Это жизнь - портал для женщин

"государство совершает большую ошибку". Елена Коренева: Я знала, что мои слова вырежут из телеверсии "Ники" Елена коренева выступление на нике

Церемония вручения кинематографической премии "Ника" на многих произвела впечатление акции протеста: сразу несколько деятелей кино, ставших лауреатами премии, в своих выступлениях обращались к острым политическим темам. Так, кинорежиссер Александр Сокуров выступил в поддержку осужденного за терроризм украинского режиссера Олега Сенцова, а также всех тех, кто был задержан на антикоррупционных протестных шествиях в воскресенье 26 марта.

Полную расшифровку речи можно прочитать на сайте Sobaka.ru . Несколько цитат:

Когда я звонил маме накануне отъезда - ей больше 90 лет - она меня просила: «Не выступай, ничего не говори!». «Почему?» - я спросил. На что мама мне сказала «Они тебя убьют, потому что ты всегда споришь с правительством, ты все время недоволен с чем-то».

А я говорю, что не спорю, я излагаю свою точку зрения. И сегодня хочу сказать, что я жду решение от президента, ответа на вопрос, который мы обсуждали - судьба Олега Сенцова (режиссер украинского происхождения, в августе 2015 года приговорён к 20 годам колонии строгого режима. Неоднократно объявлял о применяемых к нему пытках - Прим. ред.). И президент сказал, что он будет думать над этой проблемой. Но я это говорю, потому что я также как и многие из нас в воскресенье смотрели то, что происходило в стране. И мне казалось, что государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, со школьниками и со студентами.

<...>

Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов, надо услышать их! Никто из наших политиков не желает услышать их, никто с ними не разговаривает. В течение многих лет я обращался к Матвиенко, обращался к нашему нынешнему губернатору с просьбой начинать разговаривать с молодыми людьми. Я никогда не получал положительного ответа. Они боятся это делать. Почему? Это невозможно уже больше терпеть! Я хочу обратиться к нашим депутатам-мужчинам, потому что женщины такого закона нового не примут. Давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в общественных акциях.

<...>

Все, кто сегодня занимаются молодежью, все, кто включен в жизнь студенчества, кто связан с образованием, мы все должны занять с вами прочные [позиции], бороться за силу просвещения, только это избавит нас от возможной дикости, от возможных политических катастроф.

Выступление было встречено овациями не только в зале, где проходила церемония, но и в соцсетях. Видеозаписью речи Сокурова поделились десятки тысяч пользователей.

Совершенно yдивительное выступление. Удивительное не своей смелостью - Сокуров давно известен как человек мужественный и принципиальный. Не своими идеями и манерой изложения - Александр Николаевич, настоящий русский интеллигент и гуманист, который действительно болеет за свою страну - но и это мы тоже знали. Удивительна реакция зала. В зале сидит цвет творческой интеллигенции России. Люди не только талантливые, но и тонко чувствующие общество. При этом, во многом зависимые от власти. И посмотрите на реакцию зала. Прислушались бы наверху, что ли?

По-моему, это должны (именно должны) посмотреть вообще абсолютно все. Посмотреть - и передать всем своим близким.

Речь режиссёра Сокурова - до слез. Очень простыми словами, проникновенно о главном, без пафоса

Сокуров - Ланселот, герой моего сердца.

Как светло и радостно на душе, извините меня за пафос.

Смотрю и думаю: «Удивительно, что Сокурову дали говорить эти пять минут».
Или, вот: недавно сидела ночью на концерте в Большом зале консерватории и удивлялась, почему уже полвторого ночи, а до сих пор вахтер свет в зале не отрубил.

Многие отмечали, что название премии, которую получил Александр Сокуров - "Честь и достоинство" - удивительно гармонично сочеталось с содержанием его речи.

Тот случай, когда он прям на сцене подтвердил, что наградили достойного.

Только что посмотрел выступление Сокурова на "Нике". И реакцию зала. И подумал в очередной раз, как много зависит от одного человека.
Сокуров и еще буквально несколько человек - это наш шанс. И горе нации, если она, хотя бы и с опозданием, не сумеет прислушаться к этому тихому голосу.
И как он хорошо смотрелся на фоне слов ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО. Как влитой.

