Это жизнь - портал для женщин

Игумения антония. День памяти великомученицы екатерины

25 апреля состоялась передача объекта культурного наследия федерального значения, расположенного в здании по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д.7-9, стр. 1-2-5. Объект ансамбля Заиконоспасского монастыря передан в собственность Русской Православной Церкви.

В мероприятии приняли участие руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков, заместитель руководителя Росимущества Сергей Аноприенко, специалисты Управления имущества федеральных органов власти и организаций в сфере обороны и безопасности Росимущества. Со стороны Русской Православной Церкви - митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления РПЦ, его заместитель иерей Евгений Гущин, иеромонах Даниил, и.о. наместника Заиконоспасского монастыря.

Акт приёма-передачи имущества подписали врио руководителя Территориального управления Росимущества в городе Москве Николай Пешков и владыка Марк. Передача осуществлена согласно распоряжению ТУ Росимущества в городе Москве от 19 апреля 2018 года № 516. Строение 1-2-5 («Славяно-Греко-Латинская академия. Школа. Палаты») - крупнейшее по площади из строений монастыря.

Дмитрий Пристансков отметил, что передача по заявлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла продолжалась шесть лет и сопровождалась всевозможными трудностями. «Состояние входящих в объект строений разнится: есть и «живые» площади, и те, что находятся на грани разрушения. Я уверен, что Церковь справится со сложнейшей задачей восстановления и сохранения этого уникального памятника московской архитектуры».

В свою очередь митрополит Марк особо подчеркнул: «Ваши Преподобия! Уважаемый Дмитрий Владимирович! Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемый Николай Николаевич! Братья и сестры! Сегодня мы переживаем радостное событие! Наши сердца наполняются светлой надеждой! Наконец, справедливость восторжествовала! Это незаслуженно заброшенное, бесхозное, постепенно разрушающееся здание архитектурного памятника, находящее в самом центре Москвы, возвращается к своему истинному владельцу».

«Эта передача имеет символическое значение. Славяно-Греко-Латинская академия стала матерью Московской Духовной академии и Московского государственного университета. Славяно-Греко-Латинская академия стоит у истоков высшего духовного и светского образования в России. Эта передача символизирует духовное просвещение нашего общества. И сегодня это здание обретает второе дыхание и открывается навстречу новой жизни».

«Особую благодарность хочу выразить нашим соработникам в государственном управлении! Вам Дмитрий Владимирович! И всем, кто потрудился во имя столь благородного дела! Слава Богу мы получили прекрасный результат! И будем продолжать наше плодотворное сотрудничество», - подытожил Владыка Марк.

В дальнейшем, согласно распоряжению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, здания, в которых исторически располагались учебный корпус и монашеские кельи обители, будут переданы в собственность Заиконоспасскому мужскому монастырю г. Москвы.

Родилась игуменья Антония (в миру Анна Михайловна Аносова) в 1836 г. и происхо-дила из тамбовской купеческой семьи, представители которой за крупную благотворитель-ную деятельность награждены званием Потомственных Почетных Граждан города Тамбова. Воспитанная в патриархальных русских традициях, она с детства отличалась скромностью, кротостью и полным отсутствием интереса к светским развлечениям.

На склад ее характера и всего духовного облика, несомненно, имели большое влияние ее родные тетки, монахини Вознесенского монастыря Мария и Степанида Аносовы, к памя-ти которых Антония всю жизнь относилась с особой любовью и благодарностью. Келья этих монахинь была любимым местом пребывания будущей игуменьи. Частые посещения родственниц рано сблизили Анну с монастырем, дали возможность присмотреться к его по-рядкам и обычаям и таким образом укрепляли ее склонность к иноческой жизни. С возрас-том Анна Михайловна стала открыто говорить о том, что хочет покинуть мир и поступить в число сестер Вознесенской обители. В мае 1855 г., простившись с родными, на девятнадца-том году жизни она поступила в монастырь.

По благословению игуменьи Евгении юная послушница поселилась в келье своей тет-ки Марии, напротив алтаря теплого храма. Скромная и тихая от природы, она очень скоро освоилась с общим строем монастырской жизни. Самым важным для себя делом считала аккуратное посещение всех церковных служб, стараясь прийти в храм раньше других. Дли-тельные богослужения не казались ей тягостными. Свой досуг Анна Михайловна заполняла чтением духовных книг, рукоделием — шила шелками, вышивала гладью. Немалое время от-водилось на келейное правило и чтение Псалтири. При этом с первых дней иночества она при всяком удобном случае предавалась молитве, не ограничиваясь положенным монаше-ским правилом.

