Это жизнь - портал для женщин

«Hummel» - немецкая самоходная артиллерийская установка. Длинный шмель Хуммель бой прямой наводкой на карте рудники

31-01-2017, 02:49

Привет, танкисты и танкистки, с вами сайт! Сегодня у нас на повестке дня детище немецких инженеров-танкостроителей, речь идет об Арт-САУ шестого уровня и сейчас перед вами Hummel гайд .

На своем уровне данный агрегат представляет действительно серьезную опасность для большинства других машин. Однако для того чтобы реализовать потенциал этой артиллерии, необходимо знать ТТХ Hummel World of Tanks , понимать основные преимущества и недостатки машины, суметь ее правильно укомплектовать и т.д.

ТТХ Hummel

Как и положено любой самоходной артиллерийской установке в нашей игре, эта немка имеет маленький запас прочности (при этом лучший среди сау-6), а также очень плохой изначальный обзор радиусом в 265 метров.

С точки зрения защищенности, в нашем случае все очень посредственно, а если точнее - то у Hummel характеристики бронирования совсем никакие. Самым прочным местом является лобовая проекция корпуса, где толщина брони варьируется от 32 до 49 миллиметров приведенки. Разумеется, такой картон пробивается всеми, а о других проекциях и «бумажной» открытой рубке даже говорить нечего.

Но есть в этом царстве тьмы проблески света, которые заключаются в том, что немецкий танк Hummel WoT имеет небольшие габариты. По этой причине маскировка в нашем распоряжении хорошая, обнаружить эту арту сложно, к тому же коэффициент незаметности еще можно и нужно поднять.

Но давайте снова вернемся с небес на землю, так как ходовые качества этой самоходки очень далеки от совершенства. получила хорошую максималку, но динамика и тем более маневренность тут слабые, то есть машина в плане подвижности как минимум туговатая.

Орудие

По всему вышесказанному видно, что общие ТТХ у нас откровенно слабенькие, но ведь перед вами артиллерия и вся ее суть заключается в вооружении и забегая вперед скажу, пушка достойна уважение.

В первую очередь вы должны знать, что у Hummel орудие имеет действительно мощный для своего уровня альфастрайк. При условии удачного попадания у нас есть возможность отправить в ангар большинство танков седьмого уровня, да и скорострельно в нашем распоряжении неплохая, чего не скажешь о последующих немецких сау.

Касательно параметров пробития, все так же весьма достойно, Hummel арта способна уверенно наносить урон, но если попадание приходится по тяжелом танку, особенно в какое-нибудь твердое место, больших цифр ожидать не стоит.

Стреляет Hummel World of Tanks только фугасными снарядами, которые имеют 7-метровый радиус разлета осколков, что не очень-то много, но после выхода обновления 0.9.18 у нас появилась возможность оглушать вражескую технику, попавшую под наш сплеш, что не только наносит урон, но и на время снижает параметры пораженных танков.

Последнее, о чем стоит знать, играя на сау Hummel WoT – комфорт нанесения урона. Разумеется, сводится наше орудие действительно долго, но разброс по сравнению с некоторыми одноклассникам у нас хороший.

Однако еще больше радуют углы горизонтальной наводки, которые суммарно составляют целых 30 градусов. Благодаря этому показателю Hummel танк способен без труда вести огонь в широком секторе, затрачивая меньше времени на пересведение.

Преимущества и недостатки

Говорить о конкретных особенностях в случае артиллерии довольно сложно, так как вся суть заключается в орудии, а оно по мнению многих всегда сводится долго и бьет косо. Однако в бою каждый параметр играет важную роль, и вы должны знать танк, на котором играете. По этим причинам сейчас мы выделим основные преимущества и недостатки Арт-САУ Hummel World of Tanks .
Плюсы:
Небольшие габариты и хорошая маскировка;
Достойная точность;
Мощный альфастрайк;
Неплохое пробитие;
Очень комфортные УГН.
Минусы:
Маленький запас прочности и обзор;
Слабое бронирование;
Посредственная подвижность;
Длительное сведение.

Оборудование для Hummel

Как это обычно бывает, в покупке и установке дополнительных модулей важно понимать, какие качества машины необходимо усилить. В случае с артиллерией всегда уделяется максимум внимания скорострельности и сведения, так что в целом на танк Hummel оборудование стоит ставить такое:
1. – даст вам возможность стрелять немножко чаще, что всегда важно, ведь так вы сможете наносить больше урона за бой.
2. – из-за длительного сведения процесс нанесения урона несколько усложняется, то есть этим вопросом также нужно заняться в первую очередь.
3. – из-за открытой рубки других хороших альтернатив у нас нет, так что повышаем свою живучесть за счет улучшения маскировки.

Обучение экипажа

В прокачке умений своему экипажу тоже необходимо уметь расставлять приоритеты, но придерживаться стоит уже намеченного курса. Правда, к упрощению нанесения урона и повышению уровня маскировки стоит прибавить еще несколько пунктов. Другими словами, для сау Hummel перки следует изучать в таком порядке:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Hummel

Расходники покупаются по накатанной и абсолютно стандартной схеме, где если у вас нет больших запасов серебра, можно ездить с , , . Но мы все же рекомендуем отдать предпочтение надежному набору, то есть лучше возить на Hummel снаряжение из , , , где в идеале огнетушитель меняется на .