Сравнивали Сокурова и с другими деятелями культуры - не в их пользу.

Человек! И вот кто, думаю, был бы хорошим министром культуры. Но как же до этого далеко.

Есть, например, Михалков с Кончаловским, Юлия Меньшова, а есть Сокуров.

Как только Нику покинул Михалков, там стали собираться очень приличные люди.
Послушайте речь Сокурова. Посмотрите, как ему апплодирует зал. Подумайте.

Кому-то вспомнились перестроечные годы, а кому-то - недавнее выступление Мэрил Стрип на церемонии вручения премии "Оскар" (актриса выступила с резкой критикой Дональда Трампа).

Вчера на "НИКЕ" выступил Александр Сокуров. Зал реагировал бурно и адекватно…

В середине 80-х первыми в среде творческой интеллигенции против вранья и бреда засидевшейся во власти номенклатуры восстали кинематографисты.
Так, по случаю, вспомнилось…

Ну и то хорошо, а то все Мэрил Стрип за всех отдувается, а эти знай письма радости и удовольствия подписывают в основном.

От восхищения словами Сокурова комментаторы вскоре перешли к критике.

Александр Сокуров предложил принять закон, запрещающий полицаям даже прикасаться к женщинам на митингах.

Молодец Сокуров, в отличие от Федотова, защищающего право полиции быть мирных граждан и всячески препятствовать им осуществлению Конституционных прав.

Представляете, режиссёр Сокуров на "Нике" договорился до того, что нельзя бить женщин и детей.

Зал был потрясён: "Какая отчаянная смелость!"

мужчин тоже нельзя бить, но до этих высот мысли нам еще расти и расти

ну это не совсем так. Это лишь одна реплика из его речи. Он говорил об Олеге Сенцове, о выступлениях и задержаниях 26 марта, о запретах и свободах. И реплика про девушек и женщин на акциях протеста - была бантиком в контексте общего протестного и резкого выступления.

Сокуров говорит очевидные вещи. Завтра он заявит, что нехорошо читать чужие письма, и зал ахнет. Беда в том, что эти очевидные вещи для многих образованных культурных людей - новость, которую надо обдумать, обсудить...

в наше время-говорить прописные истины и назыать вещи своими именами - это очень смелое выступление

мда, оказывается героизмом может быть озвучивание базовых ценностей интеллигентом на фоне мракобесия чаплиных...

Когда в момент травли Шостаковича Мравинский исполнил его концерт, то зал рукоплескал. Хотя то, что Шостакович - гениальный композитор было к тому моменту совершенно очевидно. Но исполнил его музыку один только Мравинский. Мир таков, что очевидные вещи постоянно требуют напоминания.Особенно ценно это тогда, когда за это напоминание очевидного, человеку грозит наказание той или иной степени жесткости

К пользе напоминания об очевидном окольными путями подводит и известный методолог​ Петр Щедровицкий :

Не так давно я понял одну важную вещь. Процесс образования направлен на включение человека в ту или иную онтологию - картину мира. В отличие от разрозненных представлений, которые возникают у каждого из нас в процессе жизни и являются элемнтом ситуативного опыта, онтология выстраивает гораздо более сложную систему причинно-следственных связей между явлениями. Тем самым она позволяет человеку планировать и осуществлять осмысленные и продуктивные действия. Если бы Мир, в котором мы живём не имел бы того или иного устройства мы не могли бы действовать в этом Мире, или точнее рассчитывать что наши действия достигнут тех результатов и целей, к которым мы стремимся. Тот, кто не имеет образования не имеет и картины мира. Ещё грубее: люди не получившие образования - а их большинство - не понимают причинно-следственных связей между окружающими их явлениями и событиями. Александр Сокуров, которого я давно и глубоко уважаю, исходит из того, что те, к кому он обращается имеют онтологию. То есть он рассчитывает, что те причинно-следственные связи, которые он видит в Мире или открывает в своем размышлении доступны его слушателям. Но, к сожалению, это заблуждение. Большинство людей не понимают тех причинно-следственных связей, которые существуют в социальном мире. У них нет социальной онтологии. Это особенно характерно для нашей страны, где философское и социально-гуманитарное образование практически отсутствует уже 100 лет. Поэтому, остаётся только само Действие Сокурова, его поступок, а не его Мысль, указание, намёк.

