Это жизнь - портал для женщин

Великие иудеи. Ход военных действий


Участие в войнах: Участие в антиримском восстании.
Участие в сражениях: Бетер.

(Simon bar Kokhba) Предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане (131-135)

В течение 115—118 гг. иудеи трижды пытались безуспешно свергнуть ненавистное им римское иго. Наконец, в 130 г., сразу же после отъезда императора Адриана из Сирии, тайно подготовленное восстание началось снова, и во главе его стал Бар-Кохба .

Он присвоил себе это прозвище (Бар-Кохба , что значит: сын звезды), так как древнее пророчество Моисея о восходящей из колена Иакова звезде должно было, по его убеждению, исполниться на нем. Впоследствии это прозвище было заменено другим — Бар-Казиба (сын лжи).

Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые вынуждены были оставить Иерусалим. Он был даже объявлен царем и стал чеканить собственную монету.

Война перешла за переделы самой Палестины. Пятьдесят городов и множество деревень признали власть восставших, в рядах которых сражался и знаменитый раби Акива со своими учениками. Но когда явился полководец Адриана Юлий Север , Иерусалим пал.

Тогда Бар-Кохба удалился в крепость Бетер.

В августе 135 г. осажденные были голодом принуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от рук восставших.

Почти шестьсот тысяч иудеев погибли в этой битве. Многие, в том числе и Акива , были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.

[арам. -сын звезды], прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее. Основной причиной восстания послужило решение имп. Адриана построить на месте разрушенного римлянами в 70 г. Иерусалима рим. колонию Элия Капитолина с храмом Юпитера. Восставшие провозгласили своей целью спасение Израиля, освобождение Иерусалима и восстановление храма. Адриан, сосредоточив в Иудее крупные силы и лучших полководцев, добился ценой тяжелых потерь подавления восстания. В 135 г. Б.-К. погиб при захвате римлянами крепости Бетар недалеко от Иерусалима. Огромное число жителей Иудеи пали в боях или умерли от голода и эпидемий, Иудея была переименована в Сирию Палестину. Евреям было запрещено не только жить в Иерусалиме, но даже приближаться к нему. Он был отстроен заново как рим. г. Элия Капитолина. Имп. Адриан ввел ряд суровых запретов религ. характера, в частности на обряд обрезания. За отказ подчиняться этим требованиям был подвергнут мучительной казни один из самых авторитетных евр. законоучителей рабби Акива . После смерти Адриана (138) эти запреты были отменены.

«Римская история» греч. историка Диона Кассия (LXIX 12-14) является основным источником, рассказывающим о ходе восстания, однако в ней ничего не сообщается о его вожде. O происхождении и жизни Б.-К. до начала восстания сведений также нет. Сохранившиеся разнородные, фрагментарные и не всегда достоверные свидетельства позволяют воссоздать неск. различных образов Б.-К. В изображении христ. писателей II-VI вв. Б.-К. предстает разбойником, самозванцем и жестоким гонителем христиан. Евсевий Кесарийский пишет, что «вождем иудеев был человек по имени Баркохеба, что значит «звезда»,- убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушал рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им замученным свет» (Hist. eccl. IV 6. 2-3). Ссылаясь на апологию мч. Иустина Философа , жившего в Палестине при Б.-К., Евсевий указывает: «Баркохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отреклись от Христа и отказывались хулить Его» (Ibid. IV 8. 4); в «Хронике», дошедшей до нас в лат. версии Иеронима, Евсевий сообщает о др. причинах жестокости Б.-К.: «Семнадцатый год правления Адриана [т. е. 133 г. по Р. Х.- Ред .] Кохеба, вождь иудейской секты, преследовал христиан и убивал их всевозможными способами, они отказывались помогать ему против римских войск» (PL. 26. Col. 619). Подобный образ Б.-К. сложился в среде палестинских христиан как под воздействием тех гонений, к-рым подвергались их собратья, не желавшие участвовать в восстании против Рима, так и вслед. широко распространенных среди них ожиданий прихода лжемессии.