Анна Михайловна любила посещать монастыри, поклоняясь мощам святых угодников Божьих и другим святыням. Неразлучной спутницей во всех этих паломничествах была ее двоюродная сестра монахиня Маргарита (в миру Екатерина Андреевна Сорокина). Эти (почти ежегодные) поездки по святым местам представляли Анне Михайловне возможность общаться с духовными людьми, наблюдать порядок и внутренний строй известных своим благочестием монастырей и таким образом обогащали ее различными полезными сведения-ми, которые впоследствии она использовала при управлении монастырем.

Неизгладимый след оставило в душе инокини общение с Антонием, епископом Орен-бургским и Уральским, и Серафимом, епископом Смоленским. Преосвященный Антоний был уволен на покой по каким-то неприятностям в своей епархии и с 1866 г. проживал на покое в Трегуляевском монастыре, где много терпел от неучтивости братии и от скудости содержания. Послушница Анна вместе с сестрой монахиней Маргаритой часто посещали епископа в его изгнании, утешали и снабжали различной провизией. Такое теплое отноше-ние к нему чужих людей до слез трогало владыку и значительно смягчало скорбное пребы-вание в монастыре. В 1870 г. Преосвященный Антоний был переведен в Смоленск, где ему было предоставлено помещение в архиерейских покоях. Окруженный заботой своего друга и благодетеля, товарища по академии епископа Серафима, он безмятежно провел здесь ос-таток своих дней (+23.12.1872).

По представлению игуменьи Дорофеи, в 1876 г. рясофорную послушницу Анну по-стригли в мантию с именем Антонии, в честь преп. Антония Киево-Печерского. Новопо-стриженная монахиня стала еще серьезнее и сосредоточеннее: неопустительное посещение всех церковных служб, своевременное вычитывание положенных по уставу молитвенных правил стало для нее потребностью души.

По смерти в 1885 г. игуменьи монастыря Дорофея, взоры всех сестер тотчас обрати-лись на монахиню Антонию. Тамбовское епархиальное начальство в лице Преосвященного Палладия действительно признало монахиню Антонию достойной преемницей игуменьи Дорофеи. Антония вместе с сестрой Маргаритой прибыла в Санкт-Петербург, где 9-го мая, в день перенесения мощей св. Николая Чудотворца состоялось ее возведение в сан игуменьи. Спустя много лет, вспоминая прошлое, игуменья всегда отмечала свою радость по поводу посвящения вдали от своего монастыря. Это избавляло от суеты и хлопот, связанных с приемом многочисленных поздравителей, и давало возможность с полной сосредоточенно-стью приступить к этому важному моменту.

С первых же дней своего настоятельства игуменья Антония с огромной энергией взя-лась за внешнее благоустройство монастыря, который наружным видом построек произво-дил впечатление скудости и убожества. В разное время выстроены несколько подсобных корпусов и новая двухэтажная каменная просфорная со всеми необходимыми приспособле-ниями (позже просфоры Вознесенского монастыря стали считаться одними из лучших в Тамбове). Бывший приют для девочек, вмещавший от десяти до семнадцати детей, обучаю-щихся грамоте и рукоделию, стараниями игуменьи Антонии преобразовали в Свято-Ольгинскую школу, где могли жить до 100 учениц и обучаться до 150. Игуменья стала попе-чительницей школы и относилась к своим воспитанницам по-матерински. По свидетельству работников школы, не проходило дня, чтобы игуменья Антония не зашла в свой близкий сердцу питомник. Дети видели ее в школе в любое время — и на молитве, и во время обеда и ужина, и даже в часы классных занятий.

Особой заботой настоятельницы стало благоустроение монастырских храмов: в 1889-1890гг. распространена ставшая тесной и душной теплая Скорбященская церковь; к 1907г. перестроена Вознесенская; обновлены внутреннее убранство и храмовые росписи.