Вслед за Александром Сокуровым на злободневные темы . Алексей Красовский, получивший премию "Открытие года" за фильм "Коллектор", призвал коллег "использовать свою власть, чтобы что-то изменить" в судьбе задержанных 26 марта. О политзаключенных напомнила и актриса Елена Коренева (приз за лучшую женскую роль второго плана) - после ее слов зал встал, сообщается на сайте "Кино-театр.ру" . Опасения, что в телевизионной трансляции зрители этих выступлений не увидят, оправдались: по всероссийским каналам вручение "Ники" так и не показали.

То, что случилось на церемонии вручения национальной премии «Ника» - это очень серьезно. Кино, вино, домино хорошо, конечно, но недостаточно. На этот раз творческая интеллигенция запомнилась не своими фильмами-высказываниями, но высказываниями напрямую, со сцены, брошенное в медийное пространство, в публику. В Россию. И это не птичка, вылетевшая из фотообъектива папарацци. Это слово «пастыри», которое уже ушло в народ. Вылетит - не поймаешь.

Отметим себе этот день, когда и произошел бунт интеллигенции на корабле современности. Очень часто молчащей интеллигенции, спрятавшей еще не так давно свое бессмертное «я» куда подальше. Смотревшей в рот власти, объяснявшейся в любви к Путину. Ждущей государственных подачек и не брезгующей ими. Никак и ни за что.

Спала пелена с глаз, повязка со рта? Интеллигенция решила больше не молчать. Откуда такая смелость?

Александр Сокуров, получивший премию за «Честь и достоинство»: «Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов… Надо услышать их». После чего призвал депутатов не поощрять насилие по отношению к женщинам, участницам массовых акций.

Алексей Красовский, лауреат «Ники» в номинации «Открытие года»: «Я хочу попросить вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе». Их - это участников воскресных митингов.

Александр Митта, спецприз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф»: «Я разделяю тревоги и отчаянье, мы все озабочены тем, как растет наше поколение, чтобы оно выросло под нашими заботами, а не пугалками».

Елена Коренева, «Лучшая актриса второго плана» за роль в фильме «Муму», заступилась за «узников совести» - Олега Сенцова, Сергея Мохнаткина и Олега Навального, брата Алексея.

Марк Захаров также поддержал коллегу Сокурова.

Виталий Манский, «Ника» за документальный фильм «В лучах солнца»: «У нас пока не Северная Корея… но страну мы просрали, поэтому мы хуже Северной Кореи».

Это еще не полный список кинематографических оппозиционеров.

Отношения интеллигенции и власти имеет очень давнюю историю. Хотя некоторые скажут: какая интеллигенция, ее, истинную, Ленин выслал на философском пароходе в 1922 году. А кого не выслали, тех тогда же расстреляли (тут вспоминают Николая Гумилева).

Дальнейшие отношения двух, казалось бы, взаимоисключающих сторон ждут своего Шекспира. Вспоминается Борис Пастернак, который вместе с Корнеем Чуковским с необычайным восторгом приветствовал товарища Сталина, на съезде хлопал в ладоши и не мог остановиться. Тот же Пастернак после телефонного звонка ему вождя, так до конца и не заступившийся за Мандельштама.

Сам Мандельштам, сочинивший просталинские стихи (и это после «…что ни казнь у него - то малина/И широкая грудь осетина»).

Ахматова, которая писала оды Сталину. А потом стыдилась их.

Булгаков с его «Батумом», прославившим Усатого, и тут же умершего после этого.

Это я говорю о лучших людях, самых стойких, не сломавшихся в конце концов, поднявших честь и достоинство русской интеллигенции на небывалую высоту.

При Хрущеве стало легче. Но как забыть тот крик «кукурузника» на Андрея Вознесенского. Он сам никогда не мог этого забыть. «П… сы» в адрес художников, спор с Эрнстом Неизвестным. Как забыть Солженицына, Виктора Некрасова, Трифонова, Дудинцева… Аксенова, Галича, Войновича - уже при Брежневе.