Тактика игры на Hummel

На первый взгляд, процесс игры на артиллерии в нашей любимой игре очень прост, особенно так кажется, когда по вам прилетает заветный «чемодан», но это правда лишь отчасти. Конечно, в самом начале боя для Hummel тактика подразумевает только занятие выгодной и в то же время безопасной позиции вдали от первой и даже второй линии.

Но далее есть как минимум два сценария развития событий:
1. Если вы хорошо знакомы с картой, знаете основные позиции техники, самые выгодные места, можно попробовать поискать вражескую арту пот трассерам. Для этого немецкий танк Humme l должен свистеть в предполагаемое место, где стоит оппонент-артиллерист и ждать его выстрела. Если вы правы, в скором времени увидите исходящий трассер, в то место откуда он вылетел и нужно стрелять. Если противник после выстрела не переехал, и вы попадете точно в цель, помощь своей команде будет неоценимой.
2. Второй сценарий предполагает прицеливание в то место, откуда вот-вот поедет вражеская техника. Тут все проще, если вы на Арт-САУ Hummel WoT правильно заняли позицию, у вас есть хороший прострел и полету снаряда ничего не мешает, вести огонь можно очень эффективно, но сводиться лучше всегда до конца. Именно в таких ситуациях занятая вами позиция дает о себе знать.

Касательно так называемых вспомогательных навыков, играя на сау Hummel World of Tanks после каждого выстрела необходимо хотя бы немного переезжать, чтобы вас не постигла описанная выше печальная участь. Кроме того, если позиция подобрана не лучшим образом или если она просто потеряла свою актуальность, за время перезарядки можно найти более удачное место, с которого можно вести огонь.

В остальном стоит помнить, что Hummel арта крайне уязвима в ближнем бою из-за отсутствия брони. Так что следите за мини-картой, старайтесь не подпускать к себе врага, а также если есть возможность, выбирайте более опасные цели, ведь вывести из строя сильного противника гораздо важнее, чем убить танк мелкого уровня.

31-01-2017, 02:49

Привет, танкисты и танкистки, с вами сайт! Сегодня у нас на повестке дня детище немецких инженеров-танкостроителей, речь идет об Арт-САУ шестого уровня и сейчас перед вами Hummel гайд .

На своем уровне данный агрегат представляет действительно серьезную опасность для большинства других машин. Однако для того чтобы реализовать потенциал этой артиллерии, необходимо знать ТТХ Hummel World of Tanks , понимать основные преимущества и недостатки машины, суметь ее правильно укомплектовать и т.д.

ТТХ Hummel

Как и положено любой самоходной артиллерийской установке в нашей игре, эта немка имеет маленький запас прочности (при этом лучший среди сау-6), а также очень плохой изначальный обзор радиусом в 265 метров.

С точки зрения защищенности, в нашем случае все очень посредственно, а если точнее - то у Hummel характеристики бронирования совсем никакие. Самым прочным местом является лобовая проекция корпуса, где толщина брони варьируется от 32 до 49 миллиметров приведенки. Разумеется, такой картон пробивается всеми, а о других проекциях и «бумажной» открытой рубке даже говорить нечего.

Но есть в этом царстве тьмы проблески света, которые заключаются в том, что немецкий танк Hummel WoT имеет небольшие габариты. По этой причине маскировка в нашем распоряжении хорошая, обнаружить эту арту сложно, к тому же коэффициент незаметности еще можно и нужно поднять.

Но давайте снова вернемся с небес на землю, так как ходовые качества этой самоходки очень далеки от совершенства. получила хорошую максималку, но динамика и тем более маневренность тут слабые, то есть машина в плане подвижности как минимум туговатая.

Орудие

По всему вышесказанному видно, что общие ТТХ у нас откровенно слабенькие, но ведь перед вами артиллерия и вся ее суть заключается в вооружении и забегая вперед скажу, пушка достойна уважение.

В первую очередь вы должны знать, что у Hummel орудие имеет действительно мощный для своего уровня альфастрайк. При условии удачного попадания у нас есть возможность отправить в ангар большинство танков седьмого уровня, да и скорострельно в нашем распоряжении неплохая, чего не скажешь о последующих немецких сау.

Касательно параметров пробития, все так же весьма достойно, Hummel арта способна уверенно наносить урон, но если попадание приходится по тяжелом танку, особенно в какое-нибудь твердое место, больших цифр ожидать не стоит.

Стреляет Hummel World of Tanks только фугасными снарядами, которые имеют 7-метровый радиус разлета осколков, что не очень-то много, но после выхода обновления 0.9.18 у нас появилась возможность оглушать вражескую технику, попавшую под наш сплеш, что не только наносит урон, но и на время снижает параметры пораженных танков.

Последнее, о чем стоит знать, играя на сау Hummel WoT – комфорт нанесения урона. Разумеется, сводится наше орудие действительно долго, но разброс по сравнению с некоторыми одноклассникам у нас хороший.

Однако еще больше радуют углы горизонтальной наводки, которые суммарно составляют целых 30 градусов. Благодаря этому показателю Hummel танк способен без труда вести огонь в широком секторе, затрачивая меньше времени на пересведение.