По внутреннему устройству Вознесенский монастырь принадлежал к числу своекошт-ных, — сестры жили отдельными семьями по 5-8 человек и вели свое хозяйство, в мелочи их келейного быта никто не вникал. Антония решила начать переход своего монастыря к об-щежительному типу. Для этого был построен трехэтажный каменный корпус с домовою церковью преподобного Антония Печерского. Вообще, трудно просто перечислить все по-стройки, сделанные в монастыре трудами настоятельницы. Эти труды и широкая благотво-рительная деятельность были отмечены многочисленными наградами, в том числе весьма редкими.

В 1909 г., когда игуменье Антонии была пожалована золотая медаль с бриллиантовы-ми украшениями, старшая учительница Свято-Ольгинской школы, С.П. Гавриловская, сама выпускница школы, приветствовала матушку: «Приняв нас в свою школу, Вы включили нас как бы в свою родственную семью. Вы, как снисходительная и добрая мать, старались скра-сить подчас далеко не легкую службу нашу мелкими заботами и теплым участием. Частые Ваши посещения много вносили тепла и света в наш школьный мирок: Вас тесным кольцом окружали дети, лица их сияли: Припоминаются наши вечерние молитвы, во время которых наша школьная семья не раз замечала, как поднимался занавес в окне соседней келии и как родная, заботливая рука истовым крестным знамением осеняла свое любимое детище — школу.

Время идет: Слабеют Ваши силы, но: Вы по-прежнему с материнской заботливо-стью входите во все мелочи школьной жизни: И вот сегодня благодарная Вам Свято-Ольгинская школа: приветствует Вас с великой милостью; все мы хотим сказать Вам, что наши сердца полны радости и гордости за Царское отличие своей дорогой попечительницы, что велика наша духовная связь с Вами и что на страницах школьной летописи Ваше имя и Ваши труды будут начертаны золотыми буквами».

Вскоре после торжества здоровье Антонии сильно ухудшилось. Осознав приближение кончины, она стала готовиться к смерти и делать последние распоряжения. 5-го декабря Ан-тонию посетил Преосвященнейший владыка Кирилл. Своим ласковым, приветливым обра-щением, обещанием молиться за нее и исполнить все возможное по ее желанию архипас-тырь весьма утешил умирающую.

Утром 14-го декабря 1910 г. матушка Антония приобщилась Святых Таин, осеняя себя крестным знамением и беззвучно повторяя слова молитвы, а вечером того же дня мирно отошла ко Господу. Торжественное погребение игумении Антонии, 25 лет и семь месяцев руководившей обителью, собрало людей разных чинов, званий и положения: от простолю-дина до губернатора. Аккуратно ухоженная могила ее в Вознесенском монастыре долгое время служила зримым памятником любви к матери-настоятельнице.

(По брошюре: Священник А.Цветаев, Настоятельница Тамбовского Вознесенского женского монастыря игумения Антония (Аносова). (Биографический очерк). Тамбов, 1911.)

Зачастую современные люди считают, что в монастырь уходят из-за несчастной любви, из-за какой-либо трагедии в жизни, по бедности, по болезни и т.п. Вероятно, такие случаи встречаются, но это исключения.

К монашеству стремятся люди жизнерадостные, вполне благополучные в прошлой мирской жизни, образованные .

Кто-то даже пошутил: «Ну, к вам в монастырь без высшего образования и не попадешь!»

Как же так? По мирским понятиям, образованный человек губит свою карьеру, уходя в монастырь, будто попадая в тюрьму. «Бедные, у вас же совершенно никакой свободы, сидите в четырех стенах, словно заключенные!» - вот что приходится часто слышать. Но свобода ли в миру? По мысли прп. Антония Великого, именно мирские люди несвободны, поскольку являются рабами своих страстей, а истинная свобода состоит в том, чтобы научиться управлять своими желаниями и не следовать им, - чему и учатся в монастыре .

Часто именно образованные или обеспеченные люди, начиная воцерковляться, вдруг обнаруживают свою зависимость (и духовную, и физическую) от так называемых «благ цивилизации», которые по сути своей не «блага», а зло, убивающее душу. Имея престижную профессию, неожиданно понимаешь, что то, чем занимаешься, - пустота…

Когда человек учится быть православным, он сталкивается с вечностью , а современная жизнь исключительно временна, сиюминутна… Кроме того, слово «православный» в нашем сознании неизменно связано со словом «русский», а в современной России «русским» быть вроде как и стыдно, настолько заполонила и покорила нас западная цивилизация. Приходя в монастырь, мы заново учимся быть русскими, сознательно отгораживаясь от лишней информации, развлечений, опустошающих душу .

