Это жизнь - портал для женщин

Обязательный аудит текущего года. Обязательный аудит текущего года Обязательный аудит для ООО

Аудит – проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимая независимым аудитором, цель которой – определить, насколько эта отчетность достоверна. В ряде случаев аудиторская проверка должна проводиться в обязательном порядке, а не только по желанию самих организаций. В этой статье мы рассмотрим, в каком случае аудит обязателен, каковы его критерии в 2017 году, и какие санкции могут последовать при игнорировании организацией обязательного аудита.

Обязательный аудит 2017

Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Ее результаты отражаются в аудиторском заключении – официальном документе, предназначенном для пользователей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Крайние сроки обязательного аудита законом не устанавливаются, и определяются самой организацией. При этом следует учитывать, что аудиторское заключение должно быть подано в Росстат вместе с годовой бухотчетностью, либо не позже 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Аудитор выражает в заключении свое мнение о достоверности проверенной отчетности и указывает обстоятельства, которые могут существенно на эту достоверность повлиять. Закончив обязательный аудит, индивидуальный аудитор или аудиторская фирма передает свое заключение проверяемому лицу.

Получив аудиторское заключение на руки, организация через специального оператора размещает результаты, который получил обязательный аудит, в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц».

Обязательный аудит: критерии 2017

Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:

  1. организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
  2. осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
  3. определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
  4. юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
  5. необходимость представления консолидированной отчетности.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Обязательный аудит для ООО

Закон не требует от ООО представлять в составе отчетности аудиторское заключение. Тем не менее, для таких юрлиц обязательный бухгалтерский аудит возможен по финансовому критерию, при превышении допустимого размера выручки/активов. Это невозможно только в первый год деятельности, поскольку у них еще нет показателей периодов, предшествующих отчетному. При соответствии иным критериям ООО подлежит обязательному аудиту.

Аналогично будет проводиться и обязательный аудит малого предприятия – при соответствии юрлица приведенным выше критериям. Наличие статуса субъекта малого бизнеса значения не имеет.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.

Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. инвестиционные фонды;
  5. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна . Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 - 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 - 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

В 2019 году немало компаний должны проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Читайте, кто именно подлежит обязательному аудиту, какова ответственность за непроведение и как выбрать правильного аудитора.

Для кого аудит является обязательным

Аудиторская проверка – мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т.д. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы. В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку. Например, перед реструктуризацией, продажей, слиянием фирмы, иногда это может быть требованием кредитной организации). Часто провести аудит требуют иностранные фирмы у своих российских подразделений. Но есть и организации, попадающие под обязательный аудит согласно законодательству.

Критерии обязательного аудита в 2019 году

Какие же фирмы не вправе увильнуть от ока аудиторов? Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307, аудит является обязательным, для:

  1. Акционерных обществ.
  2. Фирм, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.
  3. Кредитных, страховых организаций и инвестфондов (в том числе пенсионных) и их УК.
  4. Крупных компаний (кроме государственных учреждений и т.п.). Это фирмы, чья выручка за год до отчетного превысила 400 млн рублей или чьи активы на конец того же периода оказались более 60 млн рублей.
  5. Организации (кроме государственных либо муниципальных органов и иных госучреждений), представляющие (раскрывающие) годовую консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.
  6. Некоторые другие организации (согласно прочим действующим законам).

Впрочем, выбор и сама его процедура зависит и от того, кому принадлежит аудируемая фирма.

Комментарий юриста

Старший юрист CAF Group

Поскольку аудиту подлежат как коммерческие, так и государственные компании, то и решение принимают их собственники. Для государственных компаний и компаний с государственным капиталом обязанность проведения открытых конкурсов на выбор аудитора устанавливается законодательством. Чисто коммерческие компании сами вправе устанавливать процедуры выбора и заключения сделок с аудиторами, как правило такой порядок установлен в уставных документах компаний.

Ограничение, касающееся аттестата, полученного после 1 января 2011 г., было введено Минфином в связи с тем, что с этого времени прекратил действие упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора. Таким образом, были установлены новые требования к аудиторам, при этом полномочия тех аудиторов, которые получили аттестат ранее, были сокращены.

Итак, с формальными характеристиками все ясно. Как же дальше выбрать из большого числа предложений? В первую очередь это касается коммерческих компаний.

