Это жизнь - портал для женщин

Митрополит истринский арсений расписание. Арсений, митрополит Липецкий и Задонский (Епифанов Юрий Александрович)

Кукольная болезнь владыки Епифанова. Борьба за патриаршее наследие в разгаре .

Сергей Бычков

Как только стало известно, что Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II серьезно болен, в церковной среде начались склоки. Мечта о патриаршем куколе (в просторечии - кукольная болезнь) обуяла многих. Особого напряжения борьба за патриарший престол достигла в Чистом переулке, где находится резиденция патриарха. Там же размещается и викарий патриарха, архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), которого в дни болезни патриарха близкие стали любовно называть "патриаршиком". В Чистом находится и резиденция постоянного члена Священного синода, управляющего делами Московского патриархата митрополита Сергия.

25 декабря состоится очередное заседание Священного синода. Наши источники утверждают, что на нем будет решаться вопрос не только о замещении двух вакантных епископских кафедр - Тамбовской и Нижегородской. Говорят, уже развернулась нешуточная борьба и вокруг поста управляющего делами Московского патриархата. Это похоже на правду, поскольку это место является ключевым в Русской церкви. Поэтому патриарх 6 лет тому назад назначил туда митрополита Солнечногорского Сергия (Фомина). Митрополит Сергий известен как опытный церковный деятель, умеющий ладить и с собратьями, и с представителями власти. За годы демократического существования России он не запятнал себя участием ни в одном из многочисленных скандалов. Но, с точки зрения многих церковных деятелей, он обладает серьезным недостатком - он серьезный и последовательный противник церковных "голубых", влияние которых в Русской церкви сегодня как никогда сильно.

Среди постоянных членов Священного синода митрополиту Сергию противостоят "табачный" митрополит Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей, и его старший друг и наставник, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Владыка Поярков, страстно мечтавший о патриаршем куколе, после сокрушительного провала на выборах патриарха в 1990 году смирился с тем, что патриархом ему уже не стать. Зато он видит патриархом своего младшего друга - владыку Гундяева. Хотя шансы владыки Гундяева после жуткого скандала на 7-м Всемирном русском соборе стали мизерными. Туда не пришли ни представители Администрации Президента, ни правительства. Более того, от участия уклонился и патриарх. Все надежды Гундяев возложил на Жириновского. И тот не подвел - с высокой трибуны в храме Христа Спасителя он обвинил православное духовенство в сотрудничестве с КГБ! Соборяне так разволновались, что раздался свист и крики: "Иуда!" Председатель соборика растерялся и не сумел овладеть ситуацией.

Поэтому сегодня "табачный" вынужден считаться с церковным научным центром "Православная энциклопедия". Он создан архиепископом Арсением, который до недавнего времени противостоял и митрополиту Сергию, и тандему Гундяев-Поярков. Наши информаторы в ОВЦС убеждены, что сравнительно недавно был достигнут компромисс между "табачным" и владыкой Епифановым. Они объединились против митрополита Сергия. Гундяев обещал поддержку владыке Арсению в его борьбе за место управляющего делами.

Митрополита Сергия решено отправить или в Тамбов, или в Нижний Новгород. В этой рокировке Епифанов мечтает занять место управляющего делами. Это будет последняя ступенька, по его мнению, перед тем, как сделать решительный шаг к патриаршему престолу. Что же представляет собою архиепископ Арсений и его окружение? Следует признать, что за последние годы он сделал немало и собрал мощную команду.
Осенью этого года отметил 10-летие своего существования Свято-Тихоновский богословский институт, созданный для укрепления и углубления богословского образования в Москве при МГУ. Он полностью подконтролен владыке Епифанову. Ректор - священник Владимир Воробьев - даже не кандидат богословия, зато безмерно предан владыке Арсению. Свято-Тихоновский институт, церковный научный центр "Православная энциклопедия", а также Центр изучения религий Института истории РАН (его возглавляет Ольга Васильева) тесно работают с владыкой Епифановым. В ЦНЦ формальный глава - некто Сергей Кравец. Когда-то выпускник философского факультета МГУ, прибившийся в конце 80-х к кружку Алексея Лосева. Этакий странный гибрид православия и марксизма. Впрочем, обнаруживший недюжинную деловую хватку - в начале 90-х возглавлял издательство Валаамского монастыря. До сих пор о нем вспоминают в разоренном монастыре с печалью. Затем сумел максимально приблизиться к архиепископу Арсению (Епифанову), под которым томятся все 410 московских приходов.
Их объединила не только "Православная энциклопедия", но и несколько общих увлечений. Владыка Епифанов славен в узких кругах как страстный коллекционер. Первая страсть - коллекционирование банкнот. Знающие люди утверждают, что ему, конечно, далеко до владыки Гундяева, но по количеству и разнообразию денежных купюр он явно на втором месте после "табачного". Раз в месяц в Чистый переулок направляются настоятели московских храмов с целлофановыми пакетами в руках. Зная страсть владыки, они несут ему банкноты... Вторая страсть владыки - томные и порочные юноши. Говорят, что у него едва ли не самая богатая коллекция в Русской церкви. И, наконец, последняя страсть владыки Епифанова - коллекционирование компромата на собратьев и писание доносов. Тут он, без сомнения, первенствует. Кравец деятельно помогает, умножая его коллекции. Говорят, иногда даже правит доносы. "Православная энциклопедия" благодаря его неуемной энергии стала гигантской "прачечной". Одни и те же тиражи энциклопедии они умудряются продавать по 5, а то по 6 раз. Одним словом, Кравец и владыка Епифанов теперь "энциклопедисты".