Преимущества и недостатки

Говорить о конкретных особенностях в случае артиллерии довольно сложно, так как вся суть заключается в орудии, а оно по мнению многих всегда сводится долго и бьет косо. Однако в бою каждый параметр играет важную роль, и вы должны знать танк, на котором играете. По этим причинам сейчас мы выделим основные преимущества и недостатки Арт-САУ Hummel World of Tanks .
Плюсы:
Небольшие габариты и хорошая маскировка;
Достойная точность;
Мощный альфастрайк;
Неплохое пробитие;
Очень комфортные УГН.
Минусы:
Маленький запас прочности и обзор;
Слабое бронирование;
Посредственная подвижность;
Длительное сведение.

Оборудование для Hummel

Как это обычно бывает, в покупке и установке дополнительных модулей важно понимать, какие качества машины необходимо усилить. В случае с артиллерией всегда уделяется максимум внимания скорострельности и сведения, так что в целом на танк Hummel оборудование стоит ставить такое:
1. – даст вам возможность стрелять немножко чаще, что всегда важно, ведь так вы сможете наносить больше урона за бой.
2. – из-за длительного сведения процесс нанесения урона несколько усложняется, то есть этим вопросом также нужно заняться в первую очередь.
3. – из-за открытой рубки других хороших альтернатив у нас нет, так что повышаем свою живучесть за счет улучшения маскировки.

Обучение экипажа

В прокачке умений своему экипажу тоже необходимо уметь расставлять приоритеты, но придерживаться стоит уже намеченного курса. Правда, к упрощению нанесения урона и повышению уровня маскировки стоит прибавить еще несколько пунктов. Другими словами, для сау Hummel перки следует изучать в таком порядке:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Hummel

Расходники покупаются по накатанной и абсолютно стандартной схеме, где если у вас нет больших запасов серебра, можно ездить с , , . Но мы все же рекомендуем отдать предпочтение надежному набору, то есть лучше возить на Hummel снаряжение из , , , где в идеале огнетушитель меняется на .

Тактика игры на Hummel

На первый взгляд, процесс игры на артиллерии в нашей любимой игре очень прост, особенно так кажется, когда по вам прилетает заветный «чемодан», но это правда лишь отчасти. Конечно, в самом начале боя для Hummel тактика подразумевает только занятие выгодной и в то же время безопасной позиции вдали от первой и даже второй линии.

Но далее есть как минимум два сценария развития событий:
1. Если вы хорошо знакомы с картой, знаете основные позиции техники, самые выгодные места, можно попробовать поискать вражескую арту пот трассерам. Для этого немецкий танк Humme l должен свистеть в предполагаемое место, где стоит оппонент-артиллерист и ждать его выстрела. Если вы правы, в скором времени увидите исходящий трассер, в то место откуда он вылетел и нужно стрелять. Если противник после выстрела не переехал, и вы попадете точно в цель, помощь своей команде будет неоценимой.
2. Второй сценарий предполагает прицеливание в то место, откуда вот-вот поедет вражеская техника. Тут все проще, если вы на Арт-САУ Hummel WoT правильно заняли позицию, у вас есть хороший прострел и полету снаряда ничего не мешает, вести огонь можно очень эффективно, но сводиться лучше всегда до конца. Именно в таких ситуациях занятая вами позиция дает о себе знать.

Касательно так называемых вспомогательных навыков, играя на сау Hummel World of Tanks после каждого выстрела необходимо хотя бы немного переезжать, чтобы вас не постигла описанная выше печальная участь. Кроме того, если позиция подобрана не лучшим образом или если она просто потеряла свою актуальность, за время перезарядки можно найти более удачное место, с которого можно вести огонь.

В остальном стоит помнить, что Hummel арта крайне уязвима в ближнем бою из-за отсутствия брони. Так что следите за мини-картой, старайтесь не подпускать к себе врага, а также если есть возможность, выбирайте более опасные цели, ведь вывести из строя сильного противника гораздо важнее, чем убить танк мелкого уровня.

Прототип самоходной гаубицы "Хуммель" был создан в 1943 году. В том же году было начато ее серийное производство. Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длиной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность была относительно невелика. Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица, как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии. Однако в отличие от обычных орудий, она была способна в любой момент открыть огонь, имела хорошую проходимость и высокую маневренность, то есть обладала качествами, необходимыми для поддержки танков. Серийное производство 150-мм гаубиц "Хуммель" продолжалось с 1943 года до конца войны. Всего было выпущено 724 самоходных орудия и 157 транспортеров боеприпасов.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском. Ввиду ограниченного возимого боекомплекта в 18 артиллерийских выстрела, для вооружённых Hummel частей был разработан бронированный подвозчик снарядов, который по сути был той же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. Он перевозил 90 снарядов и каждая батарея Hummel по штату должна была иметь две таких машины снабжения. При необходимости прямо в полевых условиях гаубицу s.FH.18/1 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ. В начале 1945 года производство Hummel и машин снабжения на его базе было прекращено. Всего было выпущено около 724 САУ (с учётом прототипов и переделок из повреждённых Panzerkampfwagen IV) и 157 транспортёров боеприпасов к ним.Первые самоходки, получившие официальное обозначение 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV , а несколько позднее и имя собственное «Хум-мель» («Шмель»), были выпущены в самом конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Алкетт» и «Дойче Эйзенверке» покинуло 666 таких машин (по другим данным — 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств, и одним существенным недостатком — малым возимым боекомплектом всего из 18 выстрелов, из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Дойче Эйзенверке» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Хуммель» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.