Есть, конечно, общие рекомендации. Как и при оказании любых других услуг – от продажи одежды до юридических консультаций – сначала необходимо изучить информацию на сайте аудиторов. Большой срок существования фирмы, наличие крупных, солидных клиентов и их отзывы на сайте, разнообразие аудиторских и консалтинговых услуг, добротно сделанный сайт говорят сами за себя.

Одно немаловажное условие, которое желательно соблюдать: аудиторская фирма должна быть застрахована. Речь идет о профессиональной ответственности специалистов. Ведь даже и самые компетентные эксперты с огромным опытом могут допустить небрежность, невнимательность, дать в связи с этим неверные рекомендации или пропустить ошибку. А это, в свою очередь, может привести к финансовым тратам: например, из-за санкций налоговиков или из-за восстановления утерянного либо испорченного документа.

И, конечно, немаловажную роль играет цена. Очевидно, что не все фирмы способны нанять для обязательного независимого аудита «звезд» аудиторской отрасли, способных провести проверку максимально дотошно, дать оптимальные рекомендации, да еще и, при необходимости, в сравнительно короткие сроки. Поэтому при выборе специалистов очень важно учесть методику расчета ими стоимости своих услуг (эта информация не всегда есть на сайте).

Этапы проведения обязательного аудита

Подготовительный этап . После заключения договора об оказании услуг аудиторам нужно понять, какова специфика деятельности фирмы, определить объемы и сроки работ, а также количество необходимых для проверки специалистов.

Что проверить в договоре с аудиторами

Заключая договор на аудит финансовой отчетности компании, убедитесь в том, что все его положения трактуются однозначно и вопросов не вызывают. Читайте, как определить основные контрольные точки, требующие особого внимания при согласовании контракта с аудиторами, избежать неоправданного роста расходов на их услуги и получить аудиторское заключение в оговоренный срок.

Этап проверки . лучаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетностиНа этом этапе проверяющий изучает саму отчетность и другие необходимые документы, при необходимости запрашивает пояснения у финансового отдела/бухгалтерии.

Подготовка заключения . Аудитор составляет заключение, в котором указывает на обнаруженные недостатки, дает рекомендации руководству и финансовому отделу компании. Затем заключение необходимо сброшюровать и заверить подписью и печатью.

При проведении проверки и написании заключения необходимо руководствоваться Международными стандартами аудита (МС, которые можно прочитать на сайте Минфина (действуют с 1 января 2017 года). В дополнение ним применяются также правила, разработанные саморегулируемой организацией. Важно помнить, что они не должны противоречить МСА и их соблюдение является обязательным для всех членов организации.

Новшество, появившееся в 2016 году: результаты обязательной проверки заказчик должен зарегистрировать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Структура заключения

Законодательство подробно описывает обязательные составные части заключения.

Итак, в начале идет название «Аудиторское заключение». Затем указывается адресат (это могут быть акционеры, участники ООО, а также другие лица).

Обязательно приводится нформации о компании: ее наименование, государственный регистрационный номер, а также место нахождения.

Необходимыми являются и сведения о самих аудиторах: регистрационные данные, наименование саморегулируемой организации аудиторов, в которую входит аудиторская фирма или аудитор.

Далее идут данные об аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности: ее список, период, за который она составлена, распределение ответственности в ее отношении между заказчиком и аудиторской организацией (либо ИП).

Обязательной частью являются ведения о проверке, выполненной аудиторами.

Весьма важная часть заключения отражает мнение экспертов о достоверности изученной ими отчетности. При этом указываются обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ее достоверность.

Заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Первый вариант составляется, если специалист не обнаружил никаких значительных несоответствий отчетности правилам, то есть все данные отражены в ней надлежащим образом. Второй вариант подразумевает три возможности.

  1. Мнение с оговоркой. Возможно лишь в том случае, если обнаруженные (или возможные, но не доказанные) расхождения хоть и являются существенными, но не затрагивают самые значимые элементы отчетности.
  2. Отрицательное мнение. Его вписывают, если эксперт нашел доказательства того, что искажения все вместе или по отдельности существенно влияют на достоверность отчетности.
  3. Отказ от выражения мнения. Такой вариант возможен при недостатке доказательств у проверяющего, позволяющих прийти к какому-либо мнению касательно отчетности. При этом он может считать, что возможные искажения могут в существенной степени негативно влиять на нее.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!