В талмудической традиции III-VI вв. вождь восставших именуется Бар (или Бен)-Козба (арам. ), что означает «сын лжи» или «лжец». Судя по сообщению Иерусалимского Талмуда («Учил рабби Симон бен Иохай: Акива, мой учитель, указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24. 17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия». Сказал ему Иоханан бен Торта: «Акиба, раньше трава произрастет из щек твоих, чем придет сын Давида»» - Таанит 4, 68d), представление Акивы о мессианстве Б.-К. не разделялось др. законоучителями. В Вавилонском Талмуде указывается: «Бар-Козба царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд. Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин 93b). Агадические предания представляют Б.-К. могучим богатырем, от колена к-рого отлетают обратно и убивают римлян ядра, выпущенные из их баллист. Даже имп. Адриан изумляется его доблести. Вместе с тем там же Б.-К. характеризуется как человек грубый, недалекий и безмерно гордый, обращающийся к Богу с молитвой, чтобы тот не вмешивался в его войну с Римом, поскольку он и сам справится. Гибель Б.-К. приписывается Божией воле (Таанит 4, 68 сd).

На монетах, а также в письмах и документах самого Б.-К., найденных в пещерах Иудейской пустыни в 50-60-х гг. XX в., он именует себя: «Симон, князь Израиля», но нигде не указывает на свое мессианство. В этих свидетельствах он предстает как глубоко религ. человек, следящий за строгим исполнением всех праздничных обрядов и ритуалов даже в период военных действий и называющий своих приверженцев «братьями». В то же самое время он выступает в образе энергичного и жесткого командующего, озабоченного мобилизацией всех людских и материальных ресурсов на борьбу с Римом и угрожающего подчиненным ему военачальникам и управляющим суровыми карами за неповиновение. Т. о., в условиях широко распространенных в Палестине мессианских ожиданий Б.-К. помимо своей воли стал восприниматься отдельными приверженцами как Мессия, а противниками - как лжемессия.

Лит.: Yadin Y. Bar-Kokhba: The Rediscovery of the Legendary Hero of the Last Jewish Revolt against Imperial Rome. L.; Jerusalem, 1971; Schafer P. Der Bar-Kochba Aufstand: Stud. z. 2. judischen Krieg gegen Rom. Tüb., 1981; Isaak B., Oppenheimer A. Bar Kokhba // ABD. Vol. 1. P. 598-601; Wise M. O. Bar Kokhba Letters // Ibid. P. 601-606; Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны - с 70 по 220 г. н. э.): Сб. статей. Тель-Авив, 1999. С. 266-284, 308-334, 360-373.

А. Л. Смышляев

Имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. - умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана , проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни . Так, дата одного из этих документов - «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря . В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим - Бет-Гуврин . Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере...» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма . Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иех ошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки .)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа , граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иех уде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним ) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот , и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кох енам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой , преданных римлянами мученической смерти.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 291–296.
Издано: 1976.

: Баала - Бделлий . Источник: т. 3: Арабско-еврейская литература - Бделлий, стлб. 849-857 () Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ : ПБЭ : ЭСБЕ :