Какова же цель монашеской жизни? Конечно, спасение! Каким образом? Путем трудного преодоления в себе себялюбия и эгоизма, благодаря послушанию - этой главной монастырской науке , - и с надеждой на помощь Божию. Без послушания монашества не существует . По учению святых отцов, новоначальные должны сперва учиться послушанию, а затем молитве . Именно послушание старшим помогает обрести свободу от желаний самолюбивого сердца, от «Я хочу».

Конечно же, высшее образование и в монастыре пригодится: был бухгалтером - станешь казначеем, был музыкантом - станешь регентом, был художником - станешь иконописцем… Но - не сразу! В нашей обители, по благословению Матушки и духовника, сначала все проходят коровник и трапезу, то есть получают «монастырское образование», чтобы сбить «интеллигентскую спесь» и, делая непривычное доселе, освободиться от так называемого «я могу!» и «я умею!».

Надо сказать, что, даже имея какое-то постоянное послушание, сестры несут и другие - это помогает научиться ценить чужой труд и быть всегда готовым помочь сестре . У нас небольшая обитель, около 30 человек, и мы стремимся научиться жить одной духовной семьей - это то, к чему нас непрестанно побуждает наш духовник, говоря: «Учитесь любить друг друга, учитесь не бояться друг друга!» Физический труд у нас разделен на всех, каждый старается по силам - и старшие, и младшие. Нет различия между монахиней и новенькой сестрой - все трудятся наравне, это устраняет официальность в отношениях.

Очень важную роль в нашей жизни играет час общих послушаний - когда все сестры во главе с Матушкой, независимо от основного послушания, собираются вместе, чтобы прополоть огород, окапать деревьев, убрать урожай или почистить снег. То, что один человек делал бы несколько дней, вместе можно сделать за час.

Клирос в нашей обители является постоянным общим послушанием - поют все, кто может, независимо от способностей, которые, вообще-то, есть у всех. Присутствуя на клиросе, легче всего научиться разбираться в церковном Уставе, молитва становится осмысленной.

Часто говорят: «Я не умею петь, и никогда не научусь!». Это неверно. Слух есть у всех, просто надо его развивать. У многих «непоющих» раскрываются певческие способности, даже таланты.

То же можно сказать и о таланте художественном. Когда шла роспись храма, в ней участвовали практически все сестры - кто фон раскрашивал, кто полотенца рисовал, кто орнаменты. А теперь, когда роспись кончена, желающие просто рисуют - творчество помогает справиться с унынием .

Часто сталкиваешься с вопросом мирских людей: «Бедненькие девочки, вы такие молодые, зачем же свою жизнь в монастыре губите? Ведь столько развлечений, пожили бы еще в свое удовольствие!» Что сказать на это? Когда попадаешь в монастырь, то открываешь для себя жизнь буквально заново, и все мирские «сладости» кажутся пресными и пустыми по сравнению с этой, настоящей жизнью . Верно подметил один из бывших институтских преподавателей наших сестер: «По-моему, это у нас, мирян, серые будни, а у вас - полноценная яркая жизнь!»

Одна паломница, прожив у нас несколько дней, с удивлением сказала: «Мне говорили, что монастырь - это чуть ли не казарма с дедовщиной, а у вас тут почти как институт благородных девиц - все поют, рисуют, да и общаетесь вы по-человечески».

Безусловно, пение и рисование - это таланты, дарованные Богом почти всем, но даже если этого нет, - у каждого человека заложен талант любить , который нужно развивать всю жизнь, и совершенства редко кто достигает. Монастырское общежитие направлено именно на развитие таланта любви к ближнему , недаром поет Царь Давид: «Се, что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1). Приходя из мира, который устроен по закону «Я и всё для меня», очень сложно перестроить свое самолюбивое и эгоистичное сердце на любовь, даже хотя бы интерес к кому-то, кроме себя. Тут-то и начинаешь учиться молиться - без помощи Божией себя не одолеть. Так молитва становится неотъемлемой частью нашей жизни, а обязательное общее монашеское правило - не просто затверженными словами и перебиранием чёток, а искренней мольбой о помощи и помиловании .

