Это жизнь - портал для женщин

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков». Проведение открытого логопедического занятия в детском саду Логопедическое занятие тема школа старшая группа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКОЙ РАЙОН

Открытая итоговая непосредственно образовательная деятельность

в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки»

«Лесная школа».

Учитель-логопед : Ковалева М.Б.

СТ. КРЫЛОВСКАЯ

2014 г.

Конспект итоговой НОД в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки»

по обучению грамоте с использованием ИКТ.

«Лесная школа».

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, учить составлять и читать слоги.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие , воспитывать интерес к обучению грамоте.

Оборудование: ноутбук, презентация «Лесная школа», музыкальный трек «Хоровод», «Волшебство», «Дружба», магнитная доска, конверты с заданиями, фишки красного и синего цвета по количеству детей, тренажеры для зрительной гимнастики «Листочки», «Волшебный мешочек», предметные картинки, пособие «Домик», мяч, карточки с изображением гласных и согласных букв, корзинка с угощениями.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети и логопед под музыку заходят в зал и становятся полукругом.

Логопед:

Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.

Логопед и дети:

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!

Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!

Становитесь в кружок!

Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика.

Ребята, улыбнитесь друг другу!

Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

Логопед:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

Ребята, давайте пройдем и присядем на стульчики.

(Слайд 1).

II. Сообщение темы и цели.

Логопед:

Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Логопед:

А почему вы думаете, что мы пришли в лес?

Дети:

Потому что мы слышим звуки природы, леса.

Потому что мы слышим пение птиц.

Логопед:

Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.

Логопед:

А еще в лесу живут животные и птицы.

Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?

Дети перечисляют животных.

Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Логопед:

Правильно, ребята, это дикие животные.

Давайте закроем глазки и представим, что они не обычные, а сказочные.

Звучит музыкальный трек «Волшебство».

(Слайд 2).

Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

III. Основная часть.

  1. Фонетическая разминка.

Логопед:

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко–государстве,

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

  1. Игровое упражнение «Разноцветные домики».

Логопед:

Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

Логопед:

А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Логопед:

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед:

Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

(Слайд 3).

Логопед:

Посмотрите, ребята, перед вами два домика.

Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?

Дети: Гласные звуки живут в красном домике.

Логопед:

А в каком домике живут согласные звуки?

Дети: Согласные звуки живут в синем домике.

Логопед:

Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

  1. Игровое упражнение «Внимательные ушки».

Логопед достает первый конверт.

Логопед:

А вот и первое задание!

Логопед открывает конверт и достает карточку. На ней изображение контурное изображение Медведя.

Интересно, от кого оно!

Дети: Это задание от Медведя!

(Слайд 4).

Молодцы ребята! Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медведь: «Гласные и согласные звуки так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите звукам найти свои домики».

Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук, поднимите фишку красного цвета, если согласный синего.

Логопед раздает детям фишки красного и синего цвета.

А, О, Ш, У, Р, О, И, М, С, Ы.

Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!

  1. Гимнастика для глаз «Тренировка».

Логопед достает и открывает второй конверт.

Логопед:

Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: «Угу» нам лесная … (Сова )

(Слайд 5).

Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз.

Сова передала для вас листочки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.

Дети становятся в круг, логопед раздает им листочки.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте поблагодарим ее и вернемся на свои места.

Логопед собирает листочки, дети садятся на места.

  1. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Логопед:

Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

(Слайд 6).

Кто это ребята?

Дети: Это Змейка.

Логопед достает «Волшебный мешочек».

Логопед:

Она приготовила для вас волшебный мешочек.

Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Логопед достает из мешочка картинки.

Что это ребята?

Дети: Это картинки.

Логопед:

Давайте с ними поиграем!

Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, карандаши.

Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Змейка вами довольна и приглашает вас поиграть.

Выходите, становитесь в кружок!

  1. Логоритмическое упражнение «Четыре шага».
  2. Игровое упражнение «Ловишки».

Логопед:

Какую веселую игру подарила нам Змейка, но ребята, с нами хочет поиграть еще один лесной житель.

Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.

(Слайд 7).

Логопед:

Посмотрите, какой милый Зайка!

Он очень любит играть со звуком [З], и предлагает вам сыграть в его любимую игру. - Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный

звук [З].