В целом «Хуммель» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него, как на превосходное средство огневой поддержки, был очень высок. Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, «Хуммели» поступали на вооружение только элитных частей — в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению — в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. В новом качестве «Хуммели» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане «Хуммель» всегда был на высоте.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года. Пять самоходных гаубиц Hummel уцелели до настоящего времени и экспонируются в военных музеях Германии, Франции, США и Великобритании.

Комментарии

15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/"Hummel"

Конструктивно самоходная гаубица аналогична самоходной противотанковой пушке "Насхорн", однако в боевой рубке вместо 88-миллиметровой противотанковой пушки на станке смонтирована качающаяся часть полевой 150-миллиметровой гаубицы "18/40" имеющей длину ствола 30 кал. Гаубица могла стрелять осколочно-фугасными снарядами массой 43,5 килограмм на дальность 13,3 тыс. м. Поскольку использовали выстрелы раздельного заряжения, ее скорострельность была относительно низкой. Угол вертикального наведения составлял 42 градуса, а горизонтального – 30 градусов. Чтобы уменьшить силу отдачи на часть гаубиц установили дульные тормоза. Для управления огнем применялись прицелы, которые обычно применялись в полевой артиллерии, поскольку самоходная гаубица в основном использовалась в качестве орудия полевой артиллерии и стояла на вооружении танковых дивизий в артиллерийских полках. Самоходная гаубица производилась серийно. Всего в период с 1943 по 1944 год было изготовлено более 700 самоходок "Шмель".

Прототип с дульным тормозом

"Хуммель" была последней тяжелой артиллерийской самоходной установкой, разработанной компанией "Алкетт", и установленной на спец. шасси GW III/IV.

Двигатель, как и в случае с САУ "Насхорн", располагался впереди, что дало возможность уменьшить высоту боевого отделения. Орудийный ствол находился на высоте 2300 мм, что было неплохим показателем для машин данного типа.

Фирма "Дойче Эйзенверке" в период с 1943 по 1945 г. выпустила 666 ед. этого эффективного и чрезвычайно мощного , которое было предназначено для комплектации танковых батальонов в танковых дивизиях. Самоходкой могли уничтожаться любые цели в связи с чем спрос на самоходную гаубицу, как на средство огневой поддержки, был очень высоким. Но промышленность не могла в полном объеме удовлетворить запросы армии, и эти самоходки поступали на вооружение только в элитные части.

Орудия прототипов были оснащены дульными тормозами, однако серийные машины их не имели – о себе давала знать нехватка стали высокого качества. Кроме того, выпуск дульных тормозов требовал дополнительных ресурсов и времени, которых не было. Не конвейерная сборка также давала о себе знать.

Однако Шпеер не конвейерную сборку бронетехники представлял, как добродетель, говоря о том, что "германская промышленность не приемлет американский и российский конвейерный метод, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд".

Хотя именно неимение больших предприятий стало причиной того, что германская промышленность не выдержала соревнование с танкостроением антифашистского блока. Серийная броня немецкого производства делилась на несколько групп по марке стали и толщине. Наряду с гетерогенной броней все-таки больше выпускалось гомогенной. Бронелисты по технологии производства разделялись на броню с поверхностной закалкой и равномерно закаленные. После потери Никопольского бассейна в Германию уменьшились поступление марганца. Никель доставляли только с севера Финляндии.


Постоянный недостаток легирующих сталей причиной того, что резко ухудшилось качество серийной брони. Лобовые листы корпуса "Королевского тигра" или "Пантеры" зачастую попросту раскалывались при попадании советских 100-миллиметровых или 122-миллиметровых бронебойных снарядов. Устранить данный недостаток пытались навешиванием защитных экранов, увеличением углов наклона и толщины бронелистов. Из броневых марок сталей имеющих пониженную легируемость так и не нашли конструктивного материала удовлетворительной снарядостойкости.

Боекомплект самоходной гаубицы ограничивался 18 выстрелами, размещавшимися в боевом отделении в боеукладках. Поэтому приходилось использовать подвозчики боеприпасов, которые являлись теми же САУ, однако, не имеющими вооружения. Четыре самоходные гаубицы обслуживались примерно одним транспортером боеприпасов, однако этого было явно недостаточно. На производство значительно большего количества вспомогательных машин шасси танков попросту не хватало.

Самоходную установку "Хуммель" никогда не использовали как штурмовое орудие. Для этого самоходка должна была войти в состав артиллерийских частей, которые располагали оборудованием для управления огнем. В танковых подразделениях в данной поддержке необходимость отсутствовала, однако там самоходка становилась дополнительным огневым средством, способным вести огонь прямой наводкой по целям, которые были видны наводчику. Несмотря на то, что "Шмель" в этой роли себя отлично показал, его использование в данной роли было равносильно стрельбе по воробьям из пушки. Но Восточный фронт в 1943 году являлся таким театром военных действий, где в расчет в первую очередь бралась огневая мощь.

Название самоходки – "Хуммель" – было безобидным и нейтральным, но 27.02.1944 Гитлер приказом по немецкой армии запретил использовать для обозначения машины это слово.


В войсках первые САУ появились в мае 1943 г., а их боевое крещение прошло под Курском летом того же года. Сначала самоходки поступили на вооружение войск СС, а потом и вермахта. В немецких войсках по состоянию на 10 апреля 1945 г. имелось 168 машинами данного типа.

