением живописи и сюрреализма, а она стала женой богатого и известного мужа, купающейся в лучах его всемирной славы.


Эту знаменитую пару невозможно представить отдельно. Сальвадор Дали и Гала навеки остались запечатленными на фотографиях вместе, а их невероятная история любви стала классикой и обросла за многие годы легендами. Именно необыкновенная любовь и привязанность сотворила из талантливых, но обычных людей великого сюрреалиста Дали и его великую спутницу Галу.

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! - писала Элюару Гала. - Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого". Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку - это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить... Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская ? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?". Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.

Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. "На ней мы будем жить и на ней умрем", - сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов. И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много , очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» - так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена - Поль Элюар - художник Макс Эрнст.

В сентябре 1929 года в поселок Кадакес, где тогда жил Дали, приезжает Поль Элюар с Галой.. Первая же встреча 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой была как удар молнии. Дали мгновенно и страстно влюбился в нее. Художник потрясен совпадением ее облика с придуманным идеалом, который так часто являлся ему во сне. Он вечно искал вокруг этот образ и вот, наконец, встретил. Дали 6ыло наплевать на реальность, в его воображении все уже решилось: отныне Гала принадлежит ему одному. Несмотря на то, что вместе с ней находятся муж и дочь Сесиль, страстный испанец уверен, что она ответит ему взаимностью.

Поначалу Сальвадор Дали терял разум в присутствии Галы и разражался смущенным хихиканьем, когда они разговаривали. В свою очередь, Галу очень смущал этот напряженный, "неадекватный" молодой человек. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Гала взяла эту сложную сексуальную интригу в свои руки. "Мой мальчик, мы никогда не расстанемся" - так отреагировала Гала на это безумие. "Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью». Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую невиданную энергию. Больше никто, кроме Галы, ему не был нужен. "Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, - говорил Дали. - Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает". Дали рисовал свою жену очень часто, благодаря ему она стала едва ли не самой известной моделью XX века.

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя. "Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, - писал Сальвадор Дали. - Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться". До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Но произошло это не сразу. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник". коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали". Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.

В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех. Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой "Атомной Леды" и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.

В 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни". Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался. Сальвадор Дали пережил Галу на 7 лет.

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ". Русская Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантной женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой...

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?...

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла...

В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:

Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище. В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно).

Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться».

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову. Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы. С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм это Я!».

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара). Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве.

Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет. И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто. Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте… Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас… Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал. Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Согласно завещанию Сальвадора, Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Мне нравится 71

Похожие посты

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

Некрасивая русская, гениальный арт-менеджер, отчаянная нимфоманка, расчетливая хищница – так говорили о Гале Дали современники. Многие до сих пор не понимают, как русской девочке удалось покорить Францию и создать одно из главных чудес 20 века – Сальвадора Дали.

Елена Дьяконова

В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:

В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.

В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.
Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.

Первая попытка сотворить гения

Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится.

Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.

Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.

С этого момента вся жизнь будет складываться только так, как желает Гала. Весной 1916 года она отправляется в Париж и выходит замуж за Элюара – вопреки протестам его отца. Они планировали вместе умереть, но этот брак продержался 12 лет. За это время на свет появилась дочь, к которой Гала никогда не проявляла особого интереса. Жизнь проходила в шикарных кабаках и на элитных курортах. Оба супруга славились своими эротическими похождениями, а их любовный треугольник с художником Максом Эрнстом был известен всем.

Гала и Дали

В августе 1929 года Поль с Галой отправляются в испанскую рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому художнику. В этой глуши 35-летняя Гала встречает главную любовь своей жизни – Сальвадора Дали. Нелепый, весь из странностей, при виде ее он от волнения закатился истерическим смехом. Ей не понравились его лакированные волосы и женское колье из фальшивого жемчуга на шелковой рубашке.

Гала сразу увидела в Дали гениальность. Она рассталась с Элюаром, чтобы навсегда связать свою жизнь с Сальвадором.

Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга.

Как всегда, все произошло так, как хотела Гала. Многие позже увидели в ее выборе четкий расчет. Эта русская обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом железной хваткой и прагматичным умом.

В момент встречи Дали был более, чем на 10 лет моложе Галы и почти не имел отношений с женщинами. Он всегда был абсолютно не приспособлен для жизни – боялся ездить в лифте, заключать договоры, пугал окружающих своими эксцентричными замашками.

Гала расстается с Полем и начинает скромную жизнь с художником в испанской деревушке, где она сама шьет себе наряды и оббегает галереи с работами Дали, ищет богатых спонсоров, продает его картины.

Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.

Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:



Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гале удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали.

Успех

Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.

В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.

Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.

До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:

Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».

Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:

Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай бог, с ним сделается припадок.

Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.

Страсть

То, что Гала некрасива, признавали все, кроме Дали. Однако мужчины будто впадали в транс от ее природного магнетизма. На ее прекрасной точеной фигуре идеально сидели костюмы от Шанель. Шикарно одетая, она входила в салон с колодой карт и начинала предсказывать людям будущее.

После возвращения из США слава Галы и Дали становится мировой. Казалось бы, жизнь только начинается, но Гала стареет. В 70 лет она красит волосы, надевает парик и думает о пластической операции. Однако, что удивительно, сексуальное желание в ней с каждым годом только росло. Она всегда была невероятно любвеобильной, преследовала всех натурщиков Дали, многих из них соблазняла. Окружала себя молодыми мальчиками, устраивала оргии, одаривала любовников деньгами и безумно дорогими подарками.




Дали тоже заводит романы, но его любовью всегда остается только Гала. На 74-летие она получает от художника в подарок средневековый замок Пуболь. Посещать его Дали мог только с письменного разрешения Галы.

После ее смерти в 88 лет Дали проживет лишь еще семь – за это время он только раз возьмется за кисть и почти окончательно потеряет разум. Гала останется жить в его бесчисленных картинах: «Первый портрет Галы», «Галарина», «Просто портрет Галы», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гале далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Портрет Галы с двумя бараньими отбивными на плече», «Три лица Галы на скалах», «Дали со спины, пишущий Галу со спины», «Гала и „Вечерняя молитва“ Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры», «Портрет Галы с носорогическими признаками», «Дневной сон Галы», «Три славные загадки Галы», наконец «Христос Гала».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!