Чтобы понять "энциклопедистов" и их экспертов, стоит задуматься над личностями тех, кто консультирует их, готовя новые канонизации. К примеру, Григория Распутина. Петербургский историк Сергей Фирсов проявляет поразительную гибкость, описывая в толстом фолианте феномен царского Друга и готовя его канонизацию: "Проблема Распутина - это проблема олицетворения идеала, восприятия "живого символа". Известно, что Распутин был ближайшим другом и духовным наставником императорской семьи. Императрица Александра Федоровна именовала его в письмах к супругу не иначе как Другом. Причем с большой буквы. Оба - и Николай II, и Александра Федоровна теперь святые. Эксперты ЦНЦ считают, что не хватает третьего - Распутина...

Наши источники в ОВЦС напоминают, что владыка Епифанов, признанный лидер православных "голубых", уже сделал немало для грядущей кадровой революции на очередном заседании Синода. Уволенный несколько лет назад со скандалом с Екатеринбургской кафедры епископ Никон (Миронов) и отправленный на покаяние в Псково-Печорский монастырь, в августе появился в Москве и стал настоятелем храма в Вешняках. 25 декабря он вновь будет назначен на епископскую кафедру. Получит новую кафедру один из самых одиозных "голубых" епископов, также уволенный на покой, Савва Красногорский, возглавлявший отдел по взаимодействию с силовиками. Благодаря заступничеству владыки Арсения он также получил богатый приход в Москве.

Вроде бы все места распределены. И все же мы не склонны буквально во всем верить нашим друзьям из ОВЦС. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, несмотря на перенесенную болезнь, еще полон сил и уверенно ведет церковный корабль. Опытный церковный политик, он известен своей системой сдержек и противовесов. Он опирается на здоровые силы в Церкви, прекрасно понимая опасность мощного "голубого лобби". Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий за последние годы значительно потеснил в столице позиции "табачного". Возглавляемый им Макарьевский фонд опирается на здоровые силы в исторической науке и вряд ли допустит канонизацию Григория Распутина или Ивана Грозного. В последние годы патриарх доверяет ему решение многих важных церковных проблем. Его влияние совершенно не учитывается аналитиками из ОВЦС. Удаление из Москвы митрополита Сергия вряд ли облегчит задачу владыке Епифанову или его союзникам - Пояркову-Гундяеву. Скорее всего, председательствуя на очередном заседании Священного синода, патриарх вновь разведет противоборствующие стороны по своим углам. Он прекрасно осведомлен о кукольных притязаниях владыки Епифанова. Может статься, что, как хороший хозяин, патриарх на Синоде выметет паучьи сети "союзников". А "патриаршик" хоть и не избавится от кукольной болезни, так и останется скандальным лидером православного "голубого" лобби.

"Московский комсомолец" 24 декабря 2002 г. credo.ru



Сегодня, 24 ноября 2018 года, митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил всенощное бдение в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Служба проходила в приделе храма, освящённом в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Владыке сослужил настоятель и духовенство Прихода.










25 ноября православные христиане день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Апсидная уличная икона святителя Иоанна Милостивого, установленная на стене храма Воскресения Словущего на Ваганьково

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ — СМИРЕННЫЙ ВЛАДЫКО

Будущий святой родился на острове Кипре, в городе Амафунте (нынешний Лимасол) в семье вельможи Епифания. «С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Когда Иоанн лишился детей и жены, он стал строгим аскетом и молитвенником. Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий, всё духовенство и народ упросили Иоанна занять патриарший престол.

Патриарх Александрийский Иоанн своим главным делом считал благотворительность и благодеяния всем нуждающимся. Он «всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напаяющей всех жаждущих» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».

Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, — оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 — 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.

Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на остров Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу [по разным версиям между 616-620 годами].

24.11.2018

Арсений (Жадановский Арсений Иванович), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.

Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.

10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. "Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас - учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка - архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания". После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.

Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.

Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение.

О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.

В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году - наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся в Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание "Духовных Дневников", которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр духовно-нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он при участии миссионера Айвазова начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием "Лепта обители Святителя Алексия". Эта "Лепта" вышла в десятках тысяч и разошлась по всему лицу Русской земли. Идя навстречу более серьезным духовным запросам русского народа, архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать с 1912 года журнал "Голос Церкви". Этот журнал считался одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревая его собрания под кровлей Чудова монастыря.

Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа он сохранил связь с Чудовым монастырем, т.к. кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника.