Приготовьтесь, начали: зонт, слон, замок, жаворонок, совок, занавески, золото, ваза, коса, коза, роза, береза, колесо.

Логопед:

Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Зайку!

  1. Игра с мячом «Назови первый звук».

(Слайд 8).

Логопед:

Ребята посмотрите, кого вы видите на экране?

Дети: На экране я вижу Ежика.

Логопед достает мяч.

Логопед:

Ежик хочет поиграть с вами в интересную игру с мячом.

Выходите, становитесь в круг.

Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне.

Внимание! Начинаем игру: буря, вода, горы, дождь, желуди, звезда, море, поле, ручей, солнце, туман, цветы, шиповник, радуга.

Молодцы ребята! Ежику было интересно наблюдать за вами.

(Слайд 9).

  1. Игровое упражнение «Звуковой домик».

Логопед:

Ребята, посмотрите, а вот и Лиса пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.

Логопед:

Лиса приготовила для вас звуковой домик и яркие, красочные картинки.

Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать вам по одной картинке, и называть слово. Вы должны услышать, где находится согласный звук С.

Логопед указкой указывает соответствующее окошко.

В начале, в середине или конце слова и прикрепить фишку в нужное окошко.

Итак, начали!

Где мы слышим звук С в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус.

Какое сложное задание приготовила для вас Лиса, но вы отлично с ним справились.

Молодцы, ребята!

  1. Игровое упражнение «Живые звуки».

(Слайд 10).

Логопед:

Ребята, посмотрите на экран, вот еще один лесной житель.

Бельчонок приготовил для вас карточки с буквами. Он хочет посмотреть, умеете ли вы складывать из букв слоги.

Логопед раздает карточки детям.

Ребята, посмотрите, какая буква у каждого из вас на карточке, но никому ее не показывайте.

Поднимите карточки у кого гласная буква.

А теперь, у кого согласная.

Ребята, давайте подружим ваши буквы и составим слоги.

Справа от меня в колонну по одному станут те, у кого на карточке гласная буква, а слева – у кого согласная.

А теперь подойдите друг к другу и подружите ваши буквы.

Что у нас получилось ребята?

Дети: У нас получились слоги.

Логопед:

Ребята, давайте подарим Бельчонку слоги, которые вы составили.

Какой слог подарят … и …?

Дети по очереди называют свои слоги и кладут карточки в корзинку.

Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!

IV. Итог.

Логопед:

А наша прогулка подошла к концу. Лесным жителям очень понравилось с вами играть, вы действительно умные, старательные, любознательные.

И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.

Дети благодарят лесных жителей.

Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети под музыку уходят из зала.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект фронтального занятия "Путешествие Колобка" в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Осень". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
развивать фонематические процессы;
развивать дыхание и голос;
закреплять понятия: «звук»;
совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
повышать речевую активность;
развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
развивать психические процессы;
повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация "Буква П", магнитофон, доска.


Ход занятия:

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).


2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» - развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» - дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» - трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» - кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» - показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» - звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

  • Активизация и накопление словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»;
  • Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
  • Закрепление представления о количестве, умения считать, называя итоговое число (в пределах 4);
  • Закрепление навыка правильного согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже;
  • Развитие выразительности, темпа, плавности речи детей.
  • закрепление навыка правильного произношения звуков в свободной речи детей;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;
  • Совершенствование слухо-моторной координации;
  • Воспитание способности слушать других детей, радоваться их успехам.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, счетные палочки и карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов, цифры от 1 до 4, счётный раздаточный материал, пальчиковый театр, кукла бибабо- собака, корзина, ваза.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде. В пути у нас будет много остановок. Занимайте свои места. Отправляемся в путь. (Звучит музыка.)

Основная часть .

Станция №1. «Дачная»

Игра «Собираем урожай!»

Вспомните и назовите, где растут овощи (Фрукты)?

Помогите хозяйке собрать урожай! Сложите овощи в корзину, фрукты – в вазу.

Станция №2. «Посчитай-ка!»

Хороший урожай вырастила хозяйка на огороде. Давайте поможем ей сосчитать, сколько разных овощей лежит в корзине.

Подойдите к столу, выберите на поднос овощи одного вида и пересчитайте их. Найдите на наборном полотне такую цифру, сколько овощей вы посчитали.

Станция №3. «Сюрпризная»

Ой, кто это к нам стучится? Да это же наш пёс Филя.