Очень многие приспособились. Да, продались за посты, за дачи, за тиражи. Но единицы, совсем отдельные люди не позволяли себе такого. Соблазнялись, конечно, но в итоге выпрямляли спину, поднимали голову и не уступали власти. Ни на йоту.

Если говорить о кинодеятелях, пострадавших от тех, «кто сильнее тебя», имя им легион. Аскольдов, Герман, Тарковский… Вам мало? Нет, их не может быть мало, каждый - личность, каждый - судьба…

Но вот к власти пришел Михаил Горбачев. Интеллигенция тут же очаровалась им, влюбилась в него. Ей, интеллигенции, обычно очень хочется в кого-нибудь влюбиться из высшей власти. А потом быть рядом по мере возможности. Советовать, шептать на ушко. Это льстит.

Однако Горбачев был непоследователен - и вашим, и нашим. И тогда интеллигенция полюбила Бориса Ельцина. Покинув, само собой, Горбачева. Он остался один, без их мощной поддержки, прямо как король Лир. И рухнуло государство.

Власть тоже любит интеллигенцию. Тоже порой заискивает перед ней, тоже хочет понравиться. «Других писателей у меня для вас нет», да. Но все-таки власть любит лояльную интеллигенцию, прикормленную. Каковой она и была последние 17 лет при Путине. Даже Александр Сокуров, еще недавно заступавшийся за Олега Сенцова на известном совещании, очень, очень, очень долго извинялся. Мягко стелил, но все-таки стоял на своем.

И вот, кажется, прорвало. «Не могу молчать!» - говорил по такому случаю Лев Николаевич Толстой, считавший «интеллигенцию» ругательным словом. Гиря до полу дошла, и они возопили.

Интеллигенция - это страшная сила. Это вам не какие-то безусые юнцы, школьники, студенты, непоротое поколение. Это люди слова. Которые штык могут приравнять к перу, не меньше. Это люди, которых слушают, по крайней мере, прислушиваются. Люди, не утратившие еще до конца репутацию и уважение.

Что делать теперь власти? Срочно зарядить свою интеллигенцию из «Золотого орла»? Натравить на отказников штатных бульдогов и шавок из телевизора? Перестать финансировать, оставить на голодном пайке? Опять задобрить званиями, орденами и медалями, расцеловать в засос, задушить в объятиях? Или поручить думцам издать новейший закон о том, что подобные выступления со сцены приравниваются к несанкционированным митингам?

Трудно сказать… Резьба сорвалась, крышка слетела, пар уже пошел. С кем вы, мастера культуры? Неужели готовы идти до конца? Если да, то Кремль останется голым, как тот король. Да, с Хирургом, с Кургиняном, с Соловьевым… Но это совсем не те атланты, которые держат небо.

Лауреат премии «Ника» Елена Коренева прокомментировала критику за поддержку участников несогласованных протестов. Об этом сообщает радиостанция «Говорит Москва» .

Ранее депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Евгений Федоров заявил , что у кинематографистов, которые на церемонии вручения «Ники» говорили о необходимости диалога с участниками несогласованных митингов 26 марта, отсутствует понятие патриотизма и понятие любви к Отечеству.

Со своей стороны, Коренева сказала, что претензии Федорова вызывают лишь «гомерический хохот» или «тяжелое молчание».

«У нас так заездили слово «патриотизм», что просто не хочется эту тему сейчас обсуждать», – отметила актриса.

Она призвала говорить о совести, свободе, морали, достоинстве, порядочности, силе духа, а также о насилии, которое наблюдается как в бытовых ситуациях, так и в самых глобальных.

По словам Кореневой, фильм «Ее звали Муму», который она представляла, снимался принципиально не на государственные деньги.

«Но даже тот, кто получает деньги от государства, не должен бить челом и сгибаться в позе вечной благодарности, потому что государство должно поддерживать культуру, это его обязанность», – добавила актриса.

На прошедшей церемонии вручения премии «Ника» многие из награжденных использовали сцену Театра имени Моссовета для выражения своей гражданской позиции по вопросу отношения к политзаключенным, а также к массовым задержаниям молодых людей, прошедших 26 марта на несогласованном митинге в городах России.