Бар-Кохба (בר כוכבא ). - Восстание киренских, кипрских и египетских евреев в последние годы царствования Траяна не было еще окончательно подавлено, когда Адриан в 118 г. принял бразды управления Римской империей. Театр войны был перенесен в Палестину, куда бежал еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его. Турбон приговорил к смерти Юлиана и Паппуса, двух братьев, бывших душой восстания, но сам был казнен по особому приказу из Рима; так спаслись оба брата (Sifra, Emor, VIII, 97, изд. Вейсса, 99г; Meg. Taanith, XII; Taanith, 18б; Семах., VIII; Kohel. r., 17). Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в Палестине. Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что р. Гамлиел II, лежавший на смертном одре и вскоре скончавшийся, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, напр., р. Элиезер и р. Иошуа бен-Хананья, осуждали эту меру (Jer. Taan., II, 66а; Jer. Meg., I, 70d; Rosch ha-Schan., 18б). Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито; «убитые в Лидде» часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения (Pes., 50a; Baba Bathra, 106; Kohel. rab., IX, 10). Паппус и Юлиан были также умерщвлены римлянами в этом году (Taan., 18б; Jer. Taanith, 66б). Это все, что упоминается в талмудических источниках о важных событиях кампании Квиета. Один древний еврейский источник утверждает, что между «polemas» (= войной) Квиета и восстанием Б.-К. прошло шестнадцать лет (Seder Olam Zutta, в конце); сохранившаяся на армянском языке летопись Евсевия (Chronicorum Canonum, стр. 383, Milan, 1818) и летопись Иеронима упоминают о войне с иудеями, происшедшей в первом году царствования Адриана. Последующие события становятся понятными, только если иметь в виду эту войну, ибо если Адриан непосредственно после восшествия на престол придерживался мирной политики, то он должен был раньше почувствовать силу повстанцев. Спартиан, биограф Адриана, сообщает, что император стремился сохранить мир в пределах империи, и указывает вместе с тем на беспокойное население Ливии и Палестины; это указание, несомненно, относится к евреям. Адриан, по-видимому, разрешил восстановить иерусалимский храм. Евреи диаспоры уже начали возвращаться в Иерусалим, и братья Юлиан и Паппус стали думать об обмене иностранных денег на римские, когда благодаря наговору самарян император приказал прервать строительные работы (Ber. r., LXIV, 7). Об этой предполагавшейся реставрации храма упоминают Златоуст (Oratio III in judaeos), Coron. Alex (в 118 г.), Никифор (Hist. eccl., III, 24) и Цедрен (Script. Byz., XII, 249). Смотрителем при постройке храма был, по словам Епифания, благочестивый прозелит Аквила (Епифаний, De ponderibus et mensuris, XIV). Адриан еще не решался просто запретить восстановление святилища, но потребовал, чтобы новый храм был несколько удален от того места, где стоял старый, условие, которого евреи, разумеется, не могли принять. Они взялись за оружие и собрались в долине Риммон, расположенной на знаменитой исторической равнине Изреел. Восстание казалось неминуемым, однако Иошуа бен-Хананья стал убеждать собравшихся успокоиться, указывая на грозящую им всем опасность; ему, наконец, удалось умиротворить их (Ber. r., LXIV, кон.). Но успокоение оказалось только внешним, в действительности же евреи в течение свыше пятнадцати лет готовились к борьбе против Рима.

Бронзовая монета второго еврейского восстания (первый год восстания).

Оружие, заказанное им римлянами, они нарочно изготавливали плохо, чтобы удержать его у себя, после того как римляне забракуют его. Они обратили горные пещеры в убежища и укрепления и соединили их между собой подземными ходами (Дион Кассий, LXIX, 12). Существует предположение, что путешествия знаменитого танная р. Акибы были предприняты с целью заинтересовать евреев самых отдаленных стран в будущей борьбе. Он посетил Парфянское царство, Малую Азию, Каппадокию и Фригию, а может быть, даже некоторые страны Европы и Африки. Приготовления, задуманные в таком широком масштабе, навряд ли были неорганизованными, и можно предположить, что вождь восстания, Б.-К., исподволь готовился к нему в первые годы правления Адриана. - Б.-К., герой третьей войны против римлян, цитируется под этим именем только у церковных писателей. Языческие авторы совсем не упоминают о нем, а еврейские источники называют его Бен (или Бар) Козиба или Козба. Некоторые полагают, что он назывался так по городу Кезиб (Быт., 38, 5) или Козеба (I Хрон., 4, 22), однако вероятнее, что таково было имя его отца. Другие полагают, что имя Бар-Козиба было оскорбительным прозвищем («Сын лжи»), полученным им после неудачного исхода восстания. Хотя такое объяснение, по-видимому, как бы подтверждается словами патриарха р. Иегуды I (Echa rabbati, II, 5), но это только доказывает, что уже в очень раннюю эпоху на Б.-К. возлагалась ответственность за несчастья, постигшие его народ; с другой стороны, несомненно, что имя Б.-К. является лишь прозвищем, полученным вождем благодаря тому, что р. Акиба применил к нему стих: "«Восходит звезда от Якова… и разит князей Моаба, и сокрушает всех сыновей Сета» (Числ., 24, 17). Евсевий (Hist. eccl., IV, 6, 2) также прибавляет к имени Βαρ κωχέβαβ замечание, что оно означает «звезда»; Синкелл (Chronographia, в Script. Byz., IX, 348) делает подобное же замечание. Это доказывает, что они знали, что имя Б.-К. только символ. Синкелл называет Б.-К. также «единственным сыном» (μονογενής), что соответствует еврейскому «Jachid». Если это не мессианическое имя, как предполагает Ренан (L’église chrétienne, 2 изд., стр. 200), тогда приходится понимать его как указание, что Б.-К. был единственным сыном своих родителей. Пылкая фантазия борцов за свободу пыталась найти особую заслугу даже в таком мелком факте. Была, между прочим, сделана попытка открыть на одной поддельной монете прозвище μονογενής и отнести, таким образом, данную монету к эпохе восстания именно Б.-К, так как и Талмуд упоминает про «монеты Козби», т. е. монеты Б.-К. (Tos. Maas. Scheni, I, 6; Baba Kama, 97б), но по контексту подобное толкование оказывается невозможным. По этим монетам следовало бы заключить, что Б.-К. назывался Симоном. Подобные же примеры опущения имени наблюдаются в именах Бен-Зома и Бен-Азай; каждый из них также носил имя Симона; но связь этих монет с Б.-К. не может быть поддержана, так как в действительности монеты относятся к Симону Маккавею (Ренан, там же, стр. 197). Вот почти все, что известно о личности Б.-К.