По ходу производства в машину вносились незначительные изменения, связанные в основном с выработкой задела одних комплектующих или началом производства новых. Машины условно можно разделить на САУ раннего и позднего выпусков. Анализ фотографий самоходных гаубиц «Хуммель» позволяет установить следующий внешние различия:

Самоходные гаубицы раннего выпуска
- ленивцы от PzKpfw IV модификации D;
- выхлопные трубы укладываются над ленивцем только на одном надгусеничном крыле;
- на лобовой бронеплите укреплено по одному опорному запасному катку;
- по фаре Bosh установлено на каждом предкрылке;
- ведущие колеса такие же как на танках PzKpfw III модификации E;
- поддерживающие ролики гусеницы обрезинены, аналогичны роликам танка PzKpfw IV модификации D;
- вентиляционные решетки двигателя в левом и правом броневых листах рубки;
- над ленивцами откидные предкрылки.

Самоходные гаубицы позднего выпуска
- ленивцы используемые на PzKpfw IV модификации F;
- выхлопные трубы уложены с обоих бортов на надгусеничных крыльях;
- пара запасных опорных катков размещены на кормовом броневом листе;
- на переднем левом предкрылке установлена одна фара Bosh;
- ведущие колеса аналогичны колесами танков PzKpfw III модификации J;
- поддерживающие стальные ролики аналогичны роликам танков PzKpfw IV модификации H;
- вентиляционные решетки двигателей прикрывают бронещитки;
- над ленивцами не установлены откидные предкрылки.

Развертывание самоходных артиллерийских установок «Hummel» и организация подразделений, в которых на САУ «Hummel» стоит на вооружении.

Организацию артиллерийских полков панцердивизий регламентировали штатным расписанием Kriegsstarkenachweisung (KStN 431), оснащение артиллерийских полков регламентировало штатное расписание Kriegsausrustungsnchweisung (KAN 431), два расписания было утверждено 16.01.1943; 01.06.1944 утвердили новый штат - KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). Один из 3-х мотопехотных батальонов в соответствии с расписанием KStN 431 (в большинстве случаев первый) перевооружался САУ. Две из трёх батареи артполка танковой дивизии получали самоходные установки «Wespe»; каждая батарея насчитывала шесть самоходок и 1–2 транспортёр боеприпасов Munitionstrager.


Третья батарея получала 6 самоходок «Hummel» и 2 машины Munitionstrager созданные на базе данной машины. Штаб батареи на вооружении имел две машины Panzer-Beobachlungwagen (артиллерийский корректировщик) созданных на базе PzKpfw II иPzKpfw III. Артиллерийские батареи панцергренадёрских отдельных дивизий в конце войны тоже получили САУ «Wespe» и «Hummel» на вооружение. Впервые самоходки «Hummel» были использованы летом 1943 г. под Курском, в конце 1943 года «Хуммели» использовались на всех участках фронта. Новые САУ в 1943 году продемонстрировали высокую боевую эффективность и надёжность.

Маркировка и камуфляж

В первые месяцы 1943 года постепенно вновь построенную бронетехнику Германии начали окрашивать в новый тёмно-желтый базовый цвет – Dunkelgelb. В тот же цвет окрашивались "Hummel",однако существуют фотографии самоходных артиллерийских установок «Wespe» и «Hummel» из девятой панцердивизии СС, где видно, что самоходки окрашены в серый базовый цвет, по которому нанесены зеленой краской пятна.

Так как самоходки «Hummel» были предназначены для ведения огня из закрытых позиций, которые расположены в нескольких тысячах метров от передовой, не было острой необходимости в изощрённом камуфляже. Большинство снимков показывает, что САУ окрашены в базовый цвет Dunkelgelb (тёмно-желтый), поверх которого при помощи распылителя красками RAL6013 (зелёной) и RAL8017 (коричневой) нанесены пятна. В зимний период самоходки полностью окрашивались в белый цвет. Новые камуфляжные окраски наносились во второй половине 1944 года. В отдельных случаях в 1945 году камуфляж наносился на заводе, и не только с использованием краскопульта, но и кистью. Установить точную окраску по чёрно-белым фотографиям времен Второй мировой войны практически невозможно.

Общим для всех самоходных установок «Hummel» было место нанесения креста – опознавательного знака - на борту рубки приблизительно на один метр за вентиляционными решетками двигателя.

Вместо трёхзначных номеров, используемых на танках, на бортах самоходок были нанесены буквы от «A» до «F» как это принято в артиллерийских подразделениях, также встречались машины с литерами «G», «О» и «R». В большинстве случаев буквы были нанесены на лобовые и кормовые броневые листы рубок. «Танковые» трёхзначные номера крайне редко встречались на самоходках «Hummel», в частности, так маркировались САУ артиллерийского полка второй танковой дивизии SS «Das Reich» и сто шестнадцатого артиллерийского полка пятой танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография самоходки имеющей номер «158» входящей в состав пятой панцердивизии. Номер расшифровывается как первая рота, пятый взвод, восьмая машина. Однако, «танковые» номера на самоходках артиллерийских полков оставались большой редкостью.

Под идентификационными буквами наносился регистрационный номер (такой как TZ-04), в некоторых случаях номер был написан на переднем левом предкрылке.

Литерой «А» обозначался номер в батарее.

Во второй половине Второй мировой войны дивизионные эмблемы на германскую бронетехнику наносились крайне редко, и «Hummel» исключения здесь не представляют. Экипажи писали собственные имена установок на стволах орудий от руки. Обычно самоходки называли именами жён, любимых девушек или известных деятелей.