Актриса Елена Коренева рассказала, что побудило ее выступить со сцены «Ники» в защиту политзаключенных

© Фото ИА «Росбалт», Александра Полукеева

Актриса Елена Коренева, которая выступила со сцены «Ники» в защиту политзаключенных, рассказала в интервью телеканалу «Дождь» о причинах, толкнувших ее на эту политическую речь. Актриса, в частности, призвала обратить внимание на судьбу Олега Сенцова.

«Дело в том, что я лично, когда я посмотрела программку, и знала, что Александр Сокуров будет, что он получит приз „За честь и достоинство“, что будут чествовать Юрия Арабова, персональный приз получит Паша Бардин, который снял сериал „Салам Масква“, который я еще не видела, который пять лет лежал на полке и его не показывали, это довольно острая тема, я уже поняла, также чествовали Александра Наумовича Митту, я поняла, что будет говорить Сокуров, о злободневном, актуальном, важном, о гражданском обществе и его проблемах, — рассказала Коренева. — Тем более, что эта „Ника“ происходила 28 марта, после событий 26 марта, с выходом в разных городах на антикоррупционное шествие или митинг очень большой массы людей, в частности, в Москве и в Санкт-Петербурге. И то, какое количество людей попали в автозаки, как с ними обращался ОМОН, просто выхватывая из толпы, что, собственно, типично, это происходит на всех больших, на многих шествиях и митингах. Просто мирно стоящие или идущие люди, в определенный момент врезается отряд ОМОНа, рассекает толпу и выхватывает абсолютно произвольно людей, тащит кого-то по земле, пожилых людей, не обращая внимания на возраст. То есть это закономерно было, я думаю, это подогрело вот это настроение со стороны определенных выступающих».

По словам Кореневой, когда она вышла на сцену и надо было что-то сказать, то «начала говорить о том, что я в конце концов сыграла мать оппозиционера».

«Я действительно играла мать оппозиционера, ее звали Муму, то есть я как бы говорила от образа. Я подумала о том, что я могу это сказать, а больше меня волновало то, что я чувствовала, что от нас ждут… какого-то большего откровения, — призналась актриса. — Речь не о том, оппозиция ты, не оппозиция, назови себя никак, просто человек, ни к чему не призывай, но просто формулируй то, на что невозможно закрывать глаза, потому что, как сказал Александр Николаевич Сокуров, что давайте добьемся закона, запрещающего сажать в автозаки женщин и детей, которые вышли на площадь, на митинги и марши, право на которые имеют все наши граждане по закону. На мирные, они всегда мирные, все, что не мирное, то провокация. Но дело не только в детях и женщинах, а вообще в каждом человеке… Вид человека, которого волокут по земле в автозак, и вид того, как расправляются дубинками над людьми, которые что-то выкрикивают, если даже, это не может не волновать просто человека, у которого на месте сердце, душа, глаза и уши. И об этом обязаны говорить мы… А потом, если говорить обо мне, необязательно иметь в роду какую-то историю, но я людям, которых арестовывают, а особенно политзаключенным, по навету, по дезинформации намеренной и так далее, сопереживаю особенно, потому что у меня были репрессированы бабушка с дедушкой в тридцатых годах. Потом реабилитированы, но дедушка был расстрелян к тому моменту. И я чувствую это, свою причастность, я не могу их предать».

Церемония награждения российской кинематографической премии «Ника 2017» прошла 28 марта в Государственном академическом театре имени Моссовета. Церемония «Ники» получилась несколько скандальной: практически каждый лауреат сказал со сцены речь, пронизанную разной степенью несогласия с действиями российского правительства.

«Так как я играла мать оппозиционера, я хочу сказать два слова, — сказала Елена Коренева. — Я говорю это для себя, вы все знаете, что я хочу сказать. У нас список политзаключенных насчитывает где-то в районе ста человек. Он, возможно, будет пополняться, я назову три имени: Олег Сенцов, наш коллега, украинский режиссер, который получил паспорт российского гражданина против своего желания и был здесь осужден на двадцать лет и отбывает срок в Якутии. Сергей Мохнаткин, пожилой человек, с переломом спины, который впервые вышел на площадь 31 числа какого-то месяца, он защитил женщину от побоев полицейского и так он попал в автозак. Это было начало его долгого, тюремного, к сожалению, пути. Третий человек — это брат Алексея Навального, Олег Навальный, который сидит в одиночке, по повторному УДО не получил свободу из-за одиннадцати не погашенных нарушений. Одно из них — типичное, он снял верхнюю куртку или кофту, занимаясь зарядкой в камере. Я повторяю, что я говорю это больше для себя. И мы не можем им помочь, но мы должны знать, как это происходит».