Здравствуйте, ребята! Я принёс вам чудесную коробочку. Посмотрите, что в ней лежит. (Палочки и рисунки.)

Садитесь за столы. Выложите из палочек такие же узоры.

Станция №4. «Задорная»

Проводится физминутка с речевым сопровождением.

Заиграла погремушка.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка.

Топ! Топ! Топ! (топают).

И заквакала лягушка.

Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку).

Ей ответила болтушка.

Да! Да! Да! (кивают головой).

Застучала колотушка.

Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки).

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупором)

Запалила громко пушка.

Бах! Бах! Бах! (кулаками ударяют по груди).

И заахала старушка.

Ах! Ах! Ах! Ах! (хватаются за голову).

Замычала и телушка.

Му! Му! Му! Му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пятачок)

Зазвенела побрякушка.

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям).

Заскакала попрыгушка.

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают).

Вот такая вот петрушка.

Всё! Всё! Всё! Всё! (хлопают над головой).

Ведущий называет строчки, а дети самостоятельно кричалки и жесты.

  1. Станция №5. «Лесная»

Ребята, мы приехали в лес. Кто живёт в лесу? (Животные.)

Вот послушайте, что однажды произошло в лесу.

Рассказ «Ёж и волк» с демонстрацией на фланелеграфе.

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (появляется ёж).

А навстречу ему волк (появляется волк),

На ежа зубами – щёлк .

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал (волк убирается).

Куда спешил ёж?

Кого он повстречал в лесу?

Кто оскалил зубы?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

Как мы назовём ежа?

Подскажите подчеркнутые слова.

Расскажите историю своими словами.

Станция №6. «Театральная»

Наши ребята замечательные артисты. Послушаем и посмотрим, как хорошо они рассказывают потешки.

(Используется пальчиковый театр.)

Конкурс потешек.

Пошёл кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

То ли съесть по пути

То ли Оле отнести.

Для дочки.

Бежала лесочком лиса с кузовочком

– А что в кузовочке?

– Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки для сына...

Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шёлкова бородушка!

Ване спать не даёшь?

Белка к лисе в решете приплыла,

В решете приплыла, коромыслом гребла,

А парус у белки- мочала…

Не начать ли опять с начала?

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось путешествовать на поезде? Вы были сообразительны, быстры, умелы. Щедрая хозяйка прислала вам угощение.

Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных связных высказываний; закрепить умения подбирать к словам слова с антонимичным и с уменьшительно-ласкательным значением; преобразовывать деформированные предложения; совершенствовать координацию речи с движением.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности; развитие остроты слуха, диафрагмального дыхания, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, темпа и ритма речи.

Воспитательные задачи: формирование коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии; воспитывать чувство товарищества; умение работать в коллективе; вызвать чувство доброжелательного отношения к героям сказок, кдруг другу.

Оборудование и материалы: музыкальное оформление; воздушные шары; сказочные персонажи: медведь, лиса; картинки: звездочки, месяц, гномики; атрибуты: домик, яблонька; индивидуальные зеркала; мяч; корзина с яблоками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Под спокойную, тихую музыку завожу детей.)

Дети приветствуют гостей:
– Здравствуйте!
– Ребята, а вы меня узнали?
– Я сегодня буду доброй волшебницей, потому, что занятие у нас будет особенное, сказочное, волшебное. Мы отправимся в сказочную страну, где ждут нас сказочные герои, которые, так же как и мы могут испытывать разные чувства. А какие чувства мы можем испытывать? (Радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость, обида).
– Покажите как мы радуемся, грустим, удивляемся, злимся, спокойны.
(Дети показывают эмоции.)
– В волшебной стране нам понадобится всё, чему мы учились на занятиях.

2. Основная часть.

– Ребята, а на чём можно полететь в сказочную страну?
– А мы с вами полетим на воздушных шариках! Но чтобы шарики полетели, их надо надуть. Давайте выполним упражнение “Надуваем шарики”.
(Упражнение на дыхание: положите правую руку на живот, “вдох”– через нос, надуваем живот, “выдох”– через рот, сдуть живот.)
– Но попасть в сказочную страну не так просто. Вам необходимо произнести волшебные слова:

“Тили, тили, тили бом
Открывайся сказки дом”!