Уцелевшие самоходки «Hummel»

Сегодня в мире насчитывается 5 уцелевших самоходных артиллерийских установок «Hummel». Возможно, ещё несколько САУ данного типа находится в Сирии.

Тактико-технические характеристики 150- миллиметровой самоходной гаубицы "Хуммель" ("Шмель"):
Модель – "Hummel";
Войсковой индекс – Sd.Kfz.165;
Производитель – "Deutsche Eisenwerke";
Шасси – GW III/IV;
Боевая масса – 23,5 т;
Экипаж – 6 человек;
Скорость по шоссе – 45 км/ч;
Скорость по проселку – 28 км/ч;
Запас хода на шоссе – 21 км;
Запас хода на местности – 140 км;
Емкость бензобака – 218 л;
Длина – 7170 мм;
Ширина – 2950 мм;
Высота – 2850 мм;
Клиренс – 400 мм;
Ширина гусеницы – 400 мм;
Двигатель – "Maybach" HL120TRM;
Мощность – 300 л.с.;
Орудие – sPH 18(M);
Калибр – 150 мм;
Длина ствола – 29,5 калибров;
Начальная скорость снаряда – 595 м/с;
Боекомплект – 18 выстрелов;
Дополнительное вооружение – MG-42;
Бронирование –20-30 мм.

Немецкие инженеры изобрели такой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые практические наработки в этой области появились ещё в годы Первой мировой войны, но по-настоящему массовым явлением подобные машины стали спустя два с половиной десятилетия после её окончания. Рецепт оказался прост: за основу бралась база лёгкого или среднего танка, из агрегатов которого создавалось самоходное шасси с противопульной бронёй. На такое шасси устанавливалось слегка модифицированное буксируемое орудие. Благодаря этому мобильность артиллерии резко возрастала. Наиболее мощно вооружённым из массовых немецких «самоходных лафетов» стал Hummel . Эта САУ вполне справедливо считается одним из символов немецкой самоходной артиллерии.

Объединяя двух конкурентов

В начале 1942 года центром разработки «самоходных лафетов» средней весовой категории был концерн Krupp. Работы по таким машинам в Эссене начали ещё до начала Второй мировой войны. Итоги проектирования оказались неоднозначными. САУ 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, создававшаяся как истребитель дотов, превратилась в Pz.Sfl.IVa, более известную под фронтовым прозвищем Dicker Max («Толстый Макс»). Прозвище появилось неслучайно: при боевой массе в 22 тонны внутрь самоходной установки удалось поместить мотор мощностью всего 180 лошадиных сил. С подвижностью у машины, которую переквалифицировали в истребители танков, дела обстояли не лучшим образом. По ряду причин от серийного производства ста машин, которые получили окончательное обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), в конце 1941 года пришлось отказаться.

Несколько лучше сложилась ситуация с другой САУ, ставшей ответвлением от проекта 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Первоначально она получила обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18), но позже его изменили на Pz.Sfl.IVb . В ней использовалась концепция 6-каткового шасси на рессорной подвеске, при этом двигатель применялся тот же, что и на Pz.Sfl.IVa. Боевую массу этой машины удалось снизить до 18 тонн, что заметно улучшило её подвижность.

Два опытных образца самоходной установки, которая 13 августа 1941 год сменила имя на leFH 18 (Sfl.), были готовы к началу января 1942 года. В целом получилась неплохая машина, которая вполне подходила на роль средства поддержки танков. Правда, уже к весне 1942 года стали появляться сомнения в целесообразности её выпуска. Дело в том, что при таком большом и дорогом шасси машина вооружалась системой сравнительно небольшого калибра, да и её боевое отделение оказалось не слишком просторным. Двигатель у этой САУ был свой, отсутствовала унификация с более массовыми образцами техники по каткам и ряду других элементов.

Неудивительно, что OKH (Oberkommando des Heeres, Верховное командование сухопутных войск) весной 1942 года озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета» для более солидного орудия. Таковым была выбрана 149-мм гаубица 15 cm sFH 18 . Эта артиллерийская система оказалась весьма удачной, но при этом её боевая масса, превышавшая 5 тонн, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя.

Как можно заметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А теперь представим, что её надо переместить силами расчёта по полю…

В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig. Главный конкурент Krupp в программе танка поддержки B.W. , оружейный гигант из Дюссельдорфа довольно быстро нашёл альтернативу конкурсу, в котором проиграл. В 1938 году в пригороде Берлина Шпандау концерн открыл завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik). Его основным профилем стала сборка танков и самоходных установок, именно там начали проектировать и новую САУ.

Первыми построенными здесь боевыми машинами были тридцать два Pz.Kpfw.II Ausf.B , позже здесь строили средние танки Pz.Kpfw.III . Впрочем, уже с 1940 года основной продукцией стали самоходные установки StuG III . Начиная с модификации StuG III Ausf.B и до Ausf.F/8 завод Alkett был единственным сборщиком этих машин. Да и StuG 40 Ausf.G, самый массовый образец немецкой бронетанковой техники, по большей части производился в Шпандау. Поэтому выбору производителя, сделанному OKH, удивляться не стоит.