Ранее, напомним, режиссер Александр Сокуров, получивший премию имени Эльдара Рязанова «Честь и достоинство», также , после которой зал устроил овацию, многие присутствующие встали.

26 марта во многих городах России состоялись протестные акции против коррупции, в том числе не согласованные с властями. В Москве, по разным оценкам, в несанкционированной акции приняли участие от 10 до 50 тыс. человек. На митинге, по официальным данным полиции, были задержаны около 500 человек.

0 29 марта 2017, 03:25

Этим вечером в государственном академическом театре имени Моссовета было шумно как в день премьеры новой постановки. Но нет, сегодня на Большой Садовой 16 прошла не презентация очередного спектакля, а XXX торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии "Ника"..

Съезжаться на премию "Ника-2017" звездные гости и номинанты этого года начали с семи часов вечера. К половине восьмого в холле Моссовета было уже не протолкнуться. Возможно, в любой другой день суета и толкучка возле гардероба разозлила бы кого-то, но только не сегодня: каждое столкновение, сопровождаемое "ой, извините", заканчивалось объятиями и поцелуями — графики, знаете ли, лишь на крупных премиях и фестивалях и остается обмениваться с коллегами и друзьями новостями.

Впрочем, за разговорами Марина Александрова, Светлана Устинова, Юлия Высоцкая, Андрей Кончаловский, Вадим Верник и другие звезды провели не так уж много времени. Довольно скоро в зале театра, куда после фотоколла перемещались прибывшие знаменитости, погас свет, зазвучали аплодисменты, ознаменовав собой начало церемонии.

Правда, эти самые аплодисменты не очень-то впечатлили Юлия Гусмана, поэтому он попросил собравшихся повторить. И не ради него, а ради телезрителей. Разумеется, в шутливой форме:

Мне-то все равно. Меня потом вырежут, останусь только в самом начале, да в конце, произносящий "Добрый вечер" и "Спасибо, что пришли". Но нас же сейчас смотрят по онлайн ТВ люди по всему миру. В Австралии, например, три человека.



Получив желаемое, Гусман удалился за кулисы, а его место занял Леонид Ярмольник, прочитавший для гостей премии "Ника-2017" стихи, написанные специально к юбилейной церемонии.

Затем перед зрителями появился советник президента России по культуре Владимир Толстой, зачитавший телеграмму от Владимира Путина:

Вот уже тридцать лет "Ника" занимает достойное место в календаре наиболее значимых событий в культурной, общественной жизни страны, определяет вектор развития отечественного кинематографа, отдает дань безмерного уважения нашим прославленным мастерам, зажигает новые звезды. Членам киноакадемии предстоит решить непростую и очень ответственную задачу — подвести итоги минувшего года, который был объявлен Годом российского кино, и назвать имена тех, кто удостоился чести стать лауреатом и победителем.

Также президент выразил уверенность в том, что "заслужить высокую оценку коллег, стать лауреатом легендарной "Ники" — мечта представителей всех кинематографических профессий награды", ну а сегодня награды получат "самые достойные".



То ли конфуз, то ли шутка от организаторов премии "Ника" (пародия на ?) произошла во время оглашения победителя в номинации "Лучшая операторская работа". Для вручения награды на сцену был приглашен Игорь Клебанов. Произнеся несколько слов, он огласил имя:

Владислав Опельянц...

И в этот момент зал взорвался аплодисментами, но не тут-то было. Клебанов продолжил:

Нет-нет. У меня еще абзац текста. И конверт я не открывал. Итак, Владислав Опельянц... Максим Осадчий... Александр Симонов... Все они — профессионалы своего дела, заслуживающие этой награды.