Медная монета второго восстания евреев.

Приведенные скудные данные так неопределенны, что оставляют под сомнением даже имя героя. Все другие сообщения о нем носят легендарный характер. Подобно вождю невольников «Евну из Сицилии», он, по рассказам, изрыгал горящую паклю (Hieronymus, Anal. II adv. Rufum). Сила его была так велика, что он мог коленями отбрасывать в римлян камни, пущенные римскими пращниками (Echa rabbati, II, 2). Б.-К., по рассказам, испытывал доблесть своих солдат, приказывая каждому из них отрубить себе палец. Когда об этом узнали еврейские мудрецы, они восстали против такого самоизувечения и посоветовали ему повелеть, чтобы каждый всадник показал, что он в состоянии вырвать с корнем кедр Ливанский, скача во весь опор. Б.-К., таким образом, получил 200.000 воинов, выдержавших первое испытание, и 200.000 героев, совершивших последний подвиг (Jer. Taanith, IV, 68d). Должно быть, во время войны, когда Б.-К. уже совершил чудеса геройства, р. Акиба сказал о нем: «Вот царь Мессия» (ib.). Ho заносчивый Б.-К. имел дерзость - так продолжает предание - обратиться к Богу с следующими словами: «Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи» (ib., Echa rabbati, l. c.; Git., 57a и сл.; Jalk., Debarim, 946); некоторые мудрецы, и между ними его дядя р. Элеазар из Модина, не верили поэтому в его мессианскую миссию.

Бронзовая монета времен войны Бар-Кохбы.