Именно живя в монастыре, многие из нас начинают воцерковляться, детство-то было далеко от Церкви, почти все пришли к вере уже в сознательном возрасте. Для того чтобы быть православным, надо знать, что такое Православие, что такое Церковь - для этого священники проводят с нами занятия по Катихизису, отвечают на все вопросы. Бывает, что Матушка благословляет кому-либо из сестер подготовить тему и выступить с «докладом». Так, недавно мы изучали вычисление Пасхалии - «вруцелето».

Неотъемлемой частью жизни сестер уже несколько лет является сезонный лагерь для девочек, приезжающих на каникулы. В монастыре они приобщаются к молитве, поя на клиросе с сестрами, и к труду - помогая на всех послушаниях, - и в коровнике, и на трапезе, и в пекарне, и в храме. Опыт подсказывает, что эти городские девочки, не расстающиеся с телефоном и интернетом, с удовольствием (правда, не сразу) втягиваются в нашу «деревенскую» жизнь, учатся доить, печь хлеб, полоть грядки и т. п. Конечно, не оставляем мы их и без развлечений - если зима, катаем на санках, играем в снежки; если лето - водим купаться, устраиваем костры с песнями. Занимаемся с ними рисованием, готовим концерты и сценки. Пытаемся заинтересовать их чем-то настоящим, а не виртуальным . Кроме того, некоторые сестры, по послушанию, проводят катехизаторские беседы с детьми и их родителями в детском оздоровительном лагере «Родник», находящемся рядом с монастырем.

Что сказать? Православных встречается немного, хотя «верующими» считают себя почти все. Иногда бывают и курьезные случаи. Например, одна из родительниц в процессе беседы вдруг задает вопрос сестре: «Скажите, а какой вы маской для лица пользуетесь, чтобы кожу сохранить?». Приходится отшучиваться, что, мол, встал в 5 утра и трудишься весь день - и никаких масок! Или, разбирая с детьми заповедь «не сотвори себе кумира», вдруг слышишь от семилетнего ребенка: «Ну, нет! У меня на первом месте компьютер, а потом уже Бог!». Печально, есть над чем задуматься.

Бывает, что нас спрашивают: «Вы, наверное, никогда не отдыхаете, никак не развлекаетесь?» И отдыхаем, и развлекаемся - все вместе, как и трудимся, как и молимся. Когда нет поста, Матушка устраивает нам общие чаепития - летом с самоваром под березами, или в лесу с костром, где рассказывает нам что-либо, читает, а потом мы обязательно поем песни: духовные канты, русские народные или военные, которые всем знакомы, и старым, и молодым. На дни Ангела сестрам всегда пекут именинные пироги с разными рисунками (именинница угощает всех, конечно же).

Периодически мы ездим в паломнические поездки - были в Киеве, в Печорах, в Оптиной и в Дивеево, в Толге, Ярославле и Ростове. Но самым любимым местом остается Троице-Сергиева лавра, от которой наша обитель и находится неподалеку. Скучать некогда!

В процессе общения с сестрами люди часто отказываются от своего предубеждения против монашества, и слышишь порой такое: «Да вы счастливее всех нас!» Монашество - это не бесконечные посты и постные лица, это истинная радость от обретения жизни в Боге и ради Бога . Даже древние святые отцы говорят, что монах должен быть всегда радостен . Правда, важно отличать радость от смехотворства, которое приносит лишь духовное опустошение и уныние. Радость, по слову апостола Павла, связана с молитвой; пустой смех же молитву убивает. Монашеская жизнь и должна состоять в том, чтобы и радоваться о Боге, и непрестанно молиться и плакать о своих грехах, как это ни парадоксально звучит. Если не будешь плакать о грехах, то и видеть их не будешь в себе, соответственно, станешь высматривать их в других. За грехами не увидишь образ Божий в человеке, не сможешь его любить и почитать, а, по слову апостола Иоанна Богослова, - если брата, которого видишь, не любишь, то как Бога, Которого не видишь, полюбишь ? (см.:1 Ин. 4, 20). О чем же тогда радоваться?

Часто наш духовник на проповеди говорит мирским людям:

«Вот вы видите сестер. Вам кажется: монашество - это так красиво! Клобуки, мантии, все парами ходят. А вы не знаете, что за этим стоит, какой труд».

Да… каждая из нас знает, какой труд, и сколько еще предстоит - мы ведь только в начале пути. Как писал прп. Иоанн Лествичник:

«Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!»

Да, мы немощные, мы искалеченные современным миром, и погибли бы, если б не надеялись на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, Чей чудотворный образ «Скоропослушницы» хранит нашу обитель.