– А вот теперь полетим в сказочную страну. Взяли по одному шарику, встали друг за другом.

“Полетели, полетели
И на облачко присели”

(Дети с шарами бегут под музыку.)
– Отпустили шарики, а сами сели на облако.
– Дети, закройте глаза и послушайте, какая удивительная музыка играет вокруг. (Звучит музыка.)
– Какая музыка звучала? (Сказочная, волшебная, таинственная. )
– Если мы сидим на облаке и слышим эту волшебную музыку, значит мы очутились в сказке.
– Оглянитесь вокруг и произнесите:

“Вот это да”!
“Как здорово”!
“Ничего себе”!

– Мы попали в гости к месяцу. В доме у месяца живут много звёздочек.
Месяц просит вас угадать в каком настроении сегодня звёздочки? (Серебристая звёздочка радуется, самая маленькая зелёная звёздочка удивляется, самая большая красная звёздочка испугалась, оранжевая звёздочка грустит, голубая звёздочка злится, золотистая звёздочка обиделась.)
– Молодцы, дети! А вы хотите, чтобы все звёздочки радовались? Тогда давайте для них поиграем в игру “Ой ду – ду”!

Пальчиковая гимнастика “Ой, ду – ду”.

Ой, ду – ду, ду – ду, ду – ду, (Дети имитируют игру на дудочке.)
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.)
Пастушку я отдала.
– Ну – ка, милый пастушок, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Ты спеши – ка на лужок.
Там Бурёнка лежит, (Вновь выполняют хлопки и удары попеременно.)
На теляток глядит.
А домой не идёт, (Вновь идут по кругу.)
Молочка не несёт.
Надо кашу варить, (Указательным пальцем правой руки “варят” кашу в ладошке левой руки.)
Сашу кашей кормить.

“Полетели, полетели
И к домику прилетели”!

– Ребята, посмотрите, это лесной домик. Кто в нём может жить?

(Однажды, этот сказочный герой шёл по лесу, притомился и говорит:“Сяду на пенёк, съем пирожок”.)

– Кто это?

(Выходит медведь.)

– Здравствуйте маленькие путесетвенники!
– Я пока спал зимой, забыл как правильно произносить звуки. Вы мне не помозете?
– Мишенька, пойдём к столу мы тебе покажем и расскажем гимнастику для языка.

(Дети садятся за стол и выполняют артикуляционную гимнастику.)

Заходит лиса:

Так бежала, так спешила,
Я к ребятам торопилась,
Чтобы с ними поиграть!

– В каких сказках вам встречалась лиса?

Лиса:

– Я очень хитрая и поэтому хочу поиграть с вами в игру

“Наоборот”.
(Лиса берёт мяч и играет с детьми. Слова: холодный, длинный, зима , отдыхать, ссориться. Дети называют слова, противоположные по смыслу).

Медведь:

– Не сумела вас лисичка перехитрить, спасибо вам, что поиграли с нами и научили меня. Пойдём лисичка, будем тренировать свои язычки.

“Полетели, полетели
И под яблоньку прилетели”!

– Кого же мы встретим здесь? (Под маленькие живут гномики яблонькой).
– Дети, а гномики больше вас или меньше?

(Появляются гномики.)

– Они очень маленькие и у них всё крошечное. Назовите всё что есть у гномиков ласково (не нос, а носик, не борода, а бородка, не рот, а ротик, не руки, а ручки, не ноги, а ножки, не штаны, а штанишки).

– Ребята, но что-то гномики очень грустные, давайте им поднимем настроение и покажем игру “Хомка”.

Подвижная игра “Хомка”.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Лапки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

(Пока дети играют гномиков меняют на веселых.)

– Посмотрите, ребята, как обрадовались гномики!
Простая улыбка может творить настоящие чудеса! В благодарность гномики нам подарили корзину с яблоками.
– Спасибо, гномики! А мы полетели дальше. Взяли шарики, встали.

“Полетели, полетели,
На цветочную полянку сели”!

– Кого мы встретим здесь? (Добрые на полянке живут цветочной феи.)
– Кто догадался?

(Включаю тихую, сказочную музыку.)