Еврейские средневековые источники упоминают также о сыне и внуке Б.-К. После смерти ему наследовал его сын Руф - имя, которое по правильному объяснению означает «красный», - а ему, в свою очередь, наследовал сын Ромул, и только в царствование Ромула, сына Руфа, сына Козибы, императору Адриану удалось подавить восстание (Авраам бен-Давид в Medaival Jewish chronicles Нейбауэра, Ι, 55). «Nizzachon» (к Дан., 9, 24) прибавляет, что Б.-К. был потомком царя Давида; это утверждение похоже на правду, так как происхождение от Давила было необходимо для того, чтобы быть признанным Мессией. Гедалья ибн-Яхья (Schalscheleth ha-Kabbalah, s. v. Akiba) и Гальперин (Seder ha-Doroth, I, 126а, виленск. изд., 1891) упоминают о трех поколениях царей из рода Б.-К. - факт, оспариваемый Давидом Гансом (Zemach David, ч. I, под 880 годом), причем, однако, прибавляет, что Ромул, подобно деду, носил имя Козибы; поэтому нет противоречия между этим фактом и сообщениями Талмуда. Утверждение Ганса, что Б.-К. и его потомки царствовали двадцать один год, могло бы быть приблизительно верным, если взять весь период от 118 до 135 г., хотя и тогда выйдет только семнадцать лет. Довольно странно, что Грец и другие еврейские историки совершенно умалчивают об этих еврейских преданиях, между тем как Мюнтер и Грегоровиус считают их по крайней мере достойными упоминания. - Как будто нарочно для того, чтобы еще более увеличить возбужденное состояние евреев, случилось так, что власть над Иудеей была вверена одной из наиболее ничтожных личностей тогдашнего Рима, главному наместнику Тиннию Руфу (таково, по-видимому, было его имя; ср. Боргези, Грегоровиуса, Ренана, Моммзена и Шюрера; другие называют его различно Тиннием, Титом Аннием, Тацинием или Руфом). Руф оскорблял евреев в их наиболее святых чувствах. За ним установилась репутация развратителя молодых женщин, и он, вероятно, послужил прототипом для изображения сладострастного Олоферна в книге Юдифь. С этим связана и талмудическая легенда, что непосредственной причиной восстания послужило оскорбление, нанесенное наместником новобрачным (Git., 57a). Пока император Адриан оставался поблизости, т. е. в Сирии и Египте (130 г. христ. эры), евреи сохраняли спокойствие (Дион Кассий, LXIX, 12) и даже чеканили особые монеты, на которых были выбиты в память посещения императором Иудеи слова «Adventui Aug. Judeae». Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию - Aelia Саpitolina, и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Дион Кассий, по крайней мере, упоминает об этом факте как о причине восстания, Евсевий же и другие историки церкви сообщают о решении императора как о результате восстания. Историки (Мюнтер, Грец, Грегоровиус) поэтому предполагают, что построение храма было начато еще до восстания, но прервано благодаря последнему. Сообщение (у Спартиана, гл. XIV) о том, что евреям было запрещено соблюдение обряда обрезания, также относится, вероятно, к периоду, последовавшему за восстанием. Еврейские источники сообщают, что во времена Б.-К. многие из тех, которые раньше старались скрыть знак Авраамова Завета, снова подвергли себя обрезанию (Jer. Schab., XV, 9; Jeb., 72а; Jer. Jeb., VIII, 9а; Beresch. r., XLVI). Из этих сообщений нельзя, однако, вывести, чтобы Б.-К. принуждал иудеохристиан подвергаться обрезанию (Basnage, Histoire des juifs, XI, 361, Роттердам, 1707), и рассказ о том, будто Б.