Богослужение возглавил архимандрит Дионисий (Шишигин).
Ему сослужили: архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, клирики Кресто-Воздвиженского Иерусалимского женского монастыря: иеромонах Дионисий (Локтаев), иеромонах Алексий (Благов).
За богослужением молились настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря, инумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина).
По окончании богослужения архимандрит Дионисий обратился с приветственным словом к Игумении Екатерине, гостям и прихожанам Обители. "Какое сердце пастыря не будет радоваться, видя столько благочестивых людей, наполнивших стены этого святого храма обители Кресто-Воздвиженской. Причина этого, конечно же, и Рождественский пост, в который мы с вами вступили, и воскресный день, ну а более всего, я надеюсь, это тезоименитство Матушки Игумении, которая несет здесь по послушанию Священноначалия великий труд управления этой святой обители. И я думаю, сколько не будет существовать эта святая обитель, милостию Божию, трудами и упованиями людскими, этот день для обители всегда будет один из самых важных. Потому что именно на долю Матушки Екатерины выпало восстанавливать эту порушенную и оскверненную святыню, и Бог даровал ей милость уже даже видеть плоды своих трудов..."
Архимандрит Савва (Фатеев) зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА игумении Екатерине в день ее тезоименитства.

После богослужения состоялась праздничная трапеза для гостей и прихожан обители. Матушка Екатерина вручила благодарственные грамоты священникам, сестрам и сотрудникам обители за внесенный ими вклад в возрождение святой обители. Сестры монастыря подарили Матушке Екатерине музыкальное поздравление, пели духовные песни. Также выступили дети из воскресной школы монастыря.

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь

Акатово. Лес и в самом деле будто окатил-окутал эту местность, где расположился Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь. У этой обители нет уходящей в глубину веков древнейшей истории, как нет величественных архитектурных комплексов и колокольни, подпирающей небо. Возможно, нет и других составляющих, которые отсылали бы нас к привычной уверенности в том, что наше историческое и культурное наследие находится здесь. Но не будем мыслить штампами.

Нам, живущим ныне, может показаться странным даже само основание обители. В ознаменование славного события - падения крепостного права - один из освобожденных крестьян выкупает у помещицы землю с целью устроения сестринской общины для молитв за государя-императора Александра II. Так не по повелению княжеской воли, не на месте явления чудотворного образа появляется обитель - боголюбивый человек устраивает место для молитвы, и из сестричества вырастает значительный монастырь, в котором подвизается около 200 насельниц.

Обитель стала возрастать после того, как настоятель Афонского подворья в Москве старец Аристоклий (ныне прославленный в лике Московских святых) благословил вновь устраиваемый монастырь иконой Божией матери «Скоропослушница».

Сам отец Аристоклий очень почитал этот образ Божией Матери, прославленный многочисленными чудесами на Святой Горе Афон. Тогда, в XIX веке, для храмов России и домов богомольцев афонские монахи делали многочисленные копии афонских икон, почитаемых образов Божией Матери. Ведь Афон - это удел Пресвятой Богородицы, Царица Небесная избрала это место для Своей проповеди. В XIX веке на Святой Горе сложилась целая иконописная школа, названная позднеафонской. Чудотворные списки почитались в России не менее первообразов. Их приносили в дома больных и страждующих. Так, однажды старец Аристоклий принес икону Божией Матери «Скоропослушница» в дом больной девочки Веры, и она получила помощь Богородицы. Именно этот образ Божией Матери отец Аристоклий преподнесет в дар недавно открытому монастырю в Акатове, а девочка Вера, впоследствии посвятившая свою жизнь служению людям и Богу, станет в этой самой обители матушкой Олимпиадой - последней настоятельницей перед закрытием в ХХ веке Троицкого Александро-Невского женского монастыря.

Много сил суждено было положить ей на устройство любимой обители, чтобы потом пережить и закрытие монастыря, претерпеть ссылку и гонения, потерю и обретение ставшего родным образа Божией Матери «Скоропослушница». Перед ним в нескончаемых молитвах пройдут годы жизни матушки Олимпиады.

К ее памяти бережно относятся нынешние сестры Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в Акатове. Они, как и первые насельницы, прибыли сюда на пустое место. Новейшая история монастыря начинается датой 16 января 2006 года. В тот год зима была с сильными морозами. Жить было, практически, негде. Вместе все ютились в маленькой комнатушке.