– Но уже поздно, и все феи спят, но они мне шепнули на ушко, что в сказочной стране есть добрая традиция: на прощание на этой цветущей полянке оставлять радостные пожелания для всех-всех сказочных героев. Давайте выберем самое красивое яблочко, будем передавать его друг другу и говорить теплые, добрые слова. А начинать будете со слов: “Я желаю, чтобы…”
– К сожалению, нам пора возвращаться домой, для этого нужно произнести волшебные слова:

“Сказка двери закрывай
В детский сад нас отпускай”!

Итог занятия:

– Что вам понравилось на занятии?
– Вам было приятно заниматься вместе?
– Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите друг другу руки и скажите: “Мне было приятно играть с тобой. Спасибо”!
– А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки, поднимите их вверх. Давайте хором скажем: “До свидания, мы”! Поклонимся и опустим руки вниз.
– Попрощаемся с гостями… и пойдём в группу.

Логопедическое занятие в старшей группе

Конспект НОД по логопедии «На балу у Золушки»

Ракутина Елена Викторовна. Учитель – логопед МБДОУ «Комсомольский детский сад» Кунгурский район Пермский край
Описание: Конспект нод по логопедии для старшей группы детского сада на дифференциацию звука «Л - ЛЬ». Дети в игровой форме закрепляют произношение поставленных звуков.
Цель:
закрепление навыков различия звуков Л-ЛЬ в связной речи.
Задачи:
продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными;
развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику;
развивать мимическую мускулатуру.
закрепить умение работать в парах1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Вы любите путешествовать?
- на каком виде транспорта можно путешествовать?
- Да, можно путешествовать на транспорте, а можно мысленно отправиться в путешествие. Отгадайте загадку:
Так быстро от принца бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Золушка», которую написал Шарль Перро.
- Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).
Психогимнастика.
- Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую Фею, злую мачеху, грустную Золушку, удивлённое лицо принца.

2. Сообщение темы.
-Вместе с «Золушкой» мы повторим правильное произношение звуков л – ль.

3. Характеристика звука.
-Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.

4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.

Какой была Золушка? (Ласковой, милой, доброй).
- Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Золушка полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).
- Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог ла).
- На баллах люди не только танцуют, но и поют. Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. (На мотив песни «В лесу родилась ёлочка»)
- Почему девочку звали «Золушка»?
- Что такое зола?
- Чем было испачкано платье Золушки?
- О чём она мечтала?
- Чем мы можем ей помочь?
- Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.

5. Развитие мелкой моторики руки.
- Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.
- В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?
- В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?
- Какое слово из данных слов длиннее?
Образование прилагательных.
- В чём Золушка поедет на бал?
- Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)
- Если возьмём шёлк, какое будет платье? (Шёлковое). Из атласа – атласное, из льна – льняное.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.
- Фея хотела подарить бусы, но они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове БАЛ? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.

7. Произношение звука в предложениях.
- Куда послала Фея Золушку? (Фея послала Золушку в огород)
- Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Овощи)
- Какой овощ нам понадобиться, опишите его не называя. Схема (форма, размер, цвет, какая польза). Что Золушка может приготовить из тыквы?
(Тыквенную кашу, тыквенный суп, тыквенное варенье)
Образование множественного числа существительных. «Один - много»
- Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны Золушке, чтобы попасть на бал(лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки, мышь – мыши, ящерица - ящерицы).
Согласование существительных с числительным.
-Посмотрите на схему и составьте по ней предложение.
(У Золушки 1 (3, 5)платье. У Золушки 1 (3,5) лента).
-Тыкву превратили в карету, мышей – лошадей, ящериц – в слуг. Платье превратилось в золотой, красивый наряд. Золушка готова отправиться на свой первый бал.

8. Анализ словесного состава предложения.
- Золушка отправилась на бал. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.
- Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)
- По какой дороге ехала Золушка?(Прямая, извилистая, волнообразная)
- Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.

9. Физминутка.
- Золушка оказалась на балу. Что она там делала?
(Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)
- Сейчас мы вместе с Золушкой будем танцевать вальс. Мальчики приглашайте девочек.
Уточнение смыслового значения слова «полночь».
- Золушка не замечала времени, но вдруг часы пробили полночь.
- Как вы понимаете это слово?

10. Развитие связной речи.
- Расскажите, что случилось дальше.
- Как нашли Золушку?
- Чем закончилась сказка?

11. Итог занятия.
- Чем мы помогли Золушке?
- Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.
- Спасибо за работу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!