-К. предавал мучениям христиан, не соглашавшихся отречься от Иисуса, сообщается только христианскими авторами (Юстин, Apologia, II, 71; ср. Dial., CX; Евсевий, в Hist. eccl., IV, 6, § 2, и в Chron., где он поэтому называет Б.-К. «разбойником и убийцей»; Орозий, Hist., VI, 13). Действительной причиной преследования христиан было, по-видимому, их нежелание соединиться с евреями в этой борьбе. Самаряне приняли в последней участие; евреи, жившие в других странах, также стекались массами; ряды восставших, кроме того, увеличивались примыкавшими к ним язычниками. Таким образом началась война, которая, по замечанию Диона Кассия, не была «ни ничтожной, ни кратковременной». Руф не мог выдержать первого натиска евреев и был вынужден уступать им почти без боя одно место за другим. В их руки перешло таким образом около пятидесяти крепостей и 985 неукрепленных городов и местечек (Дион Кассий, LXIX). Эти пятьдесят укреплений находились в Палестине, и можно довольно точно установить их местонахождение. Но хотя еврейское оружие не проникло за пределы Палестины, его успехи все же заставили римлян почувствовать грозившую им опасность. Они отправили на помощь Руфу сирийского легата Публия Марцелла, но и этот полководец также потерпел поражение. Неизвестно, овладели ли повстанцы Иерусалимом. Еврейские источники не упоминают об этом, а монеты, на которых написано «В память освобождения Иерусалима», не могут служить доказательством в пользу утвердительного ответа, потому что это, может быть, монеты Симона Маккавея. Грец является почти единственным историком, принимающим гипотезу о завоевании Иерусалима. Но если бы это было так, мятежники сделали бы центром своих операций не Бетар, а Иерусалим. Более того, Бетар, по Евсевию, находился по соседству с Иерусалимом. Это свидетельство Евсевия может одинаково относиться к местности, расположенной к северу или к югу от святого града. Как бы то ни было, в непосредственном соседстве с Иерусалимом никогда не мог бы возникнуть город, лежащий на том месте, которое, согласно еврейским источникам, занимал Бетар. - Адриан должен был после поражения Публия Марцелла призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера, для того чтобы отправить его против евреев. Севера сопровождал легат Адриана, Квинт Лоллий Урбик, прежний правитель Германии. Из этого видно, что Адриан лично не участвовал в данной войне (вопреки мнению, выраженному в еврейских источниках, в Hist. Armeniae Моисея Хоренского и в сочинениях Мюнтера и Лебрехта). В Палестине теперь действовали десятый, второй, третий и четвертый легионы; все эти войска были призваны из Сирии. Но даже с такой значительной армией Север не мог вступить в открытый бой с евреями. Он старался постепенно вытеснить их из занятых укреплений. Римляне были вынуждены вступить в Палестину с северной стороны, и здесь они взяли населенные и хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу, прозванный Цебуай (город красильщиков). Вслед за тем они обложили так называемый «Гар га-Мелех» (Тур Малка - «Царская гора»), где во главе евреев стоял некий «Бар-Дерома»; это, может быть, и был Бар-Кохба. Долина Риммон, называвшаяся, вероятно, также Бикат Яданим, исходный пункт восстания, стала ареной кровопролитного сражения (Elijahu r.; XXX; ср. Echa r., I, 16; Ber. r., LXIV, кон.). Римляне, рассказывают, должны были дать пятьдесят два, а по мнению некоторых писателей, пятьдесят четыре сражения, пока, наконец, не остался один только Бетар; последний благодаря измене также был захвачен римлянами, которые долго после этого не позволяли хоронить убитых.