Опытный образец Geschützwagen für sFH 18/1, конец 1942 года. Машину легко определить по большому дульному тормозу

Поскольку основным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, вполне ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. На деле всё оказалось не так просто. Ещё в декабре 1941 года возникла идея дальнейшего развития Pz.Kpfw.III. Предполагалось установить на него башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой Kw.K. 40 L/43. Получившийся танк должен был обозначаться как Pz.Kpfw.III Ausf.K. Даже до опытного образца реализация этого проекта не дошла: выяснилось, что для установки башни с более мощным вооружением понадобится полностью переделывать ходовую часть. Это, собственно, и стало началом конца Pz.Kpfw.III.

Что же касается шасси Pz.Kpfw.IV, то у него верхняя весовая планка оказалась выше и составляла 25 тонн. При этом от базы Pz.Kpfw.III немецкие танкостроители полностью не отказывались, поскольку на ней стали производить StuG 40 с более мощной пушкой 7.5 cm StuK 40. Тем не менее на Alkett понимали, что разумной альтернативы для шасси Pz.Kpfw.IV у них нет.

В результате работы пошли в направлении создания своеобразного гибрида, в котором объединились компоненты Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen III (орудийная машина III), по ходовой части полностью повторяло Pz.Kpfw.IV. От этого танка также был позаимствован двигатель Maybach HL 120 TRM вместе с системой охлаждения. Похожей оказалась и «ванна» корпуса. Коробку передач ZF SSG 77 конструкторы позаимствовали у Pz.Kpfw.III.


Ещё одним характерным признаком опытного образца Geschützwagen für sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя

Поскольку в боевое отделение предстояло установить весьма немаленькую по габаритам и массе 149-мм гаубицу, пришлось серьёзно поработать над компоновкой машины. В результате получилась неординарная конструкция, которая стала плодом нескольких компромиссных решений. Иного пути, кроме как спрятать двигатель под установку гаубицы, у инженеров не было. Можно только посочувствовать ремонтникам, которые имели дело с этими машинами. Чтобы демонтировать двигатель, здесь требовалось сначала снять орудие, а затем частично разобрать саму машину.

С обслуживанием трансмиссии дело обстояло проще, но без крана и тут всё равно делать было нечего. Требовалось снять большую лобовую плиту, в которую интегрировали рубку механика-водителя. Кстати, вместе с ним в отделении управления сидел радист, для которого конструкторы никаких приборов наблюдения вообще не предусмотрели.


Компоновочная схема Geschützwagen III/IV

На подобные ухищрения инженеры Alkett пошли не просто так. Благодаря перекомпоновке агрегатов Geschützwagen III получила просторное боевое отделение, где поместилась не только сама гаубица, но и четыре номера её расчёта. Правда, больше 18 выстрелов в возимом боекомплекте разместить не удалось.

Грамотно сконструированная система охлаждения позволила обойтись без «ушей», как на Pz.Sfl.IVa. Не менее важно и то, что боевая масса САУ составила 22 тонны: столько же, сколько у Dicker Max, но при гораздо более мощном моторе. К тому же и в плане унификации с крупносерийными машинами детище Alkett выглядело куда интереснее, чем продукция Krupp.

Самоходка от сталеваров

Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение Geschützwagen für sFH 18/1, был изготовлен Alkett ближе к концу 1942 года. Опытная машина максимально использовала компоненты от Pz.Kpfw.IV. Ещё одной её отличительной особенностью стал массивный дульный тормоз, установленный на гаубице. Достаточно быстро выяснилось, что он лишний: устойчивость шасси Geschützwagen III/IV оказалась достаточной, чтобы от этой детали отказаться. Тем более что при стрельбе дульный тормоз создавал большое облако пыли.


Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург

По итогам испытаний в конструкцию машины внесли ряд усовершенствований. Гаубица лишилась дульного тормоза, некоторые изменения были внесены и в конструкцию ходовой части. Вместо ведущих колёс и бортовых передач от Pz.Kpfw.IV было решено позаимствовать их у Pz.Kpfw.III. Учитывая тот факт, что основной продукцией Alkett были САУ StuG III/StuG 40 на базе Pz.Kpfw.III, решение вполне логичное, тем более что коробка передач все равно бралась от этих самоходных установок. Машина «обросла» дополнительными элементами, такими как крючки для установки тента. Кроме того, рубка механика-водителя получила откидывающийся вверх лючок, что заметно улучшило обзор в походном положении.


На этой фотографии видно, что двигатель с системой охлаждения «живёт» непосредственно под орудием

Примерно в это же время была отчасти решена проблема маленького боекомплекта. Изобретать велосипед на Alkett не стали и разработали на базе Geschützwagen für sFH 18/1 подвозчик боеприпасов. Позже он получил обозначение Geschützwagen III für Munition и сквозной индекс Sd.Kfz.165 (его же получил и Geschützwagen III).

Фактически это была та же самая самоходная установка, но без гаубицы и с «зашитой» орудийной амбразурой. Внутри боевого отделения находились укладки для боезапаса. При этом путём нехитрых операций подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition можно было оперативно переделать в САУ Geschützwagen für sFH 18/1. Благодаря этому решению цифра выпущенных самоходных установок в различных источниках «плавает». Вопрос о том, сколько подвозчиков боеприпасов позже переделали в САУ, остаётся открытым.


Geschützwagen III выпуска весны 1943 года

Между тем на Alkett к концу 1942 года стало не до новой САУ. Ежемесячный выпуск StuG 40 вырос: уже в ноябре он составил 100 машин, а в декабре увеличился до 129 штук, причём в последний месяц 1942 года началось производство StuG 40 Ausf.G. Насколько важным оказался выпуск этих машин, говорит тот факт, что с февраля 1943 года её производство освоили и на заводе MIAG. На сам же Alkett с марта 1943 года дополнительно «свалился» ещё и выпуск StuH 42 со 105-мм гаубицей.