8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архм. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиепископ Алексий, епископ Пермский Палладий и другие епископы.

В ноябре 1916 г. переименовали в четвертого викария Московской епархии.

В 1918-19 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту.

В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому).

В 1923 году упоминается еще епископом Серпуховским.

С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 г.) снова под Москвой на даче.

В последние годы с 1927 года переехал на жительство в г. Арзамас.

Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации "контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников - последователей "ИПЦ"

Труды автора

  • Божественное достоинство лица Иисуса Христа. М., 1905;
  • Древнехристианская практика причащения Св. Таин. М., 1914 (переизд.: Как причащались древние христиане. СПб., 1998);
  • О священстве. М., 1914;
  • Прп. Макарий Египетский . М., 1914;
  • Московский священный Кремль и его святыни. М., 1917;
  • Воспоминания о замечательных московских протоиереях // Правосл. путь. Джорд., 1987. С. 69-76;
  • Воспоминания. М., 1995;
  • О молитве Иисусовой: 33-частное поклонение Богочеловеку Христу. М., 1997;
  • Духовный дневник. М., 1999.

ФИО: Яковенко Игорь Федорович.

Дата рождения: 21.06.1968 г.

Дата архиерейской хиротонии: 5.12.2005 г.

Митрополит Арсений (в миру Яковенко Игорь Федорович), родился 21 июня 1968 года в поселке Поросозеро Суоярвского района Карельской АССР в семье железнодорожника. В 1969 году его родители переехали на родину отца в село Лиски Лискинского района Воронежской области, где и он жил до совершеннолетия, получив образование в сельской средней школе. По ее окончании, в 1985 году поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет.

По окончании первого курса в 1986 году был призван в армию и с июня 1986 года по май 1988 года проходил службу в Горьковской области. В это же время посещал храм Казанской Божией Матери в городе Гороховница, где духовно сблизился с протоиереем Вениамином, по благословению которого по окончании службы забрал документы из института и с октября 1988 года по июль 1989 года был чтецом кафедрального собора Покрова Божией Матери города Воронеж.

В августе 1989 года поступил в Московскую духовную семинарию, в которой учился по 1992 год. По окончании ее, в июле того же года, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла был рукоположен епископом Донецким и Славянским Алипием (Погребняк) в сан диакона в Петропавловском храме города Красный Лиман Донецкой епархии.

25 июля 1992 года, в день празднования иконы Божией Матери Троеручицы, в Свято-Николаевском храме города Ясиноватая Донецкой области был рукоположен в сан иерея.

21 августа 1992 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в храме святителя Василия Великого села Никольское Волновахского района иерей Игорь Яковенко был пострижен епископом Алипием в мантию с именем Арсений в честь преподобного Арсения Великого и с того же числа получил указ на приходское служение при храме свв. первов. апп. Петра и Павла в город Красный Лиман Донецкой области вторым священником.

6 мая 1993 года указом епископа Ипполита иеромонах Арсений (Яковенко) был переведен в число братии новооткрытого Свято-Успенского Святогорского монастыря и назначен на должность благочинного оной обители. 20 января 1995 года по благословлению Блаженнейшего Митрополита Владимира назначен наместником Святогорского монастыря с возведением в сан игумена и вручением жезла. В том же 1995 году к празднику святой Пасхи возведен в сан архимандрита.

По представлению Митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, управляющего Горловской епархией Блаженнейшим Митрополитом Владимиром награжден орденом равноап. кн. Владимира III и II степени, орденом Рождества Христова I степени и правом ношения 2-го наперсного креста. 10 ноября 2005 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение про назначение викарием Горловской епархии наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры состоялась Божественная Литургия, которую возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Высокопреосвященнейших Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, Архиепископа Вышгородского Павла, Преосвященнейших епископа Алипия, епископа Криворожского и Никопольского Ефрема, епископа Черниговского и Нежинского Амвросия и епископа Васильковского Луки. За Божественной Литургией над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры, архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония. По окончании Божественной Литургии состоялось вручение епископу Арсению архиерейского жезла.

19 декабря 2010 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, епископ Святогорский Арсений был возведен в сан архиепископа.

17 августа 2015 года в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейши Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины был возведен в сан митрополита.

Награды:

Почетный гражданин г. Святогорска Донецкой области (Украина)

Государственный орден Украины “За заслуги” III степени (2004 г.);

орден преподобного Нестора Летописца II степени (2008 г.);

орден Почаевской иконы Пресвятой Богородицы (2009 г.);

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии.

Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта.

В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» (№ 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории.

В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее».

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях». В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

28 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга "В стране священных воспоминаний", редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В феврале 1902 года присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия - будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю "Слово". Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия.

В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем - историко-археологического комитета.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.

Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Святейшего Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности.

В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.

В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как "самого строгого" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого доброго" Тихона. По свидетельству мит-рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений "возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы "чаша сия миновала его".

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной , а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

По оценке помещенной в жизнеописании составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом - басом.

Святитель , чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на Арсения: "Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!