Бронзовая монета времен второго еврейского восстания.

Война кончилась, и Б.-К. нашел смерть на стенах Бетара. Палестина подверглась неописуемым бедствиям. Страна превратилась в пустыню; евреи умерщвлялись массами Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий. Падение без явной внешней причины Соломоновой колонны в Иерусалиме должно было показаться евреям зловещим предзнаменованием. Действительно, по-видимому, настал конец еврейскому народу. Римляне также понесли большие потери. Рассказывают, что Адриан даже не послал в Рим обычного известия, что он и его войско здоровы (Дион Кассий, там же). Этот рассказ вряд ли верен ввиду того, что, как уже сказано, Адриан лично не участвовал в войне (см., однако, Revue ét. juives, I, 49). Сенат вторично избрал Адриана императором, а Юлий Север был удостоен ornamenta triumphalia (не нужно смешивать этого Севера с носившим то же имя правителем Вифинии, которого очень восхваляет Дион Кассий; полное имя этого правителя - Секст Юлий Север). - Указанная война, называемая в Мишне (Sotah, IX, 14) «последним полемосом», продолжалась три с половиной года (Seder Olam Rabba, в конце, согласно правильному чтению де Росси, а не два с половиной года, как обычно читается это место; Jer. Taanith, IV, 68г и сл.; Echa r., II, 2; Иероним к Дан., IX). Но это относится только к борьбе за Бетар. После падения этого города, которое, по преданию, произошло девятого Аба 135 г., римлянам пришлось еще сражаться с двумя братьями в Кефар-Харуба, близ Тивериады (Jalk, Debarim, 94в; в венецианском изд. здесь, однако, стоит «Кефар-Хананья», в противоположность тому, что в Echa r., l. c., и в Jer. Taanith). Адриан оставил гарнизоны в трех городах - в Хамате, находившейся близ Тивериады, в Кефар-Лекитии и в Бетэле, - чтобы перехватывать беглецов (Echa r., I, 16; в слегка измененном виде - в изд. Бубера, стр. 82). Тут, как и в вышеупомянутой долине Риммон, евреи завлекались ложными обещаниями. Многие евреи были проданы в рабство. Для этой цели был устроен рынок под теребинтовым деревом, которое отождествляется преданием с Авраамовым дубом; там евреи продавались по цене лошадей. Другие евреи были проданы в рабство на рынке в городе Газе, а остальные были увезены в Египет (Chronicon Alexandrinum, 224-я олимпиада, у Мюнтера, ib., стр. 113; Иероним, комментарий к Захар., 9, 5; Иер., 31, 15). Некоторым евреям все-таки удалось бежать в Малую Азию (Юстин, Dialogus cum Tryphone, I) или даже в Армению (Echa r., I, 15, изд. Бубера, стр. 77). - Эпоха, непосредственно следовавшая за подавлением восстания, была для палестинских евреев «опасным временем» («Schaat hasakanah»), в продолжение которого было запрещено соблюдение самых важных ритуальных обрядов. Талмуд сообщает, что были сделаны некоторые постановления на случай какой-нибудь неожиданной опасности. Время это называлось также временем «эдикта» («gezerah») или «преследования» («schemad», Schab., 60a; Schirr., II, 5). Прославляемые в легенде десять мучеников приняли в то время лютую смерть за веру, ибо государственная власть запрещала тогда изучение Торы, стремясь таким путем искоренить саму сущность иудаизма. Были, кроме того, запрещены празднование субботы, обрезание, ношение тефиллин и применение мезузы. Все эти и подобные постановления обнимаются выражением - «Адриановы гонения или репрессии» (см.). Было издано жестокое постановление, запрещавшее евреям приближаться к Иерусалиму, так что они не могли даже излить свое горе на Святой земле. Гора, на которой стоял храм, была вспахана плугом, а затем Иерусалим был превращен в языческий город под именем Aelia Capitolina. - История восстания Б.-К. была написана ритором Антонием Юлианом, но это произведение не сохранилось. Извлечение из сообщения Аристона из Пеллы дается в Historia Ecclesiastica Евсевия, IV, 6, но главным источником сведений является Historia Romana Диона Кассия, LXIX, гл. 12-14. Ценны также Chronicon Alexandrinum и сочинение Моисея Хоренского. Еврейские источники богаты сведениями, но ими нужно пользоваться с осторожностью. Это относится также к Samaritan Book of Joschua, изд. Juynboll, Leyden, 1848. Между современными авторами можно отметить Мюнтера, Ренана, Грегоровиуса, Иоста и Греца. - Ср.: Munter, Der jüdische Krieg, стр. 18, Altona und Leipzig, 1821; Revue des études juives, XXX, 212; Азарья де Росси, в Meor Enajim, XIX; Grätz, Geschichte, 3 издание, IV, 410; N. Brüll, в Jahrbücher; Rapoport, в Orient, 1840, стр. 248; G. Rösch, в Theol. Studien und Kritiken, 1873, стр. 77 и сл.; Magazin für das Wissenschaft des Judenthums, XIX, 229; Monatsschrift, XLIII, 509; Jüdische Zeitschrift Geiger’а, I, 199, II, 126; Weiss, Dor Dor we-Dorschaw, II, 131; Revue des études juives, XXXII, 41; см. также Derenbourg, Essai sur l’histoire et la géographie de la Palestine, стр. 415 и сл., Paris, 1867; Schürer, Gesch., I, 583 и сл.; Mommsen, Römische Gesch., V, 544 и сл.; Schlatter, Die Tage Trajans und Hadrians, Gütersloh, 1897; Derenbourg, Quelques notes, sur la guerre de Bar Kozeba, в Mélanges de l’École des hautes études, Paris. 1878. [Статья S. Krauss’а, в J. E., II, 505-509].

Личность Бар-Кохбы

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в Талмуде и Мидраше , имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шимон бар (бен) Косва (или Косева).

Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Ход военных действий

Кассий приводит краткое описание хода восстания.

Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана . Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Восставших поддерживал также знаменитый рабби Акива со своими учениками.

Во время репрессий, последовавших за падением Бейтара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям. Были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов.

Последствия восстания

Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров. Многие, среди которых был рабби Акива , были казнены

Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

В этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем».

Археологические исследования по следам восстания

Археологическая экспедиция под руководством Игаля Ядина, Пещера посланий.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило.

Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мураббаат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иехошуа бен Галголе.

Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни).

Документы периода восстания

Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите , арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Свитки Мертвого моря .

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134).

Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шимона бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах , которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа.

В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шимону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди , о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!