Однако победить, как мы знаем, может только один. И им стал Максим Осадчий, чью работу над фильмом "Дуэлянт" академики не могли не отметить.

Впрочем, определить одну победительницу в номинации "Лучшая женская роль второго плана" члены Российской академии кинематографических искусств все же не смогли, поэтому в конверте оказалось сразу два имени — Юлии Ауг, сыгравшей в "Ученике", и Елены Кореневой, исполнившей роль в фильме "Ее звали Муму".




Не обошлось этим вечером и без политики. Режиссер фильма "Коллектор" Алексей Красовский, поднявшийся на сцену за наградой в номинации "Окрытие года", напомнил о всероссийских митингах, прошедших 26 марта. В ходе акций полицейские задержали 1 000 человек, многие из которых получили сроки. Пользуясь моментом, он попросил людей в зале содействовать, чтобы хоть что-то изменить.

Александр Сокуров пошел по тому же пути. Режиссер предложил принять закон, запрещающий арестовывать девушек и женщин, участвующих в общественных акциях, и даже прикасаться к ним. Его рецепт оздоровления общества:

Мы должны бороться за гуманитарное просвещение, только это избавит нас от дикости, от возможных политических катастроф.


Полный список победителей премии "Ника-2017":

Лучший игровой фильм — "Рай", режиссер Андрей Кончаловский, продюсер Андрей Кочаловский

Лучший неигровой фильм — "В лучах солнца", режиссер Виталий Манский

Лучшая мужская рольТимофей Трибунцев, "Монах и бес"

Лучшая женская роль — Юлия Высоцкая, "Рай"



Лучшая мужская роль второго плана — Борис Каморзин, "Монах и бес"

Лучшая женская роль второго плана — Юлия Ауг ("Ученик") и Елена Коренева ("Ее звали Муму")

Лучшая режиссерская работа — Андрей Кончаловский, "Рай"

Лучшая сценарная работа — Юрий Арабов, "Монах и бес"

Лучшая операторская работа — Максим Осадчий, "Дуэлянт"



Лучший фильм стран СНГ и Балтии — "Чужой дом" (Грузия), режиссер Русудан Глурджидзе

Лучший анимационный фильм — "Кукушка", режиссер Дина Великовская

Лучшая музыка к фильму — Эдуард Артемьев, "Дуэлянт"

Лучшая работа звукорежиссера — Максим Беловолов, "Монах и бес"

Лучшая работа художника — Андрей Понкратов, "Дуэлянт"



Режиссер фильма "Чужой дом" Русудан Глурджидзе (в центре) с продюсерами проекта

Лучшая работа художника по костюмам — Татьяна Патрахальцева, "Дуэлянт"

Открытие года — Алексей Красовский (сценарист и режиссер), "Коллектор"

Приз имени Эльдара Рязанова "Честь и достоинство" — Александр Николаевич Сокуров

"За вклад в кинематографические науки, критику и образование" — Андрей Степанович Плахов

Специальный приз Совета Академии "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" имени Алексея Германа — Александр Наумович Митта

"За творческие достижения в области телевизионной кинематографии" — фильм "Салам, Масква", режиссер Павел Бардин

Практически под конец церемонии на сцене появился Александр Митта. Так случилось, что этим вечером ему вручили не только статуэтку "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф", но и огромный торт: 28 марта режиссер отпраздновал 84-летие.

Поздравляли Александра Наумовича и академики, и ученики кинематографиста, и гости премии - все они исполнили для именинника песню Happy Birthday to You.

Завершилась премия традиционной совместной фотографией всех лауреатов, стоящих на сцене под дождем из конфетти.

В Москве на вручении кинопремии "Ника" российские режиссеры и актеры высказались об антикоррупционных протестах, которые 26 марта прошли во многих крупных городах России. Режиссер Алексей Красовский призвал киносообщество использовать свою власть, чтобы что-то изменить в судьбе задержанных. Его поддержали Виталий Манский, Александр Сокуров и актриса Елена Коренева. В интервью DW лауреатка премии "Ника", актриса Елена Коренева (известна по ролям в фильмах: "Большая перемена", 1973; "Ася", 1977; "Сибириада", 1978; "Ярославна, королева Франции", 1978; "Экипаж", 1979; "Тот самый Мюнхгаузен", 1979 и др.) рассказала о протестных акциях, насилии в отношении общества и уроках патриотизма в российских школах.