Неудивительно, что для производства Geschützwagen für sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, примерно такое же, как и до Дюссельдорфа. Это можно считать довольно символичным, поскольку в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall.

Поставщиком бронелистов для новой САУ выступила компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Крефельда, что к юго-западу от Дуйсбурга. С марта 1943 года производство брони переместилось в Deutsche Röhrenwerke AG Werk Thyssen в Мюльхайме-на-Руре.


Изготовленный на той же базе подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition

Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschützwagen III. Уже в марте объём их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 машин. С мая начался выпуск Geschützwagen III für Munition, что снизило объёмы производства самих самоходных установок. Всего за 1943 год было построено 368 САУ и 96 подвозчиков боеприпасов.


Захваченный в ходе боёв лета 1943 года Geschützwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год

Отдельно стоит упомянуть непростую историю названия этой самоходной установки. К 1 июля 1943 года её обозначение сменилось на schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV, то есть «тяжёлая гаубица 18/1 на орудийной машине IV». Продержалось оно месяц: в начале августа его изменили на G.W.III/IV Hummel für s.FH 18/1 (Sd.Kfz.165). Именно в это время в названии машины появилось слово, под которым её широко знают, - Hummel, то есть «шмель». Но продержалось оно всего пару месяцев. В вышедшем 15 октября 1943 года руководстве D-653/42 машина снова получила обозначение schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf GW IV. Впрочем, и оно было закреплено на САУ недолго: с 1 ноября её стали обозначать как Geschützwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Больше официально обозначение Hummel по отношению к этой машине не применялось, но на практике оно никуда не делось. Всего же САУ переименовывали восемь раз. В последний раз это случилось в октябре 1944 года - назвали её тогда s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165).

Стоит ли после такого «простого» индекса удивляться, что в войсках продолжали использовать обозначение Hummel? Следует отметить, в докладах Гудериана впервые обозначение Hummel появилось гораздо раньше, чем оказалось в официальном названии, - ещё 3 мая 1943 года. Использовалось оно и позже. Как Hummel самоходная установка обозначена, например, в докладе от 3 мая 1944 года. Таким образом, это «неформальное» обозначение, как наиболее удобное, продолжало применяться и на высшем уровне.


Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из многочисленных полевых переделок

Менялись у САУ, впрочем, не только обозначения. Первое серьёзное изменение конструкции произошло летом 1943 года. Установка глушителя в корме оказалась далеко не лучшей идеей, и от него отказались. Выхлопные трубы укоротили и их концы развернули немного вбок, чтобы выхлопные газы не летели в боевое отделение. На освободившееся место были установлены крепления для запасных опорных катков.

Более существенные изменения конструкторы стали прорабатывать в начале декабря 1943 года. На Alkett наконец догадались, что совсем без обзора радисту ездить немного скучно. В результате была спроектирована новая рубка, которая теперь включала в себя и место радиста. Он, как и механик-водитель, получил откидывающийся вверх лючок со смотровым прибором, ещё один смотровой прибор появился справа. Обзорность с места механика-водителя вправо немного ухудшилась, но с учётом того, что и до того она была далека от идеальной, с этим смирились. Новая рубка пошла в производство с февраля 1944 года.

Весной 1944 года претерпела небольшое изменение и ходовая часть. В серию пошёл танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с изменённой конструкцией ленивцев, они же перекочевали и на САУ. Последним изменением стала переделка воздухозаборников в бортах корпуса. Боевое применение машины показало, что воздухозаборники уязвимы, поэтому воздухоприток был перенесён наверх. Это усовершенствование внедрили в производство с августа 1944 года.


Наличие глушителя на корме говорит о том, что машина выпущена до августа 1943 года

За 1944 год было изготовлено 289 самоходных установок и 61 подвозчик боеприпасов. Ещё 48 машин удалось выпустить в 1945 году. Последний s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165) покинул завод в марте. Таким образом, общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов. Машины получили серийные номера 320001–320813. 50 машин из указанного числа подвозчиков боеприпасов были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001–325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV.

Длинная рука танковых дивизий вермахта

С мая 1943 года стали формироваться батареи тяжёлых самоходных гаубиц, которые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. Согласно штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи такого дивизиона входило шесть Geschützwagen III/IV. Кроме того, штатно в состав батареи входило два подвозчика боеприпасов. Получателями самоходных установок выступали танковые дивизии. Получали их и батареи при артиллерийских дивизионах в танковых дивизиях СС. Также машины попали в состав 845-го и 536-го тяжёлых артиллерийских дивизионов, действовавших самостоятельно.


Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года

Поскольку обычно в состав батареи входило по шесть машин плюс два подвозчика боеприпасов, «заполнение» частей машинами шло довольно быстро. За всё время производства самоходные установки этого типа поступили на вооружении 40 соединений - цифра весьма впечатляющая. Неудивительно, что боевое применение машины, начавшееся в июле 1943 года на Курской дуге, было широким, а сама САУ оказалась одним из символов немецкого танкостроения. Уже к началу операции «Цитатель» schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV находились в составе десяти соединений.


Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП находились две такие САУ, но известны машины с бортовыми номерами 41, 52 и 53



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!