- Но нам так хотелось подвигов. Мы всему были рады. И многие трудности нас не пугали. Мы ели одну мороженую картошку. Но ведь все было по-монашески. Сразу началась молитва. Она нас всех и согревала, - вспоминает игумения Антония (Минина), настоятельница монастыря.

Чем только ни была Свято-Троицкая Александро-Невская обитель со времени закрытия! И складом, и санаторием, и, наконец, пионерским лагерем. В советские годы здесь произошло все то же, что и в многочисленных монастырях нашего Отечества: соборы взорвали, стены порушили… То, что осталось от когда-то процветавшей обители, было передано Русской Православной Церкви.

25 июня 2007 года монастырю был возвращен почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Сестры с матушкой Антонией (Мининой) во главе крестным ходом встречали у святых врат обители свою родную, такую долгожданную «Скоропослушницу», радуясь и удивляясь тому, что Матерь Божия благоволила вернуться в тот же день, в который первоначально икона была принесена в монастырь с Афона более ста лет назад. После смерти матушки Олимпиады икона находилась в Крестовоздвиженском храме с. Свердлово Конаковского района Тверской области, куда была передана по благословению игумении.

Каким Вы сегодня видите Акатово? - спрашиваем мы матушку Антонию.

Нужно, чтобы все здесь было в радость, без уныния. У приходящих в монастырь должно появляться ощущение, что это - наш общий дом. Мы, конечно, желаем и надеемся что-то сделать для Бога, для себя, своих душ и для других людей, которые приходят к нам помолиться. Здесь можно подумать о вечности, отдохнуть душой.

Но отдых тут только для приезжих богомольцев, которые в выходные дни оставляют Москву и едут в Акатово. Монастырское хозяйство большое: действует швейная мастерская, есть пекарня, молочный цех, летом прибавляются многочисленные огороды. Картошка в обители своя. Еще в самом начале возрождения у обители появился коровник.

- Сестры все делают сами. Мы сами расписывали храм. Благословили - надо делать, сила благословения велика. Все сестры поют на клиросе, учатся на катехизических курсах. Наместник Заиконоспасского монастыря архимандрит Петр подал нам мысль: чтобы люди узнавали о монастыре, надо печь хлеб. И мы устроили пекарню. Стали летом собирать, растущий в этих местах хмель и на собственной бездрожжевой закваске замешивать тесто. И к нам за хлебом, действительно, начали приезжать люди. Человек приедет хлебушек купить, а потом и в храм зайдет , - рассказывает матушка Антония.

Акатовский хлеб вкусный и пользуется большой популярностью у местных жителей. Он очень долго не черствеет. Так же, как и акатовские куличи, сделанные по-монастырскому рецепту на всем своем, монастырском. В хорошем качестве хлеба, сливочного масло, молока и творога мы убедились сами.

- В монастыре можно всему научиться, это наши университеты , - говорит нам послушница Татиана, которая подвизается в обители около девяти лет. Она старший трапезник, между делом учит нас готовить «архиерейский суп» из акатовских продуктов. - Из других не получится такого вкуса , - уверяет Татьяна.

Возьмем на себя смелость и порекомендуем вам собраться и съездить в Акатово, это удивительное место, где еще видна необходимость стройки, восстановления территории и многого другого. Дорога занимает чуть более часа. За святыми вратами паломников встречает храм в древнерусском стиле с многочисленными кокошниками. Рядом с храмом - православная гимназия для девочек. Пока в ней всего двадцать воспитанниц, но ведь это только начало.

Очень часто о монастырях говорят, что это особый мир, мир иных людей. Именно это, наверное, когда-то давно, сто лет назад, почувствовали такие же обычные люди, как мы с вами, и стали послушницами обители. Три из них в безбожный период истории нашего Отечества были брошены в землю Бутовского полигона и теперь предстоят за нынешних сестер у Престола Божия, молятся, мы верим, в Небесном Иерусалиме и за всех тех, кто сегодня приезжает в Акатово, в Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь.

Окатил, окутал лес это местечко, куда приезжают, чтобы помолиться, услышать тишину, побыть наедине с собой, купить вкусного хлеба или научиться готовить «архиерейский суп». Монастырь с нестандартной историей, где подвигов ищут до сих пор и многое из мечтаний уже воплощено в жизнь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!