DW: Актриса Юлия Ауг сказала, "что такого очень давно не было, чтобы "Ника" была акцией протеста, и этот факт значит, что нарыв созрел". Про какой нарыв она говорила?

Елена Коренева: Я не назвала бы это акцией протеста. Акция протеста - это неожиданная для всех по многочисленности демонстрация 26 марта, где, как пишут независимые источники, было задержано около тысячи людей. Но все-таки церемония вручения премии "Ника" отличалась от предыдущих, может быть, именно потому, что нарыв действительно созрел. С другой стороны, говорить о наболевшем и несправедливом должно быть естественным и обыденным делом, а не акцией. Публичные люди и СМИ должны поднимать эти вопросы. Это не должно превращаться в кульминационный момент по какому-то поводу, тем более для людей, занимающихся творчеством, кинематографом, театром, правозащитная деятельность - в каком-то смысле суть искусства. Я согласна, что нарыв созрел. Времена сегодня очень тяжелые с точки зрения насилия над человеком: когда избивают дубинками мирно шествующих людей, которые вышли на площадь. Право на мирное шествие у нас прописано в конституции. Когда ОМОН избивает людей, когда старых и молодых людей волокут по асфальту, засовывают в автозак и обращаются с ними как с нелюдями - это как будто война, где есть враг, которого нужно унизить и уничтожить. Шокирует то, что это стало нормой во взаимоотношениях с ОМОНом, который представляет власть.

На церемонии награждения были подняты вопросы о взаимоотношении общества и власти, насколько важно говорить о той части общества, которая не реагирует на насилие, применяемое к ее согражданам?

Это сложный вопрос. У каждого человека есть друзья, близкие, коллеги, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения по целому ряду вопросов. Это привносит очень много конфликтов, и каждый отстаивает свою позицию страстно. Меня иногда спрашивают, как я могу общаться с человеком, который занимает позицию власти, предположим? Я говорю, что отношусь к людям, которые не проявляют активности в защите своих или чужих прав, терпимо и с долей понимания. У них причины самые разные - страх, изоляция в творчестве и работе. У людей жизнь трудная, и они дистанцируются от политики. Меня такие настроения тоже иногда посещают, так как вариться во всем этом очень тяжело. Сегодня картина настолько неприглядная. Осознание того, что все до такой степени цинично, травмирует человека. Это психологическая защита.

Но есть люди, которые зомбированы. У них нет опыта сбора информации в разных источниках, нет опыта политической дискуссии. Мы знаем заранее, какие выступления из премии "Ника" на федеральных каналах вырежут, а какие оставят. В итоге зритель видит подправленную картинку, не говоря уже о навете, пропаганде, дезинформации по поводу всех, кто критикует власть. По конституции все марши должны носить не согласовательный характер, а осведомительный: сколько человек должно выйти, по какому маршруту и в какой интервал времени. Административные аресты могут применяться, если это будет нарушено. Само право выхода на протест прописано у нас в законе. И я, как участник подобных маршей и митингов, считаю, что они абсолютно мирные. Если кто-то зажигает файеры, то это очевидная провокация.

- Поможет ли тогда просвещение? Об этом на выступлении говорил Александр Сокуров…

Да, просвещать нужно. Но я вспоминаю два скандальных ролика. Школьники в Брянской школе записали видео, как кого-то из их одноклассников забрала полиция, потому что он собирался идти на марш Навального. Директор и учительница устроили им лекцию-обструкцию: они говорили казенным языком и были настолько перепуганы, что общались с ними, как с маленькими недоразвитыми детьми, которым можно солгать во имя воображаемого блага. Второй случай - консерватория, где читали список пятой колонны. Это не частный случай, не импровизация одного человека. Этим занимаются СМИ. В список попали Дмитрий Быков, Михаил Горбачев, Лия Ахеджакова, Николай Сванидзе и другие. Это дикость, разжигание ненависти. К вопросу о просвещении - нужен противовес. Те, кто может, должны использовать трибуну или даже в своих работах говорить об этом. Но пока